Методика преподавания ИЯ
план-конспект урока по теме

Семенченко Светлана Викторовна

В работе предложены методы и задания по работе с чтением, говорением, письмом, аудированием и грамматикой английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Обучение письму

Приемы:

Controlled: -  это задания, в которых нет выбора для уч-ся. Они строго по заданию учителя. Например: - дополни предложения след.фразами;

                   - соотнеси слова и их определения;

                  - напиши сочинение на тему…;

                  - проверка лексич. Материала;

                  - диктант; - работа по плану      

Guided: - это задания, частично контролируемые учителем.

 Например: - оставь телефонное сообщение о встрече;

                    - заполни таблицу;

                    - подбери нужное слово;

                    - мозговой штурм            

Free: - это задания, в которых есть свобода выбора для уч-ся.

Например : - напиши абзацы в нужном порядке;

                    - напиши отзыв;

                    - перепиши слова в тетрадь;

                   - напиши слова в алфавитном порядке;

       

Пример работы написания личного письма.

  1. сбор идей: прием « Мозговой штурм»

                   

-что мы можем сообщить в письме о летнем отдыхе?

Интересные места

погода

занятия

             время                проблемы

впечатления

Стоимость         с кем             советы            

Планы на будущее

Покупки    и т.д

  1. фокусирование ( выбор самого главного)
  2. составление плана:

План.

  1. Интер. Места
  2. Занятия
  3. Погода
  4. Впечатления

  1. расширение ( написать на каждый пункт плана по 4-5 предложения)

 максимально для письма 120 слов!

СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА

 ( в углу адрес адресата)                                           ( в этом углу- число, адрес отправителя)

  1. Приветствие

§1. причина написания письма

§2.

§3-§5 т.е будет столько, сколько в плане пунктов

  1. Итог ( содержит советы кому писали)   
  2. Фразы прощания ( Best wishes!    See you soon! )

     В конце письма пишется имя красиво и роспись. Можно использовать различные знаки ( ххоо-обнимаю и целую, P.S., P.P.S.), пропуски слов, подчеркивания и т.п

ОБЯЗАТЕЛЬНО потом детям нужно изменить тему письма, чтобы они могли варьировать своими знаниями в разных ситуациях.

 

ОЦЕНКА письменного текста:

- разнообразие( лексич. Единиц, грамм. Структур)

- точность( употребления лексич и грамм материала, т.е ошибки)

- стиль

- структурирование

- почерк, поля, абзацы( оформление)


                         Обучение чтению

Виды чтения:

  1. Ознакомительное: получение опред. Информации( идеи, общего представления)

Например: -воспринимать текст как единое целое

                  - определять жанр текста

                  - выделять идею и тему текста

                  - определять цель текса

                   -выделять ключевые слова как средство раскрытия темы, основной идеи текста  

                 - прогнозировать содержание текста, исходя из структурных элементов текста( заголовок, подзаголовок, графические маркеры и т.п) общего знания о мире, личного опыта, ключевых слов, смысловых рядов, доминант текста  

  1. Поисковое: нахождение опред. Информации

Например: - выделять определенные детали в тексте

                   - находить необходимую информацию

  1. Изучающее: подробное чтение с детальным пониманием

Например: - устанавливать соотношение между главной мыслью и ее развитием в тексте

                  - видеть связь между стилем изложения и авторским отношением к героям, сюжету и т.п

                  - выделять элементы структуры текста

                 - определять последовательность событий

                 - извлекать как эксплицитную, еак и имплицитную информацию, работать с подтекстом

                 - определять авторскую позицию, отношение к описываемому в тексте

                - понимать значение незнакомого слова, опираясь на контекст, различать контекстуальное и словарное значение слова, подбирать контекстуальные синонимы

                - использовать пунктационно-графические средства для полного понимания текста

  1. Экстенсивное: т.е. длительное чтение для удовольствия или самообразования

                     

                  ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  1. Дотекстовый ( подготовить, снять языковые трудности)
  2. Текстовый( само чтение текста, включая различные задания)
  3. Послетекстовый(итог)

                      ТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ

                                                            READING

             PRE-

                   WHILE-

                POST-

Актуализация знаний

Верные/неверные утверждения

викторина

анкета

Вопросно-ответные упражнения

дебаты

ассоциации

Деление на абзацы

дискуссия

Верные/неверные утверждения

Деление на категории

драматизация

Вопросно-ответные упражнения

Дополнение рисунка/картины

интервью

Деление на категории

Заполнение пропусков

Коммуникативные игры

Мини-викторина

Заполнение таблицы

Написание абзаца

Расположение в порядке приоритетов

исправление

Написание краткого содержания

Соотнесение/сопоставление

Краткие записи

Написание письма

Сопоставление/нахождение сходств и различий

Логическая перегруппировка

Написание сочинения

Составление списка

Множественный выбор

Написание эссе

Семантическая карта-схема

переход

описание

предугадывание

Соотнесение/сопоставление

Опрос мнений

Сопоставление/нахождение сходств и различий

Перекодировка информации

Составление плана текста

планирование

Составление списка

презентация

узнавание

Принятие решений

Упражнение на дополнение

Проблемные задания

Заполнение пропусков с определенной частотностью

рассказ

Чтение различных частей текста

расширение

Ролевая игра

Сопоставление/нахождение сходств и различий

Сочинение стихотворений

     

                  ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКИ

ПРИЕМЫ

1.Механические упражнения                

( mechanique )  - усвоение норм употребления грамматических структур

Например: трансформация, substitution( по столбикам распределить сказуемое, подлежащее и т. П)

2. Практические упражнения

( meaningful ) – упражнения, имеющие смысловую значимость ( уч-ся сами ничего не выбирают, но обдумывают и делают выводы)

Например :  - игры на отгадывание, дебаты, заполнение пропусков, закончи предложения, сопоставления, составь предложения, прочитай текст и найди ошибку, подлежащее подчеркнуто- задай вопрос и т. П)

3.Упражнения на взаимодействие условно-коммуникативного характера

( interaction) – information cards, дан текст – задайте вопросы…


               ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ

КЛАССИФИКАЦИЯ заданий для обучения говорению:

Примеры заданий и упражнений

Некоммуникативные задания

Структурные задания

Повторение за учителем( слов, структур и т.п), чтение хором

Условно-речевые

Задания

Дополнить диалог, подставить предложение или фразы( в диалог, текст), описать картинку, заполнить таблицу

Коммуникативные задания

Задания с использованием коммуникативных функций

Собственно-коммуникативные задания

Дискуссии, дебаты, обсуждение проблем, ролевая игра

Классификация упражнений для развития языковых навыков

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

ТРЕНИРОВКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ

ассоциации

Деление на категории

Коммуникативные игры

Деление на категории

Упражнение на дополнение

Написание сочинения

перифраз

исправление

описание

Называние

Принятие решений

драматизация

Составление списка

описание

Написание эссе

Соотнесение/сопоставление

диктант

расширение

драматизация

Перекодирование информации

дискуссия

перевод

перевод

интервью

Актуализация знаний

расширение

Написание письма

копирование

Составление диалога

трансформация

презентация

Вариативная таблица

Написание абзаца

перевод

Перифраз

называние

планирование

Лингвистические игры

Сочинение стихотворений

объединение

Проблемные задания

Составление списка

викторина

Соотнесение/сопоставление

Расположение в порядке приоритетов

драматизация

дебаты

Множественный выбор

Ролевая игра

перифраз

Принятие решений

планирование

Написание краткого содержания

Расположение в порядке приоритетов

Опрос мнений

Анкета

Викторина

Узнавание

Имитация

Подстановка

Опрос мнений

Заполнение таблицы

                  ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

Виды аудирования:

  1. Аудирование с пониманием основного содержания;

Например :- определять основную идею

                   - составлять план текста

                   - обобщать содержание

                   - выделять ключевую информацию

  1. Аудирование с полным пониманием;

Например :- определять значение незнакомых слов по словообразованию, контексту, определять синонимы, антонимы

                    - следовать логике событий

                    - отделять факты от суждений

                    - следить за логикой беседы

                    - угадывать информацию, которая подразумевается

                    - распознавать метафоры, идиомы

                   - делать выводы

                   - определять точку зрения говорящего

                   

  1. Аудирование с выборочным извлечением информации

Например : - определять функциональное назначение ( извинение, пояснение и т.п)

                     - извлекать необходимую информацию

                     - представлять аудиоинформацию в графической форме

                     - делать краткие записи

Этапы работы над аудированием :

ДОТЕКСТОВЫЙ – снять трудности, ознакомить, подготовить

ТЕКСТОВЫЙ – даются задания, проверка понятности заданий и оценивание

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ – обговорить или писать

                                 Типы    заданий

 ДОТЕКСТОВЫЙ

ТЕКСТОВЫЙ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ

Языковые игры

Ответы на вопросы

Коммуникативные игры

Мозговой штурм

Деление на категории

Дискуссия

Викторина

Перекодирование информации

Интервью

Актуализация знаний

Дополнение(предложения/текста)

Моделирование ситуации

Озаглавливание

Нахождение сходств и различий

Языковые игры

Предугадывание

Заполнение пропусков

Ролевая игра

Исправление ошибок

Описание

Мозаика

Написание стихотворения

Верные/неверные утверждения

Драматизация

Заполнение таблиц

Составление рассказа

Восстановление логической последовательности

Сочинение

Соотнесение

Эссе

Перифраз

Высказывание предпочтений

Множественный выбор

Устное высказывание

Составление заметок

Суммирование

Рисование

Решение проблемной ситуации

Составление плана

Написание письма

Возможные проблемы при аудировании и способы их решения :

- время звучания ( взять отрывок/ разбить на части )

- темп речи ( не брать текст / адаптировать )

- акценты, особенности речи ( объяснить )

- уровень эмоциональности

- шумы ( взять задание где шум уменьшается )

- качество записи ( отказ )

- количество говорящих ( построить серию заданий )

- грамматико-лексические трудности ( снять перед текстом )

- тематика ( ввести тему, слова )

- проблематика ( ознакомить с проблемой до / исключить текст )

- степень аутентичности ( чтобы текст был современный )


                          СТРАНОВЕДЕНИЕ

- это знания о стране изучаемого языка

Планирование заданий по страноведению

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Постановка задач –

К концу занятия учащиеся должны:

« ЗНАНИЯ «   - знать…

                         - получать представление о …

                         - узнать об особенностях…

                         - познакомиться с …

«УМЕНИЯ»   - сравнивать…                      

                        - обсудить…

                        - рассказать…

                         - выразить согласие/ несогласие…

                        - проводить сопоставление с родной страной

2. Тематическое введение ( тема урока, мотивация к работе, лингвистическая и эмоциональная подготовка )

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

  1. задания на активизацию имеющихся знаний( вопросы, мини викторины, верно/неверно…)
  2. мозговой штурм( составление списка, заполнение карты-схемы, установление связей, деление на категории, ассоциации…)
  3. задания на предвосхищение( верно/ неверно, картинки, видео…)
  4. загадки( кроссворды, сопоставление…)
  5. шутки( анекдоты, пословицы…)

3Презентация- знакомство с новым материалом ( упражнения: чтение, Аудирование, просмотр видеозаписи, лекция; презентация учащихся: интерактивная презентация, презентация+ задание, презентация+вопрс)

  1. Рефлексия - учащиеся пропускают через себя материал презентации. Учитель должен на этом этапе научить применять полученные знания в устной или письменной речи.
  2. Продукт – что сделали учащиеся ( проекты, тематические портфели, викторины, тест, плакаты, кроссворды, терминологические календари,  газеты, календари событий к историческим событиям или к празднику, события: встреча Фан-клуба, Интернет-кафе, день рождение, экскурсии…; - буклеты/советы путешественника, поделки, рисунки, меню: приготовление блюда или книга рецептов…)

На этой стадии работа идет:

- по группам

- творческие и проблемные задания

- презентация и обсуждение

- сопоставление культур

- опора на межпредметные знания

- использование различных источников информации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ

В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...

Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.

Цели урока:1.      Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2.      Учить использовать схемы при работе над задачей.3....

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra // СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ

А.А.БУДАЕВ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra  Прежде всего следует отметить, что проблемы с которыми сегодня сталкивается философское образование разных уровней (школьног...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2...

Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"

Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе....