Доклад "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"
статья по теме

Доклад на тему: "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района»

Доклад

Проблема формирования этнокультурной толерантности личности

в условиях полиэтнического региона

Руководитель МО

классных руководителей:

Т. И. Дроздова

2010 год

Глобальные перемены, произошедшие в России за последние десятилетия полностью изменили социально-политическую, экономическую ситуации. Массовая миграция, нарушения устоявшихся соотношений славянских и кавказских этносов, перераспределение территории проживания и недвижимости, урбанизация, не связанная с развитием промышленного производства, маргинализация и люмпенизация части населения, а также противоречия вследствие противостояния религиозных сообществ – все это реалии современной социальной жизни Ставрополья.

Как следствие обесценивание духовно-нравственных идеалов, рост детской безнадзорности и беспризорности, снижение жизненного уровня, увеличение числа неблагополучных семей, дистанцирование от детей с трудной судьбой. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам уделяется меньше внимания не только в семье, но и в образовательном учреждении.

Особую остроту сложившейся ситуации придает геополитическое положение Ставрополья: соседство с Чечней, Дагестаном, Кабардино-Балкарией, и др. Ежегодное увеличение количества вынужденных переселенцев создало проблему в крае, районе и конкретно в нашей школе, связанную с образованием поликультурной среды как фактора, требующего тщательного изучения и определения основных направлений деятельности образовательного учреждения в вопросах формирования современной личности.

В нашей школе обучаются: русские – 57%, армяне – 9,6%, цыгане – 7,7%, турки – 6%, представители других национальностей (азербайджанцы, табасаранцы, аварцы, даргинцы, корейцы, удины, немцы и т.д.) - 19,7%.

В связи с этим МО классных руководителей и весь педагогический коллектив при поддержке родительской общественности задался целью создания условий для развития личности школьника в поликультурном пространстве. Появилась необходимость в поиске особого подхода к организации воспитательного процесса учащихся.

При разработке концептуальных подходов к формированию личности ребенка в поликультурном пространстве школы мы учитывали следующие факторы:

  1. демографический, меняющийся состав народонаселения края, района, школы. В классах довольно большим становится число иммигрантов, беженцев;
  2. полиэтнический, в школе обучаются представители восемнадцати национальностей, имеющие свою культуру, свои ценности, представление и интересы;
  3. поликонфессиональный, учащиеся школы - это христиане, мусульмане, иеговисты и представители других вероисповеданий;
  4. молодежный, в школе обучаются более 100 подростков, которые проводят по 5-7 часов в стенах учреждения, а в остальное время они в своем микросоциуме, где господствует уличная тусовка и компании;
  5. психолого-педагогический, в формировании личности ребенка в условиях поликультурного пространства;
  6. усиление патриотического, гражданского и нравственного фактора в воспитании наших учащихся, будущих полноправных граждан.

Поэтому одной из важнейших функций школы мы видим – научить подростков жить вместе в мире и взаимопонимании друг с другом, способствовать тому, чтобы с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам

Цель поликультурного образования в школе состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде школы, города, региона, обладающим развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из этой цели вытекают следующие задачи, стоящие перед нашим образовательным учреждением:

  1. глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
  2. формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
  3. создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
  4. воспитание учащихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;

Школа создает условия введения учащихся в родную культуру, для приобщения учащихся к культуре других народов для осмысления и усвоения таких общечеловеческих ценностей, как доброта, милосердие, совесть и справедливость.

Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. За два года работы в этом направлении в нашей школе традиционными стали такие мероприятия как: фестивали «Дружба народов», «Славянские праздники», игры народов Северного Кавказа, конкурс «Танцы и песни народов мира». Педагогом- психологом регулярно проводятся мониторинги толерантности образовательной среды, классные часы. Накопленный опыт по данной теме был обобщен на педсовете «Актуальные проблемы развития системы образования и воспитания в полиэтническом пространстве». На заседании МО классных руководителей была рассмотрена программа воспитательной работы « Небо – общее для всех детей» и рекомендована классным  руководителям 5 – 8 классов. В дальнейшем мы планируем провести выставки народного творчества, научно-практическую конференцию «Живая культура: традиции и современность», целью которой может стать развитие интереса школьников к творческой деятельности; приобщение их к исследовательской работе, ролевые игры и психологические тренинги, в ходе которых учащиеся приобретут опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде. При организации досуговой деятельности мы предполагаем проведение экскурсий, связанных с культурными достопримечательностями и историческими памятниками, выпуск газет, отражающих культурное многообразие России, мира. Проведение вечеров, посвященных выдающимся представителям литературы, искусства, науки, конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

Знакомство с культурой народов, проживающих в РФ, способствует сближению детей разных национальностей.

Этнокультурное образование школьников – это залог успеха формирования гуманной развитой личности современного и будущего общества нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнокультурно – ориентированной личности в условиях общеобразовательной средней школы.

Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в  этом будущем наши дети и внуки з...

Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка

Единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности отвечает требованиям широко пропагандируемой «гуманитарной культуры». Система языковой подготовки должна быть ор...

Формирование этнокультурной толерантности на уроках английского языка в образовательной практике РБНЛИ №1

Существование в современном многонациональном обществе невозможно без принятия и понятия чужих традиций и обычаев, культуры и образа жизни.Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных ...

Формирование этнокультурной среды – путь к толерантности.

Среди задач школьного образования - этнокультурное развитие учащихся, воспитание полноценного гражданина многонационального общества, создание условий для формирования у детей ценностных ориентиров. Э...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ РБНЛИ №1

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ РБНЛИ №1...

Взаимодействие школы и семьи в формировании межэтнической толерантности личности

Материал размещен в Вестнике образования и науки, международном научном журнале "Педагогика, психология, медицина", Выпуск 3(15), 2015 г....

Формирование этнокультурной толерантности

Существование в современном многонациональном обществе невозможно безпринятия и понятия чужих традиций и обычаев, культуры и образа жизни.Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и...