Доклад "ЕГЭ в компьютерной форме. "ЗА" и "ПРОТИВ"
материал (11 класс) на тему

Компьютерный ЕГЭ – это неизбежное благо, или неизбежное зло?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_galichinoy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1-2

Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что изменил отношение к ЕГЭ после того, как этот экзамен сдавал его сын Илья. Он пояснил, что «когда это пропускаешь через себя, видишь все недостатки и прорехи той или иной системы». Теперь, по словам премьера, отношение к единому экзамену у него стало «менее однозначным».

Слайд 3.

«Вероятно и очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться. И внедрение в него новых компонентов, на мой взгляд, абсолютно неизбежно», — заявил Медведев

Слайд 4.

Он отметил, что необходимо подумать и о расширении технологических возможностей при проведении государственного экзамена. Дмитрий Медведев подчеркнул, что в случае использования компьютера при сдаче ЕГЭ, «листочки, которые лежали на партах, останутся в прошлом», но при этом школам придется ускорить переход к современным цифровым технологиям.

«Оговорюсь, что если переходить на цифровой формат, то мы должны быть уверены, что с этой цифрой все благополучно, потому что, сколько бы мы не критиковали листочки, но все-таки их гораздо труднее подделать, чем результаты занесенные в компьютер», - добавил Дмитрий Медведев.

Президент России убежден, что в системе ЕГЭ больше плюсов, чем минусов.

Слайд 5-6.

Нынешние дети и взрослые (обычно, не старше 60) почти перестали писать ручкой на бумаге. И письма набивают на компьютере, и школьные рефераты, и курсовые с дипломами пишут на нем же. Эксперты пришли к выводу: к 2020-му году этот процесс станет необратимым. И, поскольку школьное обучение будет все более компьютеризированным, проверять достижения детей на ЕГЭ (или на том экзамене, который его заменит) тоже логичней на компьютере: спрашивать должны то, чему учат, и в той же форме, в какой учат.

Школьники должны иметь возможность выбора

Многие впервые услышали о новой форме экзамена на недавно прошедшем Общественном Совете при Минобре. Но идея витала в воздухе: незадолго до этого, в Федеральном институте педагогических измерений прошел «круглый стол» по этой проблеме.

Его участниками стали более 30 тысяч экспертов из разных областей РФ.

Слайд 7

81 процент опрошенных считают, что школьники все-таки должны иметь возможность выбора технологии сдачи ЕГЭ (в бланковой или компьютерной форме). Это говорит, как минимум о том, что учителя и чиновники пока еще не привыкли к мысли о всеобщей компьютеризации. К тому же, около 35 процентов опрошенных честно признались, что техническое оснащение их школ не достаточно для тестирования больших групп учащихся.

Слайд 8

Что думают учителя про то, по какому учебному предмету лучше экзаменовать в компьютерной форме? Меньше всего процентов набрала «литература» - 15, а больше всего, информатика – 92 процента. Русский язык - 29 процентов, иностранный – 32, история – 34, математика и обществоведение – 40, физика – 59, география и химия – 60, биология – 65 процентов.

Достаточно много учителей призналось, что ЕГЭ в его нынешнем виде проверяет не все ключевые умения. Правда, непонятно, что они имеют в виду: это потому, что сегодняшний экзамен еще не компьютеризирован, или потому, что ЕГЭ (как форма экзамена) в принципе мало что проверяет.

Слайд 9

Четыре этапа перехода

Задачу компьютеризации ЕГЭ будут решать по этапам. На первом возьмутся за информатику. Нелепо, что этот предмет до сих пор сдают бумажном виде: динамические таблицы, базы данных, тексты – всё на бумаге. Эксперимент уже идет.

На втором этапе будет реализован компьютерный ЕГЭ по литературе, иностранному языку и истории. Иностранный язык первым подвергся воздействию информационных технологий – в форме аудирования.

На третьем этапе, во время которого произойдет переход на компьютерный ЕГЭ по физике, химии, биологии, географии – будет использован такой инструмент, как виртуальные лаборатории.

Четвертый этап – это самые массовые для ЕГЭ предметы – обществознание и русский язык.

Пятый этап самый сложный – математика. Использование компьютера меняет образовательную перспективу этого предмета, что-то уходит на второй план, что-то меняется. Правильное использование компьютера на математике позволит более наглядно изучать, например, стереометрию. Сейчас обычный экзамен не может проверить чертеж. А на компьютере можно показать картинку.

Но в случае с математикой есть технические сложности: все еще нет стандартного для всех текстового редактора, позволяющего вводить математические тексты.

Слайд 10-11. Отличия по организации процесса.

На сегодняшний день наш Район, да и весь Ставропольский край впервые принимал участие в тренировочном ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме. Из нашей школы принял участие Симоненко Александр.

На результаты основного ЕГЭ, который выпускникам предстоит сдавать в конце учебного года, итоги проведенного эксперимента никак не повлияют.

"Они необходимы для того, чтобы отработать процедуру сдачи единого государственного экзамена с использованием компьютерных программ, учесть все технические и методические аспекты. Главная цель тренировочного ЕГЭ по информатике - апробация технологии проведения экзамена в компьютерной форме".

Слайд 12-15. Формирование заданий и бланков.

В связи с этим снова стал актуальным вопрос о соответствии компьютерного ЕГЭ (КЕГЭ) действующим санитарным нормам, которые ограничивают время работы школьников за компьютерами (для 10-11 класса – 25-30 минут!!! Непрерывной работы). Учителя информатики хорошо знают, что этот вопрос постоянно задавался различным официальным лицам, связанным с проведением ЕГЭ, но ни от одного из них не удалось получить вразумительного ответа.

Давайте читать нормативные документы. Их два.

Слайд 16.

Во-первых, есть СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». В нём имеется Приложение 7 «Предложения по организации работы с ПЭВМ», в котором нам наиболее интересен раздел 4 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста»

4.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:
- для обучающихся в I-IV классах — 15 мин;
- для обучающихся в V-VII классах — 20 мин;
- для обучающихся в VIII-IX классах — 25 мин;
- для обучающихся в Х-XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором — 20 мин.
4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I-IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V-VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX-XI классах - 3 урока.
...

Слайд 17.

Но вот что важно: Приложение 7, которое мы только что цитировали, имеет статус рекомендованное и на регистрацию в Минюст РФ не представлялось! Поэтому, строго говоря, требовать его выполнения нельзя — оно не обязательно.

Во-вторых, есть
СанПиН 2.4.2.2821-10. «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», который говорит, что «продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5»:

Таблица 5

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Работа с изображением на индивидуальном
мониторе компьютера и клавиатурой

1-2

...

15

...

3-4

...

15

...

5-7

...

20

...

8-11

...

25

...

Эти нормативы имеют статус обязательных, но они ограничивают только время, которое ученик смотрит на экран, не отрываясь. Никаких ограничений типа «в течение урока не более чем...» или «в течение учебного дня не более чем...» здесь нет!

Есть в России организация, в чьи задачи входит контроль соблюдения санитарных норм в всех областях — это Роспотребнадзор. На
сайте Роспотребнадзора есть страница, откуда граждане могут отправить сообщение и «выразить свое мнение по какому-либо вопросу, дать свой комментарий, изложить жалобу или предложение». Этой возможностью и воспользовались учителя информатики СК, поинтересовавшись, какими нормативными актами ограничивается время, проводимое учащимися за компьютерами во время компьютерного ЕГЭ.


Через несколько дней почта доставила ответ заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора, которым хочется поделиться с коллегами:

Слайд 18.

Это официальный документ, подписанный официальным лицом главной в России организации, которая следит за соблюдением санитарных норм. И он всё ставит на свои места. Из него следует, что в России нет документа, который в обязательном порядке ограничивает время, проводимое учеником за компьютером в течение учебного дня, поэтому никаких проблем с выполнением санитарных норм у организаторов компьютерного ЕГЭ не возникает. …но …

именно в СК КЕГЭ отложили…пока…на пару лет..

слайд 19.

И еще…А если во время экзамена погаснет свет….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты