Выступление на педсовете "Работа со слабоуспевающими учащимися"
методическая разработка на тему

Невская Ирина Николаевна

Причины отставания учащихся. План работы с отстающими учащимися. Приёмы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД.    Работа со слабоуспевающими учащимися.

 ---------------------------------------------------------------------------------------

Над этой проблемой наше МО работает давно, но с каждым годом мы находим всё новые методы работы со слабоуспевающими учащимися.

Но прежде чем начинать работу со слабоуспевающими учащимися, необходимо, выяснить по каким причинам ученик является слабоуспевающим.

2 СЛАЙД.   Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам.

  1. Пропуски занятий по болезни;
  2. Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  3. Задержка психического развития;
  4. Педагогическая запущенность: отсутствие у ребёнка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения ( низка техника чтения, техника письма, счёта, отсутствие навыков самостоятельности в работе и другие…);
  5. Прогулы;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 СЛАЙД.  Любой ребёнок – индивидуум.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Медлительные дети сразу обращают на себя внимание особенностями своего поведения и деятельности.

Такие дети страдают от каждодневной спешки, испытывают из-за этого постоянное напряжение, нервничают. Они глубоко переживают свою невозможность всё успеть, сделать вовремя, не опоздать, не отстать от других.

Иногда медлительных детей совершенно незаслуженно обвиняют в лени, в том, что они специально, «назло» все делают медленно.

Однако медлительность – не свойство вредного характера. Это индивидуальные особенности ребёнка. Исследования показывают, что

4 СЛАЙД. Для медлительных детей характерны слабость и инертность нервных процессов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самая характерная черта медлительных детей – низкая скорость работы. Это связано с малой подвижностью нервных процессов. Дети с такими особенностями, как , правило, медленно включаются в работу, долго переключаются на другую деятельность, долго обдумывают, что и как следует делать.

Показано, что при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усвояемой информации. Поэтому быстрый темп речь учителя, быстрый показ учебного материала мешают таким детям уловить суть объяснения, так что значительная часть увиденного и услышанного на уроке при таком темпе работы не усваивается. При повторении того же ещё раз или медленном объяснении инертные дети способны хорошо усвоить материал и справиться с заданиями.

5 СЛАЙД. Учебные ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

 - длительная напряжённая работа (быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает делать ошибки, медленное усвоение материала);

 - ситуации, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6 СЛАЙД.

- работа в условиях, когда учитель задаёт неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (необходимо использовать письменную работу при ответе);

- работа после неудачного ответа, оцененного отрицательного ( не оценивать негативно);

- работа после резкого замечания, сделанного учителем.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7 СЛАЙД. Учебные ситуации, которые затрудняют деятельность инертных учащихся:

- когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по способам решения;

 - когда время работы ограничено, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8 СЛАЙД.

- когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя);

- когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мы рассмотрели только некоторые причины отставания учащихся в обучении. Поэтому, каждому учителю, необходимо знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Затем составить план работы с данным учеником.

Я хочу ознакомить вас с планом работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на 20---201- учебный год ИШМО научно-естественного цикла.

9 СЛАЙД.

                                                        План.

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. (Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей; б) выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации;

Сентябрь

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------        

10 СЛАЙД.

2. Установление причин отставания учащихся.

Сентябрь

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11 СЛАЙД.

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

12 СЛАЙД. 

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13 СЛАЙД.

5.Вести обязательный тематический учёт знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лучше вести тематический учёт знаний по предмету детей всего класса. Это здорово помогает в работе.

14 СЛАЙД.

6.Отражать индивидуальную работу со слабыми  учащимися в специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(Показать тетради учёта работы со слабоуспевающими, индивидуальные карточки)

15 СЛАЙД.

Приёмы и методы устранения пробелов в знаниях детей.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

16 СЛАЙД.

1.Развитие психических процессов.

2.Установить преемственность между предметами ( к чему детей готовить).

3.Выбор и использование эффективных методов и приёмов в ходе обучения.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                        17 СЛАЙД

4.Выработка и использование памяток, схем.

