Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.
презентация к уроку на тему

Смольянова Татьяна Ивановна

 

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,
которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать,
творчески усваивать знания и применять их на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_smolyanova_t.i.rar545.01 КБ

Подписи к слайдам:

Самостоятельная работа на уроках русского языка Подготовила: Смольянова Т.И., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» Проверила: Приказчикова О.А., старший преподавательСаранск - 2013
Цель: изучить теоретические основы самостоятельной работы, влияющей на повышение интереса к русскому языку. - проанализировать опыт передовых педагогов, использующих в своей практике разные формы и методы, влияющие на повышение интереса к русскому языку - познакомить с активными формами обучения, применяемыми мной на уроках русского языка
В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса. Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Главная цель работы - научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться. Организация самостоятельной работы учащихся - одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.
Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Критерий классификации
Виды самостоятельной работы
1.
По дидактическим целям
•Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;•Закрепление и уточнение знаний;•Выработка умения применять знанияна практике;•Формирование умений и навыковпрактического характера;•Формирование творческих способностей.
2.
По источнику и методу приобретения знаний
•Работа с учебником;•Практические работы;•Подготовка рефератов, докладов и т.д.
3.
По форме выполнения
•Устные самостоятельные работы;•Письменные работы.
4.
По месту выполнения
•Классные;•Домашние работы.
5.
По степени самостоятельности учащихся
•Самостоятельные работы по образцу;•Реконструктивно - вариативные;•Частично- поисковые (эвристические);•Исследовательские (творческие) работы.
6.
По степени индивидуализации
•Общеклассные самостоятельные работы;•Групповые самостоятельные работы;•Индивидуальные самостоятельные работы.
написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;написание сочинений-миниатюр по пословицам: а) языковой анализ пословиц; б) описание события, обозначенного пословицей;монологи от имени вещей, которые окружают нас;задания на основе материалов газет, радио, телевидения;сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента.
самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;уточнение определений школьного учебника;исследование лингвистического текста учебника;придумывание лингвистических задач;многоаспектный анализ слова.
Самостоятельная работа используется: в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
- сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия;- обучение без принуждения;- освоил теорию, проверь на практике.
Урок-КВНУрок-сказкаУрок-конкурсУрок-путешествиеУрок-семинарУрок-играУрок-обобщениеУрок-повторениеУрок объяснения нового материалаУрок контроляРазличные виды внеклассной работы по русскому языку(экскурсии, вечера, олимпиады, КВН и др.)
формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах.
луна граница жара холод мороз пекло пурга месяц рубеж работа враг вьюга труд клятва обещание неприятель
Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж.Беленький ландыш пахучий.Старый дуб высокий и могуч.Огромный медведь неуклюжий.
Мое любимое время годаЗадание: используйте имена прилагательные в полной и краткой форме
Придумать диалог, причем использовать слова не слитно одному человеку, а другому раздельноЭто мой недругЭто не друг, а врагМеня сегодня беспокоит неприятная погодаДа
Подберите к невозвратному причастию возвратное, составьте с ними словосочетания.Встречающий, оказавший, видевший, наблюдавший
Задание: выписать устаревшие слова, распределив их на две группы: историзмы - архаизмы. К архаизмам подобрать современные синонимы. Чело, небо, земля, свобода, кокошник, цветок, ворота, город, боярин, лицедей, граммофон, столица, бурлак, уста, око, длань.
Записать профессионализмы для художников.Записать однокоренные слова с корнем -зим- , -корм-
Закончите пословицы, выделите антонимы.Мир строит, война …Ученье свет, а неученье - …Герой умирает, а слава …Не бойся врага умного, бойся друга …Корень учения горек, а плод его …
Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности. На уроках русского языка уместно создавать среду, способствующую для формирования у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Необходимо учить учащихся следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы. Главное - это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить они состоятся как личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках русского языка (презентация)

Презентация о методах и приемах самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

Самостоятельная работа на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса

Организация самостоятельной работы и руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Одной из главных функция такого вида работы является формирование высококультурной личнос...

«Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы

Презентация по данной теме поможет педагогам правильно организовать самостоятельную работу на уроке. Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, ум...

Самостоятельная работа на уроках русского языка

Значимость организации и проведения самостоятельной работы на уроках русккого языка...

Презентация "Самостоятельная работа на уроках русского языка"

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы...