Деятельностный подход в образовании
статья на тему

 

Единый методический день

Деятельностный подход

в образовании

(РМО учителей истории)

                            Автор работы:

 

                                              Бровкина  Анна Николаевна

                                                             учитель истории и           обществознания

                                                  I квалификационной  категории

                                   МОУ Ухтуйская СОШ

                              Иркутской области

                                             Зиминского района,  с. Ухтуй

Зиминский район, 2011

Деятельностный подход

 

Тема моего доклада «Деятельностный подход». Что это такое и зачем это нужно, попробуем ответить на эти вопросы все вместе.

Для этого я прошу всех по кругу дать ответ на вопрос «Что значит для меня слово «Школа»? Ответьте первой пришедшей в голову фразой. Например: «Для меня школа – это реализация моих профессиональных возможностей».

- ответы слушателей.

Действительно, развитие СМИ и Интернета приводит к тому, что школа сегодня является далеко не единственным источником знаний и информации для школьника. В чём же сегодня заключается роль школы?

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться, то есть учить себя – вот та образовательная задача, в решении которой может участвовать только школа.

Проблема такого подхода к так называемым современным образовательным технологиям появилась не сегодня, ещё в 1964 г. в журнале «Народное образование» была опубликована статья известного отечественного философа Э. В. Ильенкова под названием «Школа должна учить мыслить», в которой автор критиковал школу за то, что она даёт детям уже готовые знания, а сами ученики находятся как бы оторванными от процесса их получения.

Современное общество нуждается в людях нового типа – они должны уметь производить такие мыслительные процедуры, в ходе которых развивалось бы истинное мышление. Таким образом, на помощь к нам и приходит деятельностный подход.

Прежде, чем мы приступим к рассмотрению деятельностного подхода, проведём небольшое анкетирование. На чистой стороне листа поставьте себе цифру, которая бы показала ваше отношение к проблеме деятельностного подхода в образовании (от+3 до -3).

Переверните лист. Перед вами несколько определений понятия деятельностного подхода. Обведите в кружок цифру того определения, которое вы считаете наиболее верным. Сохраните анкеты для дальнейшей работы с ними.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды, как я уже отмечала Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.  Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

В общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т. е. способствовать формированию умения учиться.

Эти процессы могут получить эффективное развитие в условиях становления системы образования, ориентированной на результаты, определённые ФГОС второго поколения. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.

Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов:

Структура урока в технологии деятельностного подхода

1. Орг. момент.                                          

  • включение детей в деятельность;
  • выделение содержательной области.
  • Постановка учебной задачи.
  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

  1. «Открытие» детьми нового.
  2. организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  3. выведение алгоритма.
  4. Первичное закрепление
  5. выполнение заданий с проговариванием.
  6. Самоанализ и самоконтроль.
  7.  Итог урока. Рефлексия.

Остановимся на приемах создания проблемной ситуации.

   1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.

   2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.

    3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.

При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может

Учитель может выбрать для своей работы с учениками довольно различные виды деятельностного подхода:

1. Лично-деятельностный.

2.Коммуникативно-деятельностный подход (предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся).

3. Системно-деятельностный подход.

На современном этапе сегодня педагогическая наука переживает переломный этап своего развития. Перестройка коснулась и исторического образования. Ведется интенсивный поиск методических решений на основе личностной парадигмы и технологического подхода в обучении. В этой связи определенной перестройки требует основа исторического обучения.

Немаловажное значение имеет технология проблемного обучения, так как именно в решении практических задач и есть сущность деятельности.

Цель проблемного типа обучения работы состоит не только в усвоении результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Ни технологии традиционного обучения, ни технологии проблемного обучения, не предполагают развитие у детей творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных системах господствует безусловное господство репродуктивного способа усвоения авторского учебникового знания.

