Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.
статья на тему

Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon departament_obrazovaniya_g.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Выступление на августовской секции

учителей иностранного языка

Зеленоградского округа г.Москвы

Тема: « Обеспечение преемственности образования

между тремя ступенями: начальной, средней и

старшей школы».

Учитель английского языка

ГОУ СОШ № 1912

Курбанова А.В.

Москва

25 августа 2010г.

-1-

Слайд №1

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в  5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы.

Слайд №2

Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Слайд №3                                                                                               Это приводит к увеличению числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода и обеспечение преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено.

Слайд №4

Под преемственностью в обучении понимается последовательность и системность в расположении учебного материала связь и согласованность.

Слайд №5

Современное состояние преемственности обучения в педагогике начальной и средней школой характеризуется разносторонностью охвата многих вопросов. В педагогической литературе система преемственности разделена на отдельные компоненты.

Все компоненты учебного процесса необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применение определённых методов, организационных форм и средств обучения. В процессе обучения необходимо также обеспечить контроль, регулирование, оценивание и получение определённых результатов.

Слайд №6-7

Рассогласованность этих компонентов вёдёт к возникновению проблемы дезадаптации учащихся начальных классов при переходе в среднее звено. Причины возникновения рассматриваемой проблемы можно разместить в схеме.

Причины возникновения проблемы преемственности в обучении

Анализируя причины дезадаптации и компонентов системы преемственности,  выделяют основные направления деятельности по облегчению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Слайд №8

1) Преемственность в становлении личности.

Результатом образования, т.е. совокупности процессов обучения, развития и воспитания, является личность. Преемственность в становлении личности проявляется в динамике личности, предполагающей изменение свойств и качеств учащихся. Обеспечить преемственность в данном вопросе помогают единые для всей школы воспитательно-образовательные программы.

2) Преемственность в содержании обучения предполагает опору на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, так и приобретение новых, основанных на изучении отобранной и зафиксированной в учебном материале учебной информации. Этому способствуют линии учебников, которые используют в работе учителя, работающие в начальных классах и учителя среднего и старшего звена.

Например, учебники «Enjoy English», автор Биболетова М.З., издательства «Титул» 2-11 кл.;

Учебники «Millie», автор Азарова, издательства « Титул» 2-11кл.

Учебники «Spotlight», авторы Быкова, Дули, Поспелова, Эванс, издательства «Просвещение» 2-11кл. для общеобразовательных классов.

Учебники Верещагиной и Афанасьевой для классов с углублённым изучением английского языка.

3) Преемственность в методах, формах, приёмах и средствах обучения проявляется в рациональности выбора методов и форм обучения, в выявлении в учебном процессе наиболее эффективных дидактических приёмов. Реализация этой преемственности предусматривает сохранение и совершенствование отдельных методов и дидактических приемов, способов учебной работы, показавших хорошие результаты и эффективность на всех ступенях обучения, применение новых, отвечающих современным требованиям и психологическим особенностям учащихся.

 Большим подспорьем в работе по организации преемственности являются единые методические дни, где учителя наглядно знакомятся со стилем работы своих коллег, и педсоветы, где обсуждаются насущные вопросы преподавания и воспитания. Таким образом, при переходе из начальных классов в среднее звено дети не испытывают особенных трудностей и на уроках быстро и активно включаются в работу.

Слайд №9

Вашему вниманию предлагается адаптационная программа, на основе которой ежегодно составляется план по преодолению проблемы  дезадаптации.

Адаптационная программа

Администрация

Учащиеся

Родители

Учителя

Социально-психологическая служба

1.К январю определить преподавателей-предметников с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе.

1.Изучение кабинетной системы.

1.Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

1.Изучение методов работы учителей нач. классов и средней школы

Знание программ обучения

Подбор оптимальных методов и форм обучения

1. Изучить психологические особенности детей 4 классов.

2. В апреле провести общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами.

2. Выполнение правил для учащихся.

2. Тесная связь с учителями и классным руководителем.

2. Выполнение единых требований к учащимся

(ЕОР, правила поведения, нормы выставления оценок.)

2. Ознакомить учителей-предметников с психологическими особенностями пятиклассников

3. В марте определить классного руководителя в 5 классы с учётом стиля руководства учителя начальных классов.

4. Организация мониторинга успешности пятиклассников, выявление проблем, работа по их ликвидации.

3. Выполнение требований учителей-предметников

3. Поддержка требований школы.

4. Помощь классному руководителю во внеклассных делах.

Не ставить отрицательных оценок в течение месяца.

Не превышать объём д/з.

Учителю нач. классов, передающих детей в 5 класс, давать подробную характеристику каждого ученика.

Новому классному руководителю ознакомить учителей с особенностями класса.

Классному руководителю 5-го класса держать под дополнительной опекой детей девиантного поведения.

3. Диагностика адаптационных процессов у учащихся

5 классов.

4. Помощь в ликвидации проблем адаптации.

5. Помощь классному руководителю в работе с "трудными детьми и семьями".

Данная адаптационная программа по некоторым пунктам подходит и к переходу учащихся в старшую школу.

К концу обучения в основной школе (8-9 кл) усиливается стремление школьников к самоопределению. У них с неизбежностью возникают вопросы:

- продолжить ли образование в полной средней школе (10-11 кл) или в начальном профессиональном учебном заведении (колледже, техникуме);

-если продолжать образование в полной средней школе, то на каком уровне – базовом или профильном;

- если на профильном уровне, то какой профиль выбрать?

Помочь самоопределению школьников призвана  предпрофильная подготовка, которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей и способностей. Ещё большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения.

Обучение на старшей ступени полной средней школы обеспечивает преемственность с основной школой. Старшая школа является последним этапом, на котором завершается формирование целостной картины мира, овладение способами познавательной и коммуникативной деятельности, умениями получать из разных источников информацию, перерабатывать и применять знания.

На данном этапе обучения продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета « иностранный язык». В частности, углубляется понимание учащимися роли изучения языков  международного общения в современном поликультурном мире в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.

Слайд №10

Благодарю за внимание!