5.Систематическая работа над ошибками.

6.Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к предмету.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18 СЛАЙД.

«РАБОТА НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

19 СЛАЙД.

1.При подготовке к уроку.

(Выписать формулы, отдельные фрагменты решения примеров).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Которые будут рассматриваться на уроке, теоремы, которые будут использоваться во время урока и начинать урок с их повторения – это так называемая актуализация прежних знаний. Её можно проводить фронтально, у доски, вызывая учащихся по их желанию, или, когда класс слабый, а урок насыщенный, это делает сам преподаватель. В любом случае нельзя на повторение тратить более 5 минут, поэтому рассматриваемые вопросы необходимо заранее записать на доске. Ответы учащихся не оцениваются отдельной оценкой, но учитываются в дальнейшем.

20 СЛАЙД.

2.При проведении практических уроков по решению примеров, уравнений.

(Учителем решается уравнение определённого типа с подробным объяснением).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Потом вызываю к доске желающих трёх учащихся средних способностей и двух слабоуспевающих. Каждому даётся своё задание, подобное разобранному мной. Перед всем классом ставится задача: решить все записанные на доске примеры самостоятельно, не дожидаясь записей на доске.

После такой коллективной работы проводится небольшая самостоятельная работа, цель которой не столько выставление оценок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли. После того, как учащиеся начали работать, я прохожу по классу и снова подробно объясняю на подобном примере решение тем учащимся, которые не знают, с чего начать. И даже после этого следует подходить к работе учеников индивидуально. Если на самостоятельную работу остаётся мало времени, то сдать работу   на оценку предлагаю только желающим. Остальные должны решить свои задания дома к следующему уроку.                                                                                                                                     21 СЛАЙД. 3.Применение опорных схем и обучающих карточек.                                                                      

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опыт показывает, что применение обучающих карточек и опорных схем в течение трёх-четырёх недель помогает учащимся освоить ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы. Затем они хорошо включаются в общий ритм учебного процесса.

В опорной схеме обозначаются основные этапы работы с записью формул, теорем, применяемых при решении данного задания.

22 СЛАЙД.

Алгоритм решения квадратного уравнения

Решить квадратное уравнение

1.Найдите коэффициенты квадратного уравнения.

2 + 5х – 7 =0                                                                                     а =   , в =  , с =

2.Запишите формулу для нахождения дискриминанта квадратного уравнения.

Д = в2 -

3.Найдите дискриминант.

Д

4.Запишите формулу для нахождения корней  квадратного уравнения.

Х1,2 =

5.Найдите корни квадратного уравнения.

Х1 =   ,   Х2 =

6.Запишите ответ.

Ответ:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23 СЛАЙД.

Обучающая карточка состоит из трёх блоков:

А) Опорная формула;

Б) Решённые примеры;

В) Реши сам.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(Показать карточки)

24 СЛАЙД.

4.Индивидуальные задания для устранения ошибок.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положительный эффект индивидуальных заданий несомненен, особенно домашних, так как ученики выполняют их в основном самостоятельно. При проверке нужно вовлекать учащихся в беседу, расспрашивая об испытанных трудностях, о примененных законах, определениях и т.д. Индивидуальные задания должны быть составлены методически правильно и чётко направлены на преодоление конкретных ошибок. Поэтому учителю надо постоянно вести учёт основных затруднений учащихся.


Выступление на педсовете рук. ИШМО Невской И.Н.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя со слабоуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной     неуспеваемости. Ее решение пре...

Слайды презентации выступления на педсовете по теме "Организация работы со слабоуспевающими учащимися"

Несколько слайдов выступления на педсовете "Организация работы со слабоуспевающими детьми"...

2018 Методическое объединение классных руководителей МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области. Справка о выступлении «Вовлечение в воспитательную работу слабоуспевающих учащихся»

2018 Методическое объединение классных руководителей МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области. Справка о выступлении «Вовлечение в воспитательную работу слабоуспевающих учащихся»...

Выступление на районном методическом объединении по физике "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках физики"

Статья представляет собой замечания из опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках физики....