Главные вкладки

    Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся
    статья по теме

    Соломенцева Татьяна Анатольевна

    Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и учителю, и ученику, и его родителям?

    Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

    Некоторые приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха и активизировать познавательную деятельность на уроках информатики и ИКТ, я хочу предложить вашему вниманию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся

    Учитель информатики Т.А. Соломенцева

    - Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А теперь, откройте глаза и попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

    Я думаю, перед каждым из нас периодически встает вопрос: Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и учителю, и ученику, и его родителям?

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает: «Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

    Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы привить выпускнику потребность  к постоянному самообразованию.

    Какова же во всем этом роль ситуации успеха?

    Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

    Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

    Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

    Использование ситуации успеха способствует повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помогает учащимся осознать себя полноценной  социализированной личностью.

    Некоторые приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха и активизировать познавательную деятельность на уроках информатики и ИКТ, я хочу предложить вашему вниманию.

    «Цветные карточки».

    В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют»  их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.

    Методика «Настроение».

    -Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

    Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

    -Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

    -Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

    - Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

    -Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

    - Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

    Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

    -Настроенье каково?

    -Во!

    -Все такого мнения?

    -Все, без исключения.

    Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

    Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

    Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

            

    Использование Электронных приложений к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др.

    Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике и ИКТ с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соответствует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. Задания направлены на организацию работы по закреплению материала, а так же на развитие навыков работы с мышью и клавиатурой.

    Дети осваивают приемы и способы работы на компьютере не теоретически, а по принципу: «ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!». В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.

      

    Тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен, а сейчас идет речь о введении компьютерной формы проведения ЕГЭ. Тренировки в течение года позволяют учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля.

    MyTestX это - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании.

    Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).
    Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.

    Апелляция к жизненному опыту детей.

    Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

    Так, при изучении темы «Базы данных» в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми мы определяемся с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решаем вопрос о его технических характеристиках (хочу заметить еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее мы рассматриваем все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно звучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

    Важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

    Создание проблемной ситуации.

    Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

    Пример 1.  Тема урока: Компьютерное моделирование биологических  процессов (9класс)

    Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента.

    Краткий рассказ учителя:

    Среди биологических процессов, которые изучаются учеными наиболее интересным для нас является циклический процесс, описывающий самочувствие человека, так как именно его можно смоделировать посредством электронных таблиц.

    Можно ли  прогнозировать благоприятные дни и предупреждать  о неблагоприятных днях?

    Я предлагаю учащимся ознакомиться со следующим текстом.

    «Есть наука – хронобиология, которая занимается изучением биологических процессов, происходящих в живом  организме, в различные отрезки времени.    Оказывается, специалисты насчитывают до 100 биоритмов, влияющих на работоспособность и самочувствие человека. Но существует теория, что наша жизнь всё - таки  подчиняется основным трем биоритмам: физическому, эмоциональному  и интеллектуальному. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которых  график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т.п.) предоставляются выходные дни»

    И на нашем уроке я предлагаю ребятам составить диаграмму своих биоритмов.

    Пример 2. Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Можно теорию изложить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и организовать работу в форме игры – «Секрет». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет послание, а затем прячет его в любой папке (как в детской игре прячут «Секрет»). Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание.

    Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на мой взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” -  вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

    Ролевой подход и как следствие - деловая игра.

    В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

    Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля. Что я и делаю при изучении тем «Кодирование и обработка числовой информации с помощью электронных таблиц» в 9 классе и «Моделирование и формализация» в 11 классе. Вот одна из таких задач:

    Липецкая фирма "Элита" занимается реализацией и транспортировкой зерна по России. Пусть с трех складов, находящихся в г. Липецке требуется развести грузы в  объемах 50, 30 и 40 тонн потребителям в два пункта доставки, находящихся в г. Москва, в объеме 40 и 80 тонн соответственно. Известна цена перевозки  груза с каждого склада в каждый пункт доставки.

    Наша задача заключается в следующем: определить такие объемы перевозок со складов в пункты доставки, чтобы стоимость транспортировки была минимальной.

    Ребятам я предлагаю смоделировать (проиграть) следующую ситуацию: когда каждый из них является экономистом такой фирмы.

    Предположим, что в процессе вашей работы произошла непредвиденная поломка компьютера (например, произошло заражение вирусом из-за загрузки файла, полученного из Интернет). То есть настало время, когда будущее процветание вашей фирмы полностью зависит от принятого вами решения.

    Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

    Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Вот некоторые из таких задач:

    Пример1. Шифр Цезаря

    Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

    Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

    Пример 2. При изучении программирования я предлагаю учащимся стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

    Начало светлое весны

    Лесов зеленые массивы 

    Цветут. И липы, и осины

    И ели помыслы ясны.

    Себе присвоил этот май

    Права одеть листвою ветки,

    И целый месяц в душе метки

    Он расставляет невзначай…

    И пишется легко строка,

    И на этюдник рвутся кисти,

    Уходит ложь в обличье истин,

    И говорю я ей: пока!

    Пример3. Классическая задача: “чай - кофе”

    Даны значения двух величин а и b. Произвести обмен их значений.

    Решение “в лоб” а = b , b = a результата не даст. Как быть?

    А так как происходит обмен содержимого двух чашек в одной из которых находится кофе, а в другой - чай. Нужна третья чашка! То есть требуется третья вспомогательная переменная. Тогда: с=а, а=b, b= c. Но оказывается третью переменную можно не использовать. Обычно дети говорят: “Не может быть!” Но оказывается, может, да еще и несколькими способами, например: a=a+b, b=a-b, a=a-b.

    Игры и конкурсы

    Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы предлагаю  ситуации следующего характера:

    Пример1: Игра “Веришь, не веришь”

    Верите ли вы, что…

    - Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

    - Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

    - Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

    - В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

    - Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

    Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”

    Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

    1. “Этот процесс орнитологи называют миграцией”
    2. “Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”
    3. “Он всегда имел запас калькуляторов”

    В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке можно предложить сюрпризы - потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также поможет ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой.

    Важное место в социализации личности занимает проект учащихся как способ эффективно выстраивать какой-либо тип деятельности: проект позволяет так спланировать деятельность, конструкторскую разработку, управление, чтобы достичь результата оптимальным способом. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы.

    Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.

    - Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

    Роль ситуации успеха в социализации детей. Приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на уроках русского языка....

    Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования. Оркестр народных инструментов.

    Методическое сообщение на тему "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования"на примере работы детского творческого коллектива "Оркестр народных инструментов". дет...

    Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке

    1.Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).2. «Три лица».Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.Учащимся п...

    Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"

    Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...