Справка о проведении профилактической работы в МБОУ СОШ п.Солидарность по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек
материал по теме

Нехлопочина Оксана Владимировна

справка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_psih.raboty.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

о  проведении профилактической работы в МБОУ СОШ п.Солидарность

по предупреждению правонарушений,

безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек

                                                                                                                                29.10.2012г.

   Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

   Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

   Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д.

   Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, формирование ЗОЖ, а так же раннего семейного неблагополучия.

   Вся работа, направленная на реализацию программ по формированию здорового образа жизни и негативного отношения по употреблению ПАВ, по профилактике правонарушений и безнадзорности  в подростковой среде в МБОУ СОШ п.Солидарность ведётся на основе нормативно- правовой базы, регламентирующей деятельность общеобразовательного учреждения в данном направлении.

Основные цели и задачи  деятельности  педагога-психолога:

  1. оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям;
  2. развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся и воспитание их здорового образа жизни;
  3. изучение трудностей в обучении и воспитании учащихся МБОУ СОШ п.Солидарность  с помощью методик психодиагностики;
  4. выявление психологических причин, вызывающих затруднения обучающихся и педагогов в учебно-воспитательном процессе;
  5. выявление лиц "группы риска", склонных к злоупотреблению психоактивными веществами, алкоголем, наркотиками;
  6. профилактика и предупреждение правонарушений, вредных, пагубных привычек и злоупотребления психоактивных веществ несовершеннолетними подростками школы;
  7. обеспечение безопасности детей, снятие их стрессового состояния;
  8. снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов, родителей;
  9. корректирование поведения обучающихся с помощью психотерапии;
  10. изучение трудных семей, оказание им медико-психолого-педагогической помощи
  11. повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ;
  12. формирование  у   обучающихся, родителей, педагогов школы ответственности за свое здоровье.

 Деятельность  педагога-психолога по формированию здорового образа жизни и негативного отношения по употреблению ПАВ, по профилактике правонарушений и безнадзорности проводится по всем направлениям работы:

   1.Диагностика.

  2.Психопрофилактика.

 3.Коррекционно-развивающая работа.

                  4.Консультирование.

                 5.Методическая и экспертная работа.

  1.В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

Создание банка данных осуществляется совместно с социальным педагогом.

Банк данных составляется в сентябре и корректируется в течение всего учебного года.

  2. Диагностика проблем личностного и социально-психологического  развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество с социальным педагогом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях, изучение интересов, способностей и склонностей ученика, изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика, выявление уровня социального благополучия ребенка, выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.

Мой диагностический инструментарий как  педагога-психолога  включает в себя психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана психолого-педагогической коррекции личности.

 По результатам диагностики  определяется суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираются психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении или обучающемуся «группы риска».  Они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план - являются: социально-психологический  патронат, беседы, наблюдения, консультирование и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности  по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

-распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

-определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

-способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, -------формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

предупреждение отклонения в поведении обучающегося;

-содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

-продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

-осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

-продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

-необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

-способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

   Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

   Профилактическая работа школы направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,

– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечении подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.

   Педагог-психолог является активным участником процесса адаптации детей в социуме. В школе проводятся психолого-педагогические консилиумы по адаптации обучающихся 1-ых, 5-ых, 10-ых классов.

   Огромное значение играет работа с родителями: выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни.

 В школе проводятся различные мероприятия посвященной профилактике наркомании: классные часы, тренинги, конкурсы, игры по антинаркотической направленности.      Ежегодно в школе проводятся исследования информированности учащихся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм показывают актуальность этой темы.

   Сначала учащимся предоставляется объективная информация об отрицательном влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека, на различные органы. Организуются беседы врача-нарколога районной больницы п.Ключ Жизни.

Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся и их родителей, тем более, что понятие “здоровье” включает в себя здоровье физическое, психическое и нравственное.

  Особое внимание в школе при формировании культуры здорового образа жизни уделяется созданию “моды на здоровье” в окружающих подростка условиях. Определенная система социально-педагогических мероприятий, формирующих сознание, духовность, индивидуальный образ жизни, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Особое внимание в формировании ЗОЖ в школе уделяется вопросам психического (душевного) здоровья ребенка.

Работа ведется в нескольких направлениях:

Диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность социально-психолого-педагогической службы (выявление причин возникающих проблем на начальной стадии, работа по ликвидации проблем через тренинги, индивидуальные занятия, беседы и т.д.),

  Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность, в классные и школьные кружки, мероприятия, а так же в работу  учреждения дополнительного образования.

Охват кружковой и спортивной работой детей “группы риска”.

  Ведётся совместная  инд. работа инспектора ИДН, КДН, участковым с учащимися и их семьями, состоящих на различных видах учета.

  Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению не обучающихся детей. Основные формы работы школы в этом направлении: разработаны модель сопровождения и алгоритм работы с обучающимися, пропускающими учебные занятия, проведение семинаров и педагогических совещаний для педагогов школы, правовое просвещение детей и их родителей.

В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями

  Воспитание потребностей и навыков правомерного поведения требует формирования в школьном коллективе отношений, основанных на строгом выполнении законов школы, общества, государства. Этому способствует регулярное проведение (1раз в четверть) заеданий Совета по профилактике правонарушений школы, где неоднократно рассматривались персональные дела учащихся, пропускающих учебные занятия, имеющих неудовлетворительные отметки, совершившие какие-либо проступки или правонарушения.

  На заседаниях Совета по профилактики правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.

Систематически раз в месяц, а так же по острой необходимости проводятся рейды в семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий, условий проживания учащихся, их занятости во внеурочное время.

  Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения обучающихся порой является единственным сдерживающим фактором для некоторых несовершеннолетних детей и подростков, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям “группы риска”.

Работа педагога –психолога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ОДН при районном отделении милиции, отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, центральной больницей и другими лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры, социальным центром реабилитации “Ковчег”.

                                             Педагог-психолог                               О.В.Нехлопочина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на заседании ШМО воспитателей по теме "Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам"

На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вр...

Справка о профилактической работе в классе

Информация о профилактической работе в 6 классе 1 полугодие...

Профилактическая работа ( профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений)

Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая воспитательной работы....

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...