Говоря о деятельностном подходе стоит упомянуть технологию Троицкого и проектную технологию. Они полностью исключают учебник как средство работы с источниками, заменяя его либо Документальным Методическим Комплектом, либо полностью переходом на самостоятельную поисковую деятельность обучающихся. Автор методики, Ю.Л. Троицкий говорит о том, что ученика необходимо поставить в позицию творца предметной реальности, перейти от репродукции реальности к творчеству. Кроме того, Троицкий предлагает отказаться от так называемой демифологизации истории, утверждая, что учебник несет некую безусловную истину, и не предполагает некого столкновения мнений, активного поиска истины, «которая живет до тех пор, пока не облегчается в связанный авторский текст, где благополучно и умирает».

В 20-30 годы ХХ столетия в российских школах использовался метод проектов для реализации задач развития ученика. Однако этот метод не давал учащимся возможности овладевать системой знаний в пределах конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из практики школы, и вместе с тем снизилось внимание к основной философской идее образования - направленности его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей. На сегодняшний день можно говорить о создании основ проектного обучения. Однако следует отметить и то, что переводить весь образовательный процесс на проектное обучение вряд ли целесообразно. Для современного этапа развития образования в рамках работы с детьми важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Целью проектного обучения является необходимость создания таких условий, в результате которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя различные исследовательские умения, как например умение выявить проблему, навыки сбора информации, наблюдения, анализа гипотез, обобщения;
  5. развивают системное мышление;

Суть проектного обучения, так же и как технологии Троицкого, состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом, постигает реальные процессы и объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение к проникновению его вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов

Главными идеями технологии проектного обучения состоят в следующем:

1. С большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. В этой связи работа с источниками мотивирована учеником и это обосновывает активизацию интереса к данной деятельности.

2. Разработка проекта строится в русле не только одного учебного предмета, в ходе деятельности с источниками имеют место межпредметные связи.

3. В ходе проекта важна опора на конкретные увлечения детей.

4. В ходе работы над проектом учащиеся могут добыть важные сведения, которые на первый взгляд не имеют отношения к рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, очень важны.

С целью выделения системы действий учителя и ученика предварительно необходимо определить этапы разработки проекта. К настоящему времени сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Исходя из выделенных стадий работы над определенным историческим проектом, мы можем выделить следующую систему действий учителя и ученика на разных стадиях работы с источниками в процессе работы над определенным проектом на историческую тему. При этом исторические источники выполняют роль основного средства моделирования проекта на определенную тему. Но при этом достигается еще одно существенное положение ( см.таблицу 3).

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

- краткосрочные ( 2-6 часов)

-среднесрочные ( 12-15 часов)

-долгосрочные, требующие значительного времени на поиск материала и его анализ.

 

Релаксация.

- Напишите своё определение деятельностного подхода.

- Представьте своё определение на общее обозрение коллег.

- На чистой стороне листа поставьте себе цифру, которая бы показала ваше отношение к проблеме деятельностного подхода в образовании (от+3 до -3). Изменилось ли оно после нашей беседы?

Заключение:человека нельзя «сделать, «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. (Г. С. Батищев).

 

Литература

1. Иванникова Наталия Анатольевна, учитель начальных классов, зам.директора по УВР. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

2. Иванова Ирина Юрьевна, учитель истории и обществонания. Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории.

3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

4. Соболева Т.А.Учитель начальных классов. Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе(Образовательная система «Школа-2100»; из опыта работы).

5. Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru/upload.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_obrazovanii.rar93.24 КБ
Файл deyatelnostnyy_podhod.rar27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Единый методический день

Деятельностный подход

в образовании

(РМО учителей истории)

                            Автор работы:

 

                                              Бровкина  Анна Николаевна

                                                             учитель истории и           обществознания

                                                  I квалификационной  категории

                                   МОУ Ухтуйская СОШ

                              Иркутской области

                                             Зиминского района,  с. Ухтуй

Зиминский район, 2011

Деятельностный подход

Тема моего доклада «Деятельностный подход». Что это такое и зачем это нужно, попробуем ответить на эти вопросы все вместе.

Для этого я прошу всех по кругу дать ответ на вопрос «Что значит для меня слово «Школа»? Ответьте первой пришедшей в голову фразой. Например: «Для меня школа – это реализация моих профессиональных возможностей».

- ответы слушателей.

Действительно, развитие СМИ и Интернета приводит к тому, что школа сегодня является далеко не единственным источником знаний и информации для школьника. В чём же сегодня заключается роль школы?

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться, то есть учить себя – вот та образовательная задача, в решении которой может участвовать только школа.

Проблема такого подхода к так называемым современным образовательным технологиям появилась не сегодня, ещё в 1964 г. в журнале «Народное образование» была опубликована статья известного отечественного философа Э. В. Ильенкова под названием «Школа должна учить мыслить», в которой автор критиковал школу за то, что она даёт детям уже готовые знания, а сами ученики находятся как бы оторванными от процесса их получения.

Современное общество нуждается в людях нового типа – они должны уметь производить такие мыслительные процедуры, в ходе которых развивалось бы истинное мышление. Таким образом, на помощь к нам и приходит деятельностный подход.

Прежде, чем мы приступим к рассмотрению деятельностного подхода, проведём небольшое анкетирование. На чистой стороне листа поставьте себе цифру, которая бы показала ваше отношение к проблеме деятельностного подхода в образовании (от+3 до -3).

Переверните лист. Перед вами несколько определений понятия деятельностного подхода. Обведите в кружок цифру того определения, которое вы считаете наиболее верным. Сохраните анкеты для дальнейшей работы с ними.

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии. Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды, как я уже отмечала Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.  Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

В общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т. е. способствовать формированию умения учиться.

Эти процессы могут получить эффективное развитие в условиях становления системы образования, ориентированной на результаты, определённые ФГОС второго поколения. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.

Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов:

Структура урока в технологии деятельностного подхода

1. Орг. момент.        

  1. включение детей в деятельность;
  2. выделение содержательной области.
  1. Постановка учебной задачи.
  1. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  2. создание проблемной ситуации;
  3. выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

  1. «Открытие» детьми нового.
  1. организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  2. выведение алгоритма.
  1. Первичное закрепление
  1. выполнение заданий с проговариванием.
  1. Самоанализ и самоконтроль.
  2.  Итог урока. Рефлексия.

Остановимся на приемах создания проблемной ситуации.

   1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.

   2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.

    3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.

При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может

Учитель может выбрать для своей работы с учениками довольно различные виды деятельностного подхода:

1. Лично-деятельностный.

2.Коммуникативно-деятельностный подход (предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся).

3. Системно-деятельностный подход.

На современном этапе сегодня педагогическая наука переживает переломный этап своего развития. Перестройка коснулась и исторического образования. Ведется интенсивный поиск методических решений на основе личностной парадигмы и технологического подхода в обучении. В этой связи определенной перестройки требует основа исторического обучения.

Немаловажное значение имеет технология проблемного обучения, так как именно в решении практических задач и есть сущность деятельности.

Цель проблемного типа обучения работы состоит не только в усвоении результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Ни технологии традиционного обучения, ни технологии проблемного обучения, не предполагают развитие у детей творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных системах господствует безусловное господство репродуктивного способа усвоения авторского учебникового знания.

Говоря о деятельностном подходе стоит упомянуть технологию Троицкого и проектную технологию. Они полностью исключают учебник как средство работы с источниками, заменяя его либо Документальным Методическим Комплектом, либо полностью переходом на самостоятельную поисковую деятельность обучающихся. Автор методики, Ю.Л. Троицкий говорит о том, что ученика необходимо поставить в позицию творца предметной реальности, перейти от репродукции реальности к творчеству. Кроме того, Троицкий предлагает отказаться от так называемой демифологизации истории, утверждая, что учебник несет некую безусловную истину, и не предполагает некого столкновения мнений, активного поиска истины, «которая живет до тех пор, пока не облегчается в связанный авторский текст, где благополучно и умирает».

В 20-30 годы ХХ столетия в российских школах использовался метод проектов для реализации задач развития ученика. Однако этот метод не давал учащимся возможности овладевать системой знаний в пределах конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из практики школы, и вместе с тем снизилось внимание к основной философской идее образования - направленности его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей. На сегодняшний день можно говорить о создании основ проектного обучения. Однако следует отметить и то, что переводить весь образовательный процесс на проектное обучение вряд ли целесообразно. Для современного этапа развития образования в рамках работы с детьми важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Целью проектного обучения является необходимость создания таких условий, в результате которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя различные исследовательские умения, как например умение выявить проблему, навыки сбора информации, наблюдения, анализа гипотез, обобщения;
  5. развивают системное мышление;

Суть проектного обучения, так же и как технологии Троицкого, состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом, постигает реальные процессы и объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение к проникновению его вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов

Главными идеями технологии проектного обучения состоят в следующем:

1. С большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. В этой связи работа с источниками мотивирована учеником и это обосновывает активизацию интереса к данной деятельности.

2. Разработка проекта строится в русле не только одного учебного предмета, в ходе деятельности с источниками имеют место межпредметные связи.

3. В ходе проекта важна опора на конкретные увлечения детей.

4. В ходе работы над проектом учащиеся могут добыть важные сведения, которые на первый взгляд не имеют отношения к рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, очень важны.

С целью выделения системы действий учителя и ученика предварительно необходимо определить этапы разработки проекта. К настоящему времени сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Исходя из выделенных стадий работы над определенным историческим проектом, мы можем выделить следующую систему действий учителя и ученика на разных стадиях работы с источниками в процессе работы над определенным проектом на историческую тему. При этом исторические источники выполняют роль основного средства моделирования проекта на определенную тему. Но при этом достигается еще одно существенное положение ( см.таблицу 3).

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

- краткосрочные ( 2-6 часов)

-среднесрочные ( 12-15 часов)

-долгосрочные, требующие значительного времени на поиск материала и его анализ.

Релаксация.

- Напишите своё определение деятельностного подхода.

- Представьте своё определение на общее обозрение коллег.

- На чистой стороне листа поставьте себе цифру, которая бы показала ваше отношение к проблеме деятельностного подхода в образовании (от+3 до -3). Изменилось ли оно после нашей беседы?

Заключение: человека нельзя «сделать, «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. (Г. С. Батищев).

Литература

1. Иванникова Наталия Анатольевна, учитель начальных классов, зам.директора по УВР. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

2. Иванова Ирина Юрьевна, учитель истории и обществонания. Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории.

3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

 

4. Соболева Т.А. Учитель начальных классов. Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе (Образовательная система «Школа-2100»; из опыта работы).

5. Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru/upload.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Деятельностный подход в образовании как формирование учебно-познавательной деятельности на уроках физики".

Через освоение общих способов действия, повышается познавательная активность, обучение становится по настоящему деятельностным и интересным ...

Деятельностный подход в образовании

Всероссийская научно-методическая конференция на тему:«Реализация ФГОС в начальном и дошкольном образовании: достижения, проблемы», 22 мая 2015 года ФБГОУ ВПО «НИСПТР» г. НабережныеЧелны Республ...

Деятельностный подход в образовании

Доклад на конференции "Деятельностный подход в образовании"...

Развитие системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС

Итоговая аттестационная работа на курсах повышения квалификации. Московская академия профессиональных компетенций "Педкампус"....

Системно-деятельностный подход в образовании - основа ФГОС нового поколения ООО

Системно-деятельностный подход предполагает применение соответствующие ему элементы урока...

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....

Системно-деятельностный подход в образовании как основа реализации ФГОС.

Ученик сегодня должен не просто овладеть новыми знаниями, но и  обладать различными умениями и навыками по осуществлению определенного вида деятельности, уметь адаптировать к различным ситуациям,...