Образовательные технологии:инновации и традиции
материал по теме

 

Урок- главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения учебного занятия.

Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику.

При подготовке урока педагог должен помнить:

1.Урок- это открытие, поиск и осмысление истины.

2.Урок- это часть жизни ребенка.

3.Высшая ценность на уроке- человек.(доверие, уважение, сотрудничество)

Эти принципы лежат в основе образовательных технологий, которые надо брать на вооружение, смело внедрять в работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_tehnologii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии:

инновации и традиции.

(выступление на ГПО)

Урок- главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения учебного занятия.

Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику.

При подготовке урока педагог должен помнить:

1.Урок- это открытие, поиск и осмысление истины.

2.Урок- это часть жизни ребенка.

3.Высшая ценность на уроке- человек.(доверие, уважение, сотрудничество)

Эти принципы лежат в основе образовательных технологий, которые надо брать на вооружение, смело внедрять в работу.  

I. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Цели:

1.Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

2.Максимально выявить, окультурить индивидуальный опыт ребенка.

3.Помочь личности познать себя.

-ТЛОРО- сочетание обучения с учением.

-Должен быть учебный диалог ученика и учителя, учитывается индивидуальный подход к содержанию, виду и формы учетного материала.

-личностно ориентированный процесс может происходить только при наличии дидактического обеспечения.

*Позиция учителя:

      Инициирование субъектного опыта учения.

      Развитие индивидуальности каждого ребенка.

      Признание индивидуальности каждого человека.

*Позиция учащегося:

      Свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса.

      Самопознание, самореализация.

Современный урок должен быть личностно ориентирован. Особенно это касается литературы. Каждая новая встреча с текстом художественного произведения должна быть незабываемой, учитель прислушивается к чувствам и мыслям юных читателей.

-Использовать активные формы обучения в ходе нестандартных уроков (интегрированных, урок-исследование, урок-консультация, урок-встреча, литературная композиция, урок-анализ, урок-лекция, урок-практикум, урок-развития речи, литературно-музыкальная композиция, урок-экскурсия, урок-открытие, урок-знакомство.)

II. Игровые технологии.

Педагогическая игра - четко поставленная цель обучения и соответствующий результат, направленность учебно-познавательная.

Цели:

1.Дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, умения, навыки, применение ЗУН …)

2.Воспитывающие (самостоятельность, воля, коллективизм …)

3.Развивающие (внимание, память, речь, мышление …)

4.Социализирующие (стрессовый контроль, общение …)

Виды деловых игр:

     Имитационные (имитируется чья-либо деятельность)

     Операционные (моделируется рабочий процесс, отрабатывается выполнение коллективных специфических операций)

     Исполнение ролей (модель- пьеса с ролями)

     «Деловой театр» (коллективной ситуации)

     Психодрама и социодрама (социально-психологический театр)

Технология:

1.Этап подготовки.

2.Проведение.

3.Анализ, обсуждение, оценка результатов. (состязание, турнир, КВН и другое)

III. Технология развития критического мышления.

Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством включения учащихся в познавательный процесс. (то есть каждый ученик вырабатывает свое мышление в контексте учебной программы)

Основа технологии  критического мышления- вопросы:

-простые (факты по памяти)

-уточняющие (выражать свои мысли правильно)

-вопросы-интерпретации (причины поступков)

-оценочные (эмоции)

-творческие

-практические

Основные приемы:

1.Кластеры (в середине листа слово, а вокруг идеи, связанные с основным словом)

2.Знаковая система при работе с текстом (с карандашом)

3.Таблица ЗХУ (знаю- хочу узнать- узнал)

4.Сюжетная таблица («скелет» текста: Кто? Что? Когда? Где? Почему?)

5.Толтые и тонкие вопросы (однозначный и развернутый ответ)

6.Дерево предсказаний (умение аргументировать. Ствол- тема, ветки- аргументы, листочки- прогнозы)

Этапы урока:

I. Вызов.

II. Осмысление.

III. Чтение с пометками.

IV. Рефлексия.

Критерии оценки:

     Оценка (где ошибка?)

     Диагноз (причина?)

     Самоконтроль(недостатки)

     Критика (согласны ли вы?)

     Прогноз

Критическое мышление:

-способствует взаимоуважению партнеров.

-облегчает понимание различных взглядов на мир.

-учащиеся используют свои знания.(синквейн)

IV. Технология мастерских (идея свободного воспитания Руссо, Толстой)

Главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Деятельность в малой группе (7-15 учеников) при участии учителя- мастера.

Цель: личностное саморазвитие учащихся.

Приемы:

       Индукция (проблемная ситуация)

       Самоконструкция (создание текста , рисунка ,проекта)

       Социоконструкция (групповая работа)

       Социализация (выступление одного от группы)

       Разрыв (понимание себя, других, науки)

       Творчество (опыт дерзновения)

Позиция учителя: консультант, советник; помогает разблокировать способности ученика.

V. Технология проектного обучения.

Цель: создать условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из различных источников.

-В центре- ученик, который проявляет свою активность.

-Организуются проектные группы, консультанты, осуществляется взаимодействие с учителем.

-происходит соединение академических знаний и практических действий.

*Классификация школьных проектов:

       Творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые и т.д.

       Экологические, экономические, художественные, филологические и т.д.

       По участию в разработке: личностные, групповые.

       По обращенности к аудитории: школьные, региональные, международные.

       По времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные.

       По форме защиты: пленарные, стендовые.

*Этапы работы над проектом:

1.Включение ребенка в систему деятельности.

2.Создание информационно-эмоционального поля.

3.Выбор проблемы, определение темы.

4. Актуальность.

5.Разработка гипотезы.

6.Задачи.

7.Планирование.

8.Сбор и анализ информации.

9.Оформление.

10.Защита проекта.

Стремитесь быть открытым новому, стремитесь к творчеству, совершенствуйтесь и –самое главное – не бойтесь ошибиться. Успехов и интересных находок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства

Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева. "Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни....

Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства

Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева. "Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни....

Урок литературы в 11 классе по теме «Традиции русской сатиры» с использованием дистанционных образовательных технологий

Разговор о русской сатире в 11 классе требует логического завершения на основе того, чтобы было прочитано в 8-11 классах. Материал урока также можно использовать фрагметами, изучая произведения Гоголя...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

«Воспитательные технологии. Инновации в воспитательной работе» ( выступление на педсовете)

В докладе речь идет о новых технологиях в воспитательном процессе. Из опыта работы....

Образовательное событие по теме «Традиции чаепития в России, Англии и Китае»

Занимательное мероприятие для средней паралели с защитой проектов...

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации»

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвящ...