Компетентностный подход на уроках английского языка.
статья по теме

Полякова Екатерина Владимировна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход на уроках английского языка.

        В свете современных требований к выпускнику появляется необходимость в смене модели образования: в переходе от знаниевоцентрической модели, ориентированной на  передачу формальных знаний, к компетентностной, направленной на формирование практических умений использования знаний в деятельности. Деятельность при таком подходе приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, а выпускник становится не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим».

        Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

        Для достижения этих целей учителя английского языка нашей гимназии в своей работе используют  УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой, основной целью которого является формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная направленность курса проявляется  в постановке целей, отборе содержания, в выборе приемов обучения и в организации речевой деятельности учащихся. Отбор тематики и языкового материала для устного и письменного общения осуществляется исходя из коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся согласно их возрасту. Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл и был виден выход в реальное общение.

        Обучение английскому языку начинается со 2 класса. Начиная с первого урока осуществляется отработка фонетики, заучивание максимально-возможного количества рифмовок, зарядок, считалок, песен со строгим контролем правильности произношения. Грамматика и лексика также легко и  прочно откладываются в памяти в виде рифмовок и песен.

       Так, разучивая веселую и ритмическую песенку «Little Indians», ребята практически без усилий запоминают счет и правила формирования множественного числа существительных, а, распевая песенки «Good  morning!», «What is your name?», усваивают нормы речевого этикета, структура английского вопроса, не говоря уже о большом количестве новых слов.

       Параллельно с этим и всем последующим – изучение знаков транскрипции, алфавита и правил чтения. Чтобы понимать иноязычную речь учащиеся уже со 2 класса  прослушивают доступных для понимания в данном возрасте тексты на компьютере и аудио носителях, происходит привыкание к языку.

        Обучение говорению также начинается с начальной школы. Учащиеся участвуют в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие, поздравление), учатся расспрашивать собеседника, задавая вопросы, кратко рассказывать о себе.

       На более старших ступенях обучения происходит разучивание прослушанных текстов наизусть, разговоры на тему выученных текстов.

        Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку на старших ступенях обучения осуществляется через использование инновационных технологий и методов.

      Технология критического мышления.

      Учащихся надо учить критическому мышлению, на уроках английского языка чтение и письмо как раз являются основой для развития критического мышления школьников.

  Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями.

       Прием «Кластер» («гроздь»)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся».

        Технология составления:

Ключевое слово;

Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования

Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)

  Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;

на стадии рефлексии (reflection)

  исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах) так и стратегией урока в целом.

        Например, при изучении темы «Великобритания» можно попросить учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать данную. Учащиеся  предполагают, что главными вопросами изучаемой темы, скорее всего, станут географическое положение, политический строй, экономика, климатические условия,  культура, достопримечательности, традиции и т.д.

        Следующим шагом будет обсуждение выделенных блоков. Для этого по данной теме учащимся предлагается прочесть текст по данной теме. Таким образом, продолжается работа с данным приемом на стадии осмысления содержания; по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди».                      

         Методы обучения, результатом применения которых всегда является  создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.

          Метод эмпатии (вживания) означает "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной форме.

       Например, 8 класс «Enjoy English»,Unit 1, Section 5

Teacher: Imagine yourself that you are 'Tornado". How can you describe yourself? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

        Метод "Mind-Map"(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования "Mind-Map"

При систематизации, повторении материала;

При работе с текстом;

При повторении в начале урока;

При введении в тему;

При сборе необходимого языкового материала;

При контроле.

Example_1

:

Example_2: Text "Britain's Young Consumers"
Module 2 a Spotlight 10

 

         Метод "Brain Storming"(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

        Например, 9 класс «Enjoy English», Unit 3

Teacher: What kind of conflicts do you know?

      Пример 2.

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?

       Метод синквейн – метод синтеза информации и материала в кратких выражениях. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

      Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правило написания синквейна
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Как это делать

Название (обычно существительное) --------
Описание (обычно прилагательное) --------
Действия --------------------
Чувство (фраза) ----------------
Повторение сути ----------------
8 класс «Enjoy English» Unit-1

1. Earth                                                                         1.Earthquake
2. Beautiful, blue,                                                          2.Violent, destructive
3. Live, produce, pollute,                                              3.Damage, destroy, break
4. Can be kind,                                                             4.Can hurt, may be awful
5. Planet                                                                       5. Disaster

       "Учимся вместе" (Learning Together)

При работе с грамматическим материалом.

Например, при изучении темы The Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:

Случаи употребления"/ "Указатели" / "Схемы".
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

Первая группа выявляет основные случаи употребления времени- описывает действия;

Вторая - находит указатели, слова-помощники;

Третья - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца,

учитель" делает следующее:

Суммирует содержание абзаца;

Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

Растолковывает то, что для других осталось неясным;

Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Diamond
При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём " Даймонд". В переводе с английского - бриллиант, алмаз. Важный момент в задании - встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

        Особо хочется отметить метод проектов, который введен в структуру уроков английского языка уже с начальной ступени обучения. Учащиеся выбирают индивидуальные, парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью.

       Эффективным методом в рамках компетентностного подхода при формировании коммуникативной компетенции школьников является просмотр видеоматериалов, которые не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

       Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы.

       При просмотре можно проводить следующие виды работ:

а)  проверка предсказаний, сделанных учащимися до просмотра;

б) информационный поиск. После первого просмотра учащимся предлагаются упражнения на поиск информации, и сюжет просматривается снова, по сегментам или целиком, в зависимости от уровня класса и задач урока;

в) работа с отдельным сегментом. Учащиеся просматривают какой-либо отдельный сегмент видеосюжета и выполняют одно (или более) из предложенных видов упражнений.

        Иногда можно убрать изображение, чтобы остался только звук. Сюжет проигрывается по частям и ученикам задаются вопросы, кто говорил, где происходило действие, что делали герои, куда пошли, о чем беседовали и т.д. Когда они собрали всю возможную информацию, они смотрят еще раз, уже с изображением и проверяют свою интерпретацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Методические рекомендации и конспект урока...

Компетентностный подход в преподавании английского языка

В данной статье рассказывается о том, как компетентностный подход реализуется на практике....

презентация "Компетентностный подход в обучении английскому языку"

Сегодня нет ничего туманнее термина «компетенции» и «компетентностный подход». В действительности же, компетенции – это области наглядно – демонстративной успешной деятельности. То, что ученик может у...

Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка

Под компетентностью следует понимать уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции, в то время как компетенция &nda...

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Начало 21 века со всей вероятностью показывает, что процессы формирования новой информационной среды задают совершенно новый уровень требований к подготовке специалистов, к развитию у них подлинной ко...

Реализация идей компетентностного и системно-деятельностного подходов на уроке английского языка

Современная жизнь формирует новую систему ценностей. В центре её личность, способная к гибкой смене способов жизнедеятельности на основе коммуникации и принципа социальной ответственности. Основы стру...