Организация самостоятельной работы учащихся.
статья по теме

Статья о организации разноуровневой самостоятельной работы учащихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие  самостоятельной  деятельности

учащихся  на  уроках»

  При  традиционном  способе  преподавания  учитель  часто  ставит  ученика  в  положение  объекта  передаваемой  ему  извне  информации.  Такой  постановкой  образовательного  процесса  учитель  искусственно  задерживает  развитие  познавательной  активности  ученика,  наносит  ему  большой  вред  в  интеллектуальном  и  нравственном  отношении.

    «Знание  только  тогда  знание,  когда  оно  приобретено  усилиями  своей  мысли,  а  не  памятью», - эти  слова  Л.Н.Толстого  должны  стать  смыслом  работы  учителя.

    Самостоятельную  деятельность  учащихся  можно  и  нужно  организовывать  на  различных  уровнях: от  воспроизведения  действий  по  образцу  и  узнавания  объектов  путём  их  сравнения  с  известным  образцом  до  составления  модели  и  алгоритма  действий  в  нестандартных  ситуациях.

    Учителю  необходимо  учитывать,  что  при  составлении  заданий  для  самостоятельной  работы  степень  сложности  должна  отвечать  учебным  возможностям   детей.

    Переход  с  одного  уровня  на  другой  должен  осуществляться  постепенно,   только  когда  учитель  будет   убеждён,  что  учащийся  справится  со  следующим  уровнем  самостоятельности.  Иначе  в  атмосфере  спешки  и  нервозности  у  ученика  возникают  пробелы  в  знаниях.

    Очень  важно,  чтобы  содержание  самостоятельной  работы,  форма  и  время  её  выполнения  отвечали  основным  целям  обучения  данной  темы  на  данном  этапе.

В то же время учителю нужно  знать,  что  злоупотребление  самостоятельной  работой  в  учебном  процессе  также  вредно,  как  и  её  недооценка.  Бывает  так,  что  учитель  включает  в  урок  самостоятельную  работу  без  особой  необходимости,  просто  ради  разнообразия,  не  продумав  её  содержание  и  форму  организации.  Результаты  бывают  плачевны: или  дети  не  готовы  выполнить  задание,  или  не  хватило  времени  и  т. п.  А  в  результате – зря  потрачено  драгоценное  время  урока.  Но  если,  составляя  план  урока,  учитель  тщательно  продумал  место  и  время  самостоятельной  работы,  чётко  определил  её  общее  содержание,  разбил  задания  по  разным  уровням  сложности,  то  она  сыграет  свою  положительную  роль.

     Поэтому   учителю  очень  важно  знать  формы  и  виды  самостоятельных  работ,  их  место  в  процессе  обучения.

     Но  нельзя  забывать,  что  на  успехи  ученика  огромное  влияние  оказывает  настрой  самого  учителя.  Здесь  очень  важен  известный  психологам  эффект  Резенталя – Якобсона.  Эти  исследователи  провели  следующий  эксперимент:  они  давали  учителям  заведомо  неправильную  информацию  о  показателях  умственного  развития  детей.  Как  выяснилось,  последующие  достижения  учеников   зависели  от  этой  информации,  т. е.  от  мнения  учителя  о  возможностях  ученика.  Те  дети,  которые  воспринимались  учителем  как  более  одарённые  (хотя  таковыми  не  являлись),  показали  большие  сдвиги  в  учёбе  по  сравнению  с  детьми,  которых  учитель  считал  менее  одарёнными.

    Вот  почему  так  важно  умение  учителя  создать  в  классе  доброжелательную  атмосферу,  особенно  во  время  выполнения  самостоятельных  работ.

    В  зависимости  от  целей,  которые  ставятся  перед  самостоятельными  работами,  они  могут  быть:

1) обучающими;        5) развивающими;

2) тренировочными;        6) творческими;

3) закрепляющими;        7) контрольными;

4) повторительными;

    1. Смысл  обучающих  самостоятельных  работ  заключается  в  самостоятельном  выполнении  школьниками  данных  учителем  заданий  в  ходе  объяснения  нового  материала.  Цель  таких  работ – развитие  интереса  к  изучаемому  материалу,  привлечение  внимания  каждого  ученика  к  тому,  что  объясняет  учитель.  Здесь  сразу  выясняется  непонятное,  выявляются  сложные  моменты,  дают  себя  знать  пробелы  в  знаниях,  которые  мешают  прочно  усвоить  изучаемый  материал.

    Самостоятельные  работы  по  формированию  знаний  проводятся  на  этапе  подготовки  к  введению  нового  содержания,  а  также  при  непосредственном  введении  нового  содержания,  при  первичном  закреплении  знаний,  т. е.  сразу  после  объяснения  нового,  когда  знания  учащихся  ещё  непрочны.  Учителю  необходимо  знать  следующие  особенности  обучающих  самостоятельных  работ: их  надо  составлять  в  основном  из  заданий  репродуктивного  характера,  проверять  немедленно  и  не  ставить  за  них  плохих  оценок.

    Так  как  самостоятельные  обучающие  работы  проводятся  во  время  объяснения  нового  материала  или  сразу  после  объяснения,  то  их  немедленная  проверка   даёт   учителю  чёткую  картину  того,  что  происходит  на  уроке,  какова  степень  понимания  учащимися  нового  материала  на  самом  раннем  этапе  его  изучения.  Цель  этих  работ – не  контроль,  а   обучение,  поэтому  им  следует  отводить  много  времени  на  уроке.

    К  обучающим  самостоятельным  работам  можно  отнести  составление  примеров  на  изучаемые  правила,  свойства.

     Самостоятельно  составляя  примеры  на  изученные  правила  и  свойства,  учащиеся  осмысленно  их  запоминают,  учатся  применять  их,  с  интересом  воспринимают  изучаемый  материал,  так  как  они  сами  участвуют  в  его  объяснении.

     К  обучающим  самостоятельным  работам  относятся  также  самостоятельное  составление  алгоритмов,  решение  задач  по  алгоритму.

    2. К  тренировочным  относятся  задания  на  распознавание  различных  объектов  и  их  свойств.  Например: какие  из  заданных  графиков  являются  графиком  показательной  функции?  В  тренировочных  заданиях  часто  требуется  воспроизвести  или  непосредственно  применить  теоремы,  определения,  свойства  тех  или  иных  математических  объектов  и  др.  Тренировочные  самостоятельные  работы  состоят  из  однотипных  заданий,  содержащих  существенные  признаки  или  свойства  данного  определения,  правила.  Конечно,  эта  работа  мало  способствует  умственному  развитию  детей,  но  она  необходима,  так  как  позволяет  выработать  основные  умения  и  навыки  и  тем  самым  создать  базу  для  дальнейшего  изучения  математики.

      При  выполнении  тренировочных  самостоятельных  работ  учащимся  ещё  необходима  помощь  учителя.  Можно  разрешить  пользоваться  и  учебником,  и  записями  в  тетрадях,  таблицами  и  т. п.  Всё  это  создаёт  благоприятный  климат  для  слабых  учащихся.  В  таких  условиях  они  очень  легко  включаются  в  работу  и  выполняют  её.

       К  таким  работам  можно  отнести  выполнение  заданий  по  разноуровневым  карточкам.  Сейчас  такие  дидактические  материалы  выпущены  и  по  алгебре,  и  по  геометрии  для  всех  классов.  По  этим  карточкам  учащиеся  привыкают   работать  самостоятельно.  Учителю  будет  удобнее  ими  пользоваться,  если  он  соберёт  комплекты  карточек-заданий  по  темам.  Каждый  комплект  может  состоять  из  8-10  вариантов  разного  уровня.  Варианты  удобнее  разместить  по  конвертам  разных  цветов.  В  каждом  конверте  5  карточек  с  упражнениями  или  задачами.

      Учащиеся  получают  по  конверту  в  зависимости  от  уровня знаний:

       зелёные – на  «3»,

       жёлтые – на  «4»,

       синие – на  «5»,

       чёрные – задания  олимпиадного  характера.

     Некоторые  учащиеся,  выполнив  своё  задание,  хотят  попробовать  решить  задание  более  высокого  уровня.  В  таком  случае  учитель  даёт  им   конверты  соответствующего  цвета.  Постепенно  учащиеся  привыкают  не  бояться  трудностей  и  стремиться  к  более  высокой  самооценке.  К  концу  учебного  года  почти  все  учащиеся  берут  только  жёлтые  и  синие  конверты.

    3. К  закрепляющим  можно  отнести  самостоятельные  работы,  которые  способствуют  развитию  логического  мышления  и  требуют  комбинированного  применения  различных  правил  и  теорем.  Они  показывают,  насколько  прочно,  осмысленно  усвоен  учебный  материал.  По  результатам  проверки  заданий  данного  вида  учитель  определяет,  нужно  ли  ещё  заниматься  данной  темой.  Примеры  таких  работ  в  изобилии  встречаются  в  различных  дидактических  материалах.

   4. Очень  важны  так  называемые  повторительные  (обзорные  или  тематические)  работы.  Перед  изучением  новой  темы  учитель  должен  знать,  подготовлены  ли  школьники,  есть  ли  у  них  необходимые  знания,  какие  пробелы  смогут  затруднить  изучение  нового  материала.

   5. Самостоятельными  работами  развивающего  характера  могут  быть  домашние  задания  по  составлению  докладов  на  определённые  темы,  подготовка  к  олимпиадам,  научно-творческим  конференциям,  проведение  в  школе  «дней  математики»,  сочинение  математических  игр,  сказок,  спектаклей  и  др.

    На  уроках – это  самостоятельные  работы,  требующие  умения  решать  исследовательские  задачи.

    6. Большой  интерес  вызывают  у  учащихся  творческие  самостоятельные  работы,  которые  предполагают  высокий  уровень  самостоятельности.

     Здесь  учащиеся  открывают  для  себя  новые  стороны  уже  имеющихся  у  них  знаний,  учатся  применять  эти  знания  в  новых  неожиданных  ситуациях.

     Это  задания  на  поиск  второго,  третьего  и  т. д.  способа  решения  задачи.  Например,  для  нахождения  высоты,  опущенной  из  вершины  прямого  угла,  если  известны  три  элемента  данного  треугольника,  можно  применить  способы,  основанные  на  следующих  фактах: на  определении  синуса  острого  угла,  на  вычислении  формулы  площади  треугольника,  на  теореме  Пифагора  и  т. д.

     7. Контрольные  работы  являются  необходимым  условием  достижения   планируемых  результатов  обучения.

      По  существу  разработка  текстов  контрольных  работ  должна  быть  одной  из  основных  форм  фиксирования  целей  обучения,  в  том  числе  и  минимальных.  Поэтому,  во-первых,  контрольные  задания  должны  быть  равноценными  по  содержанию  и  объёму  работы;  во-вторых,  они  должны  быть  направлены  на  отработку  основных  навыков; в-третьих,- обеспечивать  достоверную  проверку  уровня  обучения;  в-четвёртых,  они  должны  стимулировать  учащихся,  позволять  им продемонстрировать  прогресс  в  своей  общей  подготовке.