Программа по декоративно-прикладному творчеству: "Самоцветы", для детей 7 - 10 лет
рабочая программа по теме

 

Программа: "Самоцветы" рассчитана на 4 года обучения для детей 7 - 10 лет. Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

 

    Новизна моей программы состоит в том, что используя  разные техники  худрожественно-творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природного  материалов, витраж, мозаика, барельеф из пластилина, c детьми изучаются быт, традиции, культура и история  родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_na_4_goda.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы.

Согласовано на заседании                                                              Утверждено

Методического совета                                                                     директором ЦВР

Протокол №      от                                                                            Ивановой А.П.

Заместитель директора по УВР

Астафьева Н.С.

Образовательная программа              «Самоцветы»,

рассчитанная на 4 года обучения

детей 7 – 10 лет

                                                              Автор

                                                              Панкова Елена Александровна

                                    Педагог дополнительного  

                              образования

 

о. Муром

        Пояснительная записка.

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Новизна моей программы состоит в том, что используя  разные техники  худрожественно-творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природным материалом, витраж, мозаика, барельеф из пластилина, c детьми изучаются быт, традиции, культура и история  родного края.

 Программа знакомит с  декоративно-прикладным искусством народов России (Жостова, Городца…), родного края,  как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучение основам изобразительного искусства.
  2. Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.
  3. Формирование навыков работы с разными материалами.

             Развивающие:

  1. Развитие художественно-эстетического вкуса детей.
  2. Развитие творческого потенциала.
  3. Развитие коммуникативных способностей ребёнка.

             Воспитательные:

  1. Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.
  3. Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Главным принципом своей деятельности считаю - любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития.

В рамках моей профессиональной деятельности я реализую следующие педагогические идеи:

  1. формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении;

  1. опора на личностно-ориентированный подход в образовании, игровые и проектные технологии.
  2. учет особенностей культуры своего народа, национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

    Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения детей 7 – 10 лет.

Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю – 144 часа в год, 2 год обучения – 3 раза в неделю  по 2 часа  - 216 часов в год, 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год, 4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год.

     Данная программа – авторская, является результатом многолетнего опыта работы с детьми в системе дополнительного образования. При разработке данной программы учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». (письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003г.); технология игровой деятельности Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина.

    Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: аппликация из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природного материала, витраж, мозаика, барельеф из пластилина.

    Организация, форма и тематика занятий обусловлена именно межпредметной связью ИЗО, декоративно-прикладного творчества и краеведения. Включает в себя экскурсии, поисковую деятельность, сбор и выставка старинных вещей, организация внеклассных мероприятий, праздников, в том числе с родителями по традиционным русским праздникам с особенностями конкретно взятой местности.

Предлагаемая программа построена на принципах:  

  1. Принцип от простого к сложному;
  2. Принцип доступности;
  3. Принцип наглядности;
  4. Принцип систематичности;
  5. Принцип связи теории с практикой.
  6. Принцип научности.

В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдать следующие правила:

  1. Виды деятельности должны быть разнообразными, социально-значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы.
  2. Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно.
  3. Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

Программа нацелена на результаты:

Успешный, высоко нравственный, духовно богатый человек с хорошо развитыми художественно-эстетическими творческими способностями.

По окончании обучения  обучающиеся получают следующие знания и умения:

1. Технические:

- знание техники безопасности;

- знание художественных материалов и различных техник работы с ними, умелое их сочетание для реализации творческого замысла.

2. Средства выразительности:

- умение использовать цвет как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;

- умение применять цветовой и тоновой контрасты, контрасты величин;

3. Композиционные:

  1. владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупностей выразительных средств, наилучшим образом раскрывающих замысел;
  2. умение передавать пространственное положение объектов;
  3. умение составлять композицию на заданную тему, выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки, целостности композиции, выделение сюжетно-композиционного центра;
  4. умение работать с таблицей, чертежом.

4. Декоративные:

- умение создавать декоративный образ, стилизовать  его;

  1. умение использовать линии, силуэт, цвет, пропорции, формы в процессе проектирования объектов.

5. Мыслительные:

- умение создавать яркие, выразительные образы (образное мышление);

- умение фантазировать, самостоятельно создавать новые оригинальные образы;

- умение анализировать, давать оценку (аналитическую оценку);

- владение словарем по предмету. Свободное владение понятиями: симметрия, гармония, колорит, контраст, ритм, символ, знак, стилизация и т.д.

      Этапы  реализации:

1 этап –1 год  обучения «Мир  искусства»

Цель: Обучение  основам  изобразительного  искусства.

(Дети знакомятся со свойствами красок, композицией, декоративно-прикладным искусством)

2 этап – 2 год обучения «Искусство  вокруг  нас»

Цель: Знакомство с техниками декоративно-прикладного творчества.

(Ознакомление детей с техникой папье-маше, аппликации из бумаги, изготовление барельефов из гипса, витраж и торцевание.)

3 этап –3 год  обучения « Мастера своего дела».

Цель: Усложнение изученных техник.

(Изготовление панно, картин, используя изученные технологии)

4 этап – 4 год обучения « Наш край».

Цель: Учить применять приобретённые знания и умения в своём творчестве.

(Самостоятельная разработка проектов)

Учебно-тематический план.

1ый год обучения

«Мир искусства».

Тематическая направленность

теория

практика

всего








1.Волшебные краски.

Вводное занятие.

Свойство красок.

Рисование с натуры.

Рисование по представлению.

Живопись.

Цветоведение.

Композиция.


  1. Основные средства художественной выразительности.

Графический рисунок.

Светотень.

Форма изображаемого предмета.

Практические занятия по рисунку.


  1. Декоративное рисование.

«Сказочная гжель».

Изучение элементов росписи.

Составление узора в круге.

Изготовление и роспись декоративных панно.

«Дымковская игрушка».

Изучение элементов росписи.

Лепка и роспись дымковских игрушек.

Коллективная работа: «Дымковская сказка».

«Городецкая роспись».

Изучение элементов росписи.

Изготовление и роспись декоративных панно.

«Жостовские подносы».

Изучение элементов росписи.

Составление узора в круге.

Изготовление подносов из папье-маше.

Роспись подносов.

«Золотая хохлома».

Изучение техники росписи хохломских мастеров.

Составление узора в полосе и круге.

Изготовление и роспись декоративных панно.



Итого:

2

2

-

-

-

-

-

-


2



2

-

-

-


5

1


-

-


1


-

-


1

-


1


-

-

-

1



-

-

36

-

2

6

6

6

8

8


14



2

2

4

6


85

1


4

12


1


10

4


1


16


1


4

6

6

3



6

10

38

2

2

6

6

6

8

8


16



2

2

4

6


90

2


4

12


2


10

4


2


16


2


4

6

6

4



6

10




144

                     

                             

                               Учебно-тематический план

2 год обучения

«Искусство вокруг нас

  1. Технология выполнения аппликации из бумаги.

Вводное занятие. Техника безопасной работы с ножницами.

Выполнение образца плоскостной аппликации.

Аппликация из цветной бумаги.

Аппликация из конфетти (изготовление конфетти с помощью дырокола)

Аппликация из самоклеящейся бумаги.

Объёмная аппликация.


  1. Технология изготовления гипсовых барельефов.

Материалы и приспособления. Свойства гипса. Техника безопасной работы с гипсом.

Изготовление гипсовых барельефов.

Роспись гипсовых барельефов.


  1. Технология выполнения изделий из папье-маше.

Вводное занятие.

Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдца, тарелочек, подносов.

Изготовление изделий сложной формы: вазы, кувшины.

Изготовление изделий по своему эскизу:

  1. Лепка изделия из пластилина;
  2. Придание формы в технике папье-маше.

Роспись изделий.


  1. «Витраж».

Вводное занятие. Материалы, приспособления. Свойства витражных красок. Техника безопасности при работе со стеклом.

Работа с контуром по готовому эскизу.

Роспись заготовки.

Самостоятельное рисование эскизов к росписи.

Практические упражнения рисования витражными красками.


  1. «Торцевание»

Вводное занятие. Знакомство с материалом.

Аппликация в технике «Торцевание».

Объёмные работы в технике: «Торцевание».

Итого:



1


-


-

-



-

-


2


2



-

-


2


2

-



-


-





-


2

2




-

-

-


-



2

2


-

-



1


4


6

12



8

12


40


-



20

20


52


-

8



12


12





20


40

-




8

8

10


14



32

-


16

16

44


2


4


6

12



8

12


42


2



20

20


54


2

8



12


12





20


42

2




8

8

10


14



34

2


16

16


216

                              Учебно-тематический план

3 год обучения

«Мастера своего дела»

Тематическая направленность

теория

практика

всего

  1. Технология выполнения аппликации из бисера, стекла, пайеток, природного и бросового материалов.

Вводное занятие. Знакомство с материалом. Техника безопасности при работе с инструментами.

Аппликация из бисера.

Аппликация из стекла.

Аппликация из природного материала.

Аппликация из бросового материала (с использованием промышленных и бытовых отходов).


  1. Технология изготовления гипсовых скульптур.

Заливка гипсовых скульптур.

Роспись гипсовых скульптур.

Составление коллективных композиций из гипсовых скульптур.


  1. Технология изготовления кукол из папье-маше.

Изготовление головы куклы из папье-маше.

Пошив платья для куклы.

Изготовление сказочных героев для кукольного театра.


  1. «Многослойный витраж».

Витраж.

Многослойный витраж.

Витраж с использованием декоративных элементов: бисера, пайеток.


  1. Технология изготовления игрушек в технике «Торцевание».

Вводное занятие.

Изготовление игрушек в технике: «Торцевание».


Итого:

2




2



-

-

-

-




-


-

-

-



-


-


-

-



-

-

-

-




-



2

-

48




-



14

14

10

10




42


16

16

10



44


4


6

34



42

6

16

20




38



-

36

50




2



14

14

10

10




42


16

16

10



44


4


6

34



42

6

16

20




38



2

36



216

Учебно-тематический план.

4 год обучения.

«Наш край».

Тематическая направленность

теория

практика

всего

  1. «Природа нашего края».

Совершенствование технологии аппликации из различных материалов.

«Цветы», аппликация из бисера.

«Муромские леса, поля, леса», аппликация из природного материала

Работа над проектом: «Природа нашего края».


  1. «Животные и птицы нашего края». Совершенствование навыков изготовления игрушек из гипса.

Изготовление коллекции игрушек из гипса.


  1. «Памятники старины». Проектная деятельность.

Разработка творческих проектов.


  1. «Обычаи нашего края». Проектная деятельность.

Разработка творческих проектов.


  1. «Муром», витражная техника.

Создание витражей с Муромской тематикой.


  1. «Итоговая выставка».

Подготовка к персональной выставке.

Оформление работ.


Итого:

-




-

-


-



-




-



-


-


-


-


-

-



4

4

50




14

12


24



36




36



42


42


50


50


24

24



10

10

50




14

12


24



36




36



42


42


50


50


24

24



14

14



216

                       Содержание курса.

Первый год обучения: «Мир искусства».

Цель: Обучение основам изобразительного искусства.

                               Ведущие темы:

1.Волшебные краски.

Вводное занятие.

Свойство красок.

Рисование с натуры.

Рисование по представлению.

Живопись.

Цветоведение.

Композиция.

  1. Основные средства художественной выразительности.

Графический рисунок.

Светотень.

Форма изображаемого предмета.

Практические занятия по рисунку:

  1. Рисование предметов условно-плоскостной формы;
  2. Рисование фруктов.

  1. Декоративное рисование.

«Сказочная гжель».

Изучение элементов росписи.

Составление узора в круге.

Изготовление и роспись декоративных панно:

  1. Панно из папье-маше;
  2. Коллективные работы.

«Дымковская игрушка».

Изучение элементов росписи.

Лепка и роспись дымковских игрушек:

  1. Уточки;
  2. Лошадки;
  3. Барышни;
  4. Кавалера.

Коллективная работа: «Дымковская сказка».

«Городецкая роспись».

Изучение элементов росписи.

Изготовление и роспись декоративных панно:

  1. Круглых панно;
  2. Разделочных досок;
  3. Панно необычной формы.

«Жостовские подносы».

Изучение элементов росписи.

Составление узора в круге:

  1. Узор в центре;
  2. «Венок»;
  3. Узор с боку.
  4. Варианты бордюров.

Изготовление подносов из папье-маше.

Роспись подносов.

«Золотая хохлома».

Изучение техники росписи хохломских мастеров.

Составление узора в полосе и круге.

Изготовление и роспись декоративных панно:

  1. Роспись блюдца;
  2. Роспись вазы;
  3. Роспись сахарницы.

Дети первого года обучения должны знать:

- Основные средства художественной выразительности: линию, светотень;

- Использование цветовых контрастов;

- Приёмы декоративного рисования;

Дети должны уметь:

- Владеть гуашевыми и акварельными красками, графическими материалами, пластилином.

- Изображать особенности разных времён года (выбор соответствующей техники, средств выражения)

- Наблюдать, изображать и лепить явления окружающей жизни.

- Различать росписи различных мастеров декоративно-прикладного направления.

Второй год обучения: «Искусство вокруг нас».

Цель: Знакомство с техниками декоративно-прикладного искусства.

Ведущие темы:

  1. Технология выполнения аппликации из бумаги.

Вводное занятие. Техника безопасной работы с ножницами.

Выполнение образца плоскостной аппликации.

Аппликация из цветной бумаги.

Аппликация из конфетти (изготовление конфетти с помощью дырокола)

Аппликация из самоклеящейся бумаги.

Объёмная аппликация.

  1. Технология изготовления гипсовых барельефов.

Материалы и приспособления. Свойства гипса. Техника безопасной работы с гипсом.

Изготовление гипсовых барельефов.

Роспись гипсовых барельефов.

  1. Технология выполнения изделий из папье-маше.

Вводное занятие.

Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдца, тарелочек, подносов.

Изготовление изделий сложной формы: вазы, кувшины.

Изготовление изделий по своему эскизу:

  1. Лепка изделия из пластилина;
  2. Придание формы в технике папье-маше.

Роспись изделий.

  1. «Витраж».

Вводное занятие. Материалы, приспособления. Свойства витражных красок. Техника безопасности при работе со стеклом.

Работа с контуром по готовому эскизу.

Роспись заготовки.

Самостоятельное рисование эскизов к росписи.

Практические упражнения рисования витражными красками.

  1. «Торцевание»

Вводное занятие. Знакомство с материалом.

Аппликация в технике «Торцевание».

Объёмные работы в технике: «Торцевание».

Дети второго года обучения должны знать:

- Технологию выполнения аппликаций из бумаги

- Технологию выполнения гипсовых барельефов

- Технологию выполнения изделий из папье-маше

- Искусство витража

- Технологию выполнения торцевания.

Дети должны уметь:

- использовать в своём творчестве различные техники декоративно прикладного искусства.

 Третий год обучения: «Мастера своего дела».    

Цель: Усложнение изученных техник.

                              Ведущие темы:

  1. Технология выполнения аппликации из бисера, стекла, пайеток, природного и бросового материалов.

Вводное занятие. Знакомство с материалом. Техника безопасности при работе с инструментами.

Аппликация из бисера.

Аппликация из стекла.

Аппликация из природного материала.

Аппликация из бросового материала (с использованием промышленных и бытовых отходов).

  1. Технология изготовления гипсовых скульптур.

Заливка гипсовых скульптур.

Роспись гипсовых скульптур.

Составление коллективных композиций из гипсовых скульптур.

  1. Технология изготовления кукол из папье-маше.

Изготовление головы куклы из папье-

маше.

Пошив платья для куклы.

Изготовление сказочных героев для кукольного театра.

  1. «Многослойный витраж».

Витраж.

Многослойный витраж.

Витраж с использованием декоративных элементов: бисера, пайеток.

  1. Технология изготовления игрушек в технике «Торцевание».

Вводное занятие.

Изготовление игрушек в технике: «Торцевание».

Дети третьего года обучения должны знать:

- Технологию выполнения аппликации из бисера, стекла и других материалов,

- Технологию выполнения гипсовых скульптур,

- Технологию изготовления кукол из папье-маше,

- Искусство выполнения многослойного витража,

- Технологию изготовления игрушек в технике: «Торцевание»

Дети должны уметь:

- Применять различные материалы в своём творчестве,

- Заливать и расписывать гипсовые скульптуры,

- Делать игрушки и панно в различных техниках.

             Четвёртый год обучения: «Наш край».

Цель: Учить применять приобретённые знания и умения в своём творчестве.

Ведущие темы:

  1. Природа нашего края».

Совершенствование технологии аппликации из различных материалов.

«Цветы», аппликация из бисера.

  1. Букет
  2. Розы
  3. Ромашки
  4. (Выбор детей)

«Муромские леса, поля, леса», аппликация из природного материала

Работа над проектом: «Природа нашего края».

  1. «Животные и птицы нашего края». Совершенствование навыков изготовления игрушек из гипса.

Изготовление коллекции игрушек из гипса.

  1. «Памятники старины». Проектная деятельность.

Разработка творческих проектов.

  1. «Обычаи нашего края». Проектная деятельность.

Разработка творческих проектов.

  1. «Муром», витражная техника.

Создание витражей с Муромской тематикой.

  1. «Итоговая выставка».

Подготовка к персональной выставке.

Оформление работ.

Дети четвёртого года обучения должны знать:

- Техники работы с разными материалами и применять их в своём творчестве.

Дети должны уметь:

- Самостоятельно разрабатывать творческие проекты.

     Методическое обеспечение

                 

         Методы, формы, этапы реализации.

На  занятиях успешно реализуются технологии проектного и проблемного обучения, которые позволяют использовать различные приёмы, формы и методы организации учебного процесса: занятия – фантазии, творческие путешествия, защита творческих проектов, ролевые игры и т.д.

В зависимости  от  поставленных  задач  руководители  кружков  на  занятиях  используют  различные  методы  обучения  (словесные, наглядные, практические), чаще  сочетая  их.

Каждое  занятие  по  темам  программы,  как  правило,  включает  теоретическую  часть  и  практическое  выполнение  задания. Теоретические  сведения – это  объяснение  нового  материала, информация  познавательного  характера.

Практическая  работа  включает  выполнение  графических  зарисовок  в  альбоме  (эскизы,  рисование  с  натуры  и  по  представлению), изготовление  поделок, аппликаций, игрушек – сувениров .

Руководителю  необходимо  продумать  содержание  и  ход  каждого  занятия,  чтобы  практическая  часть  являлась  естественным  продолжением  и  закреплением  теоретических  сведений,  полученных  учащимися.  Для  поддержания  постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремиться выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении изделий. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении игрушек. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением руководителем графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Демонстрация  последовательности  выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешним виде, форме, декоративном оформлении. Готовясь к занятиям, руководитель особенно тщательно должен продумывать методику показа наглядного материала, как и в какой последовательности проводить показ и объяснения, на что обратить внимание.  

Принципы обучения:

  1. Принцип от простого к сложному;
  2. Принцип доступности;
  3. Принцип наглядности;
  4. Принцип систематичности;
  5. Принцип связи теории с практикой.

   Наглядные пособия:

Применение  наглядных  пособий  играет  большую  роль  в  усвоении  кружковцами  нового  материала .Средства  наглядности  позволяют  дать  учащимся  разностороннее  понятие  о  каком – либо  образце  или  выполнении  определённого  задания, способствуют  более  прочному  усвоению  материала. Наглядные  пособия  демонстрируют  при  объяснении  задания  или  в  процессе  беседы. К  основным  видам  наглядных  пособий, используемых  на  занятиях, относятся  красочные  таблицы  графического  изображения. Наглядным  пособием  служит  и  различный  иллюстративный  и  фотоматериал, которым  обычно  сопровождают  рассказ  или  беседу  о  видах  народной  игрушки, её  истории, о  декоративно – прикладном  искусстве.

Материалы, инструменты:

Для  выполнения  работ  необходимы  определённые  материалы, инструменты, приспособления.

    Природные  материалы:  листья, овощи, сухие  ветки , шишки, ягоды  рябины  и  калины, ракушки, яичная  скорлупа, камушки, глина, листья  рогоза.

    Другие  материалы: восковые  мелки,  пластилин,  цветная  бумага, тесто, картон, нитки, проволока, воск (или  свеча), ткань, фанера, гуашь, краски, альбом, мел,  тушь, гипс.

    Инструменты: ножницы, иголки, стеки, клей, кисточки.

                         Критерии эффективности.

  1. Правильное расположение предметов на листе. Композиция.

  1. Соблюдение пропорций и передача формы изображаемого предмета.

  1. Умение передачи объёма предмета.

  1. Умение пользоваться основными цветами для получения новых оттенков.

  1. Умение наблюдать и переносить увиденное на бумагу. Рисование с натуры.

  1. Умение рисовать по представлению, вспоминая важные детали, форму, цвет изображаемой композиции.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Год обучения

Вид контроля

Методы диагностики результата

1

вводный

Исследование воспитанника

промежуточный

Выставка рисунков.

итоговый

Письменный опрос (тесты)

2

вводный

Панно: «Осеннее настроение» (занятие-обобщение по блоку программы: «Работа с природным материалом».

промежуточный

Выставка:

Тема: «Весенние мотивы».

итоговый

Защита персональных мини-выставок.

3

вводный

Самостоятельное выполнение заданий.

промежуточный

Творческий проект.

итоговый

Зачёт, контрольный опрос.

   Словарь.

Акварель  -  краски на водяной основе.

Барельеф  -  скульптура на стене с  рельефом на небольшой высоте.

Горельеф  -  скульптура, выступающая почти целиком из плоскости фона, но

                       все равно составляющая с ним единое целое.

Горизонт  -  (как термин,  применяемый  в  искусстве)  -  это условная  линия

                       уровня глаз рисующего, пересекающая воспринимаемый объект

                        или идущая поверх него или снизу.  

Гравюра   -  изображение,  оттиснутое  на бумаге с гравировальной основы  -  

                       металла, дерева или линолеума.  

Графика   -  один из  видов  изобразительного  искусства, в  котором  изобра-

                       жение дается в виде рисунка, нанесенного на какую-либо  плос-

                       кость в линейных формах.

Грунт         -  защитный слой,  наносимый  перед росписью стены  для вырав-

                       нивания фона.

Гуашь        -  краска тестообразной  консистенции,  разводимая  водой  и сме-

                       шанная с камедью. Для яркости в нее добавляют белила.

Колорит    -  общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согла-

                       сованном единстве с другими.

Композиция – это  определенное  расположение  предмета в  пространстве и

                       его связь с другими предметами.

Литография – оттиск, получаемый  перенесением  рисунка с  плоской  доски

                       на бумагу. На литографскую доску наносится рисунок  краской.

Мазок        -  нанесение на полотно кистью порции  смеси  порошкового  кра-

                       сителя (пигмента) с маслом.

Масляные краски – краски, состоящие из  цветных  пигментов,  растертых с

                       растительным  маслом.  При  необходимости  в  них  добавляют

                       бензин и масло.

Перспектива – это вспомогательная наука, изучающая  изменения  формы  и

                       цвета  предмета,  расположение его в пространстве при  изобра-

                       жении с определенной точки зрения.

Светотень -  это  изображение  на  рисунке  соотношения  света и  тени,  для    

                       передания объема и особенности формы.

Темпера   -  растворимая в воде краска, в которой пигменты растерты с

                       яйцом.

Тушёвка  -  сплошное покрытие одним тоном без нажима.

Фреска    -   настенная живопись, исполненная водными красками по сырой

                      штукатурке, в которую впитываются краски.

Цвет    -      выразительное  средство,   отражающее   материальные   свойства        

                    предметов,  передающее  многообразие  окружающего  мира в его

                    цветовом    звучании.

Штриховка – покрытие закрашиваемой поверхности линиями (штрихами).

  Список  литературы.

  1. «Основы  изобразительного  искусства  и  методика  руководства  изобразительной  деятельностью детей».     В.Б. Косминская

Москва  «Просвещение»,  1981 г.

  1. «Весёлые  игры».  Р. Гибсон

Москва  «Росмен»,  1997 г.

  1. «Калейдоскоп  чудесных  ремёсел».  Ю.Б. Гомозова

Ярославль  «Академия, К»,  1999 г.

  1. «Сказку  делаем  из  глины, теста, снега, пластилина». В.С. Горичева

Ярославль  «Академия  К»,  1998 г.

  1. «Роспись  по  дереву».  Х.И. Махмутова

Москва  «Просвещение»,  1987 г.

  1. «Плетение  для  детворы  из  ниток, прутьев  и  коры». М.И. Нагибина

Ярославль  «Академия  К»,  2000 г.

  1. «Игрушки  из  бумаги».  С. Афонькин

Санкт- Петербург,  2000 г.

  1. «Народные  художественные  промыслы».  О. Попова

«Лёгкая и пищевая  промышленность»,  1984 г.

  1. «Мир  культуры» (энциклопедия) О. Чернякевич

      Смоленск «Русич»,  2001 г.

  1. «Учимся рисовать». Г.П.  Шалаева

Филологическое общество «Слово», 2004 г.

  1. «Искусство».  К.  Ноден

Москва «Астрель», 2001 г.

     12. «Сказочная гжель».  Ю.Г.  Дорожин

      Москва «Мозаика – Синтез».

  1.  «Городецкая роспись».  Ю.Г.  Дорожин

Москва «Мозаика – Синтез».

     14. «Филимоновские свистульки».  Ю.Г.  Дорожин

           Москва «Мозаика – Синтез».

  1.  «Жостовский букет».  Ю.Г.  Дорожин

 Москва «Мозаика – Синтез.

  1.  «Дымковская игрушка».  Т.Я.  Шпикалова

 Москва «Мозаика – Синтез».

  1.  «Хохломская роспись».  Л.В.  Орлова

 Москва «Мозаика – Синтез».

  1.  «Народные умельцы».  В. Амоков

 Верхне-Волжское издательство, 1990 г.

  1.  «Русская народная живопись»  С.К.  Шегалова

Москва, 1984 г.

 

 

         

         

                                                                                               

 

                         

             

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личная программа по декоративно-прикладному искусству

Личная программа по декоративно-прикладному искусству в начальной школе....

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

Программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мастерица» Возраст детей 2-5 классы Срок реализации 1 год

          Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть  духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связан...

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Клуб - один из видов культурно-досуговых мероприятий, которые посещают младшие школьники...

«Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.Считается, что дети, имеющие инва...