Компетентностный подход в образовании
статья по теме

Дитрих Елена Андреевна

 

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kompetentnostnyy_podhod._ditrih_ea.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИТРИХ ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА

Материалы для педсовета

МКОУ «Шайковская СОШ № 2»

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход». Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых "ключевых компетентностей".

 Необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач, стала проявляться в  результате дискуссий деятелей образования и работодателя. Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями.

Чем же вызвана необходимость введения компетентностного подхода? Она обусловлена общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Поэтому одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр.

Вопрос, возникающий при рассмотрении компетентностного подхода – трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» (трактовок много, т.к. все понимают смысл и содержание понятий, но ясно однозначно выразить не могут).

Есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Согласно первому варианту  компетенция определяется как:

  1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
  2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
  3. Способность выполнять особые трудовые функции.

Там же отмечается, что «… термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане».

В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивают именно практическую направленность компетенций — «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике», а «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования». Эта же позиция неразграничения понятий компетенция/компетентность характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы.

Согласно второму варианту «компетентность» трактуется как основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека.

Т.е. компетенции это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

Разработчики новых стандартов определяют КОМПЕТЕНТНОСТЬ как умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности и различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

Специалисты выделяют составляющие элементы понятия "компетентность":

- знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

- навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения.

- способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

- стереотипы поведения – видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир.

- усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия.

Содержание понятия «компетентность» может быть определено новыми требованиями к выпускникам школы на рынке труда. Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Десять лет назад был подготовлен и опубликован доклад специалистов Мирового банка о развитии российского образования. В этом докладе отмечались многие достоинства советской системы образования, но отмечалось, в частности, и то, что в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности (мы готовим учащихся для тех специальностей, которых еще не существует). Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику.

Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

Американская ассоциация промышленников так формулировала то, что они ждут от продуктивного (эффективного) работника:

  1. правильный выбор оборудования и орудий;
  2. организация и ведение документации и баз данных;
  3. распределение времени и денег;
  4. общение с людьми с разным культурным опытом;
  5. умение осваивать новые профессиональные умения.

Одно из требований к «хорошему сотруднику» определяется следующим образом: если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.

Выделяют две группы компетентностей: ключевые и предметные.

Ключевые или базовые компетентности носят общий, надпредметный и надпрофессиональный характер.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается.

Как уже было сказано, помимо ключевых компетентностей, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетентности — это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Но предметные компетентности лучше рассматривать на заседаниях ШМО (запланируем на следующий год).

В основе рекомендаций по реформированию обучения в направлении компетентностного подхода, лежат исследования факторов, влияющих – как позитивно, так и негативно – на формирование или развитие и рост компетентностей. Было установлено, что окружающая среда оказывает значительное влияние на формирование компетентностей. Исследовались различные среды - среда на предприятиях, в школах, в высших учебных заведениях, а также в семье. Анализировались условия, в которых росли и формировались люди, обладающие развитыми компетентностями. На основе этих данных были выработаны рекомендации для формирования развивающей среды, способствующей росту компетентностей.

Что меняется в деятельности учителя при реализации компетентностного подхода?

Мы говорим только о том, что в наших силах сделать уже сейчас. В перспективе планируется изменение учебного плана и др.

Так как одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, то многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика.

Следует отметить, что существует целый ряд ставших традиционными способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:

1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.

7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

8. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

9. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.

Подобных рекомендаций достаточно много…

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода:

•  Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.

• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя    соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

•  Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного  взаимодействия  и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

• Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Реализация компетентностного подхода проходит успешно при применении технологий:

- проектной;

- дискуссии;

- проблемного обучения;

- развивающего обучения;

- технология «обучение в сотрудничестве»;

- личностно-ориентированное обучение;

- технология разноуровневого обучения;

- технология «Портфель ученика»;

Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и проч.

В заключение надо сказать, что без личностного роста каждого педагога невозможно успешное введение ФГОС. Поэтому мы должны внедрять компетентностный подход не только по отношению к учащимся, но и к себе.

Всем розданы распечатки с перечнем и содержанием компетентностей, которыми должен обладать каждый педагог в XXI веке.

Факторы, препятствующие развитию компетентностей

Важным элементом нашей работы – анализа факторов развития компетентностей и влияния среды – являлось выявление и обозначение факторов, препятствующих развитию компетентностей. Это сложный комплекс, состоящий из субъективных и объективных факторов. Первые связаны, с одной стороны, с психологическими состояниями взрослых, имеющих дело с воспитанием и образованием детей - родителей и учителей – как то: стрессы, депрессии, страх перед самостоятельностью детей и связанные с ней неудобства и т.д., с другой стороны, с ценностями и установками, привычками мышления, препятствующими созданию развивающей среды (например, когда взрослые не разделяют ценности развития компетентностей как образовательной цели). Объективные факторы – это прежде всего материальная необеспеченность и организационные формы, так или иначе препятствующие развитию среды, способствующей росту компетентностей. Например, традиционные формы оценивания достижений учащихся, бюрократические формы внутришкольного управления, сковывающие инициативу отдельных учителей, которые, вследствие этого, не могут демонстрировать примеры компетентностного поведения и др. В связи с важностью осознания данных факторов мы остановимся на них подробнее.

Мощным фактором, препятствующим созданию развивающей среды, особенно актуальным для наших, российских условий, является наличие различных жизненных проблем, не позволяющих взрослым с необходимой заинтересованностью относиться к развитию детей и демонстрировать самим компетентностное поведение. Потребность в самоактуализации, по Маслоу, может полноценно развернуться только тогда, когда удовлетворены все остальные потребности человека. Главная причина - материальная необеспеченность и связанные с этим психологические проблемы – стрессы, отсутствие самоуважения, возможности самостоятельно принимать решения, постоянное чувство неудовлетворенности и т.д. Это ведет к эмоциональной холодности, равнодушию, не позволяющему адекватно реагировать на насущные запросы и интересы детей.

Другим субъективным фактором, препятствующим созданию развивающей среды является не всегда осознанный страх перед независимым и самостоятельным поведением детей и связанными с таким поведением повышенными требованиями к самим взрослым. Учителя и родители боятся сложных, многоплановых и ответственных обязанностей, для которых у них нет необходимого времени, способностей, мотивации. Ведь тогда пришлось бы следить за развитием ребенка, за своим влиянием на него, решать, что делать дальше, отвечать на вопросы детей, находить нужную информацию и т.д. – короче, самим демонстрировать компетентностное поведение. Кроме того, возникла бы необходимость искать дополнительные средства воздействия на «непослушных» и независимых детей. Возникла бы необходимость понимать ценности детей, которые могут значительно отличаться от ценностей взрослых и т.д. Учителя боятся, что если они займутся развитием компетентностей, то потом могут не справиться с классом, состоящим из независимых, любознательных детей, не расположенных делать так «как им велят» и т.д.

Важным фактором, препятствующим созданию благоприятных условий, является трудность презентации и признания со стороны родителей и администрации разных уровней результатов деятельности, достигаемых учителями, стремящимися к развитию компетентностного подхода у своих учеников. Продемонстрировать результаты своей работы скептически настроенным родителям, политикам и управленцам становится дополнительной, непростой задачей. Отсутствие признания ведет к трудности реализации программ, способствующих развитию компетентностей. До сих пор учителя-новаторы, реализующие новые подходы, остаются вне основного потока системы образования.

Существенным объективным фактором остаются также традиционные формы оценки результативности обучения учащихся, которые являются в то же время и формой оценки качества труда учителя. Результатом этого становится то, что учителя вынуждены прибегать к авторитарным формам работы для достижения предписываемых им извне целей. Вследствие этого учителя ориентируются на то, чтобы их ученики успешно сдали экзамены, обеспечивающие их питомцам дальнейшее образование. Таким образом, сама система является препятствием созданию развивающей среды.

Сдерживающим фактором является непросвещенность учителей и руководителей в отношении компетентностного подхода. Им не хватает необходимых понятий («создание словаря») для разъяснения новых целей, которые должна перед собой ставить школа. Даже если директор или управленцы выступают за новые подходы, они еще должны адекватно эти подходы объяснить как учителям и родителям, так и широкой общественности.

Но еще более серьезная проблема состоит в том, что в рамках существующих административных процедур сложно учесть интересы, мотивации и умения учащихся, чтобы создавать индивидуальные учебные планы, основанные на индивидуальных достижениях ученика в освоении предыдущей программы или описать индивидуальные реакции на проводимую учителями работу. А ведь именно это могло бы позволить учителям быстрее получать необходимую им информацию о реакциях и запросах учеников.

Однако, главным фактором, препятствующим созданию условий, благоприятствующих развитию компетентностей, является нежелание взрослых (родителей и учителей), чтобы в детях развивались независимость, уверенность в себе и любознательность. Существует боязнь, что развитие таких форм поведения может повредить самим детям в жизни, так как повседневный опыт взрослых показывает, что формы независимого и инициативного поведения не поощряются в той жизненной среде, в которой существуют они сами. По этой причине взрослые не хотят развития этих качеств у детей. Таким образом, учителя оказываются под перекрестным огнем негативного отношения к деятельности, способствующей развитию компетентностей, проявляющегося с самых разных сторон.

КОМПЕТЕНТНОСТИ, которыми должен обладать педагог

Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

КОМПЕТЕНТНОСТИ, которыми должен обладать педагог

Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в образовании

Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в преподовании физики....

Компетентностный подход в образовании

Вашему вниманию представлен доклад  и презентация к нему...

Компетентностный подход в образовании

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...