Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
методическая разработка по теме

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VIII вида  воспитание  и  обучение - это  повы шение  социального  статуса  выпускников,широкое  вовлечение  их  в  трудовую  и  общественную  деятельность,  создание  реальных  предпосылок  их  социально - психологической  реабилитации  и  интеграции  в  обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние  профессионального  обучения  на  социальную

адаптацию  школьников  с  нарушением  интеллекта

       Для  обеспечения  независимой  и  продуктивной  жизни  в  обществе  индивида  необходимо  включить  в  целенаправленный  процесс  социализации,  одним  из  важнейших  институтов  которой  является  система  образования.  Особое  значение  образование  имеет  в  процессе  социальной  адаптации  детей  с  ограниченными   возможностями.

       Для  специальной (коррекционной)  школы  VIII вида  воспитание  и  обучение – это,  прежде  всего,  повышение  социального  статуса  выпускников,  широкое  вовлечение  их  в  трудовую  и  общественную  деятельность,  создание  реальных  предпосылок  их  социально – психологической  реабилитации  и  интеграции  в  обществе.  Трудность  решения  этой  задачи  в  первую  очередь  обусловлена  недостатками  психического    развития,  которые  свойственны  умственно  отсталым  детям.

       Однако  коррекционная  направленность  и  четкая  организация  трудового  обучения  позволяют  подготовить  большинство  выпускников  школы  VIII  вида  к  квалифицирован-ному  труду.  До  1991 года  трудоустройство  выпускников  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида  составляло   ежегодно  до  90 – 95%  от  их  общего   числа.  За  последние  годы  этот  показатель  сократился  до  15 – 20%.  Причиной  данного  положения  стала  ликвидация  системы  базовых  предприятий,  на  которых  ра – нее  старшеклассники  специальных  школ  проходили  производственную  практику  и  затем,  как  правило  трудоустраивались.

       В  настоящее  время  для  лучшей  социальной  адаптации   воспитанников  увеличи –ваются  сроки  их  обучения  до  10 – 12 лет,  открываются  специальные  группы  в  учреж –дениях  начального  профессионального   образования  по  строительным (штукатур – маляр,  столяр – плотник,  плиточник,  каменщик,  слесарь)  и  сельскохозяйственным  (озеленитель,  овощевод,  животновод)  специальностям,  по  специальностям  сферы  обслуживания (обувщик,  полиграфист,  швея,  вязальщица,  кожгалантерейщик).           Профессиональная  ориентация   в  школе  VIII вида – это  система  психолого – педа-гогических  и  медицинских  мероприятий,  помогающих  выпускнику  школы  в  выборе  профессии  с  учетом  его  способностей  и  потребностей  общества.   По  мнению  С.Д.  Мирского,  «умственно  отсталые  учащиеся  очень  редко   сами  выбирают  профессию.  Чаще  всего  их  профессиональные  интересы  складываются  под  влиянием  трудового  обучения:  учащиеся  выбирают  те  специальности, по  которым  осуществляется  их  подготовка  в  школе.  Многие  ученики  школ  не  хотят  работать   по  этой  специальности»,  поэтому  перед  школой  VIII вида  стоит  задача – помочь  учащимся  в  выборе  профессии,  которая  соответствовала  бы  их  возможностям.

         Одним  из  решающих  условий  социальной  адаптации  учащихся  с  нарушением   интеллекта  является  правильно  организованное  профессионально – трудовое  обучение,  которое  состоит  из  нескольких  этапов.

         Первый  этап – 1 – 3-й  классы.  Он  включает  изучение  трудовых  возможностей  в  целях  предварительного  отбора  для  обучения  определенному  виду  труда,  соответствующему  профессии.  На  этом  зтапе  происходит   профессиональное  просвещение  обучающихся  воспитанников – ознакомление  с  видами  труда,  изучаемы-ми  в  данной  школе.  

          Второй  этап – 4-й класс.  Уточнение  трудовых  возможностей  обучающихся  воспитанников  и  завершение  профнабора  в  рамках  определенного  вида  труда.  Нача-ло  работы  по   воспитанию  положительного  отношения  к  выбранной  профессии.

          Третий  этап – 5 -8-й классы.  Пропаганда  той  профессии,  по  которой  ведется  обучение.  Изучение  способностей  и  наклонностей,  обучающихся  воспитанников  сочетается  с  ориентацией  на  труд  по  конкретной  узкой  профессии (специальности).

          Четвертый  этап – 9-й  класс.  Адаптация  обучающихся  воспитанников  к  условиям  труда  и  к  труду  на  производстве .

           Увеличение  сроков  профессионального  обучения,  изменение  учебного  плана  и  программ  служит  необходимыми,  но  не  решающими  факторами  совершенствования  профессиональной  подготовки  воспитанников  школы   VIII вида.    Особое  место  отво –дится  коррекции  недостатков,  присущих  умственно  отсталым  воспитанникам.  

          Задачи  индивидуальной  коррекции  решаются  путем  дифференцированного   подхода  к  обучающимся  воспитанникам.    Г.Д.  Дульнев  выделил  принципы,  на  основе  которых  осуществляется  дифференцированный  подход,  определяются  его  цели  и  способы  педагогического  воздействия.

  1. Всестороннее  изучение  учебно – трудовой  деятельности  ребенка  и  учет  веду-щих  качеств  личности (темперамента,  характера,  нейродинамических  наруше –ний).
  2. Ориентация  на  особенности  и  личности  обучающихся  воспитанников.
  3. Опора  на  сохранные  качества  обучающихся  воспитанников  и  возможности  их  развития,  восстановление  наиболее  нарушенных  процессов  трудовой  деятельности.
  4. Применение  методов  и  приемов  дифференцированного  обучения   во фронталь-ной  работе  учителя  со  всей  учебно – трудовой  группой.
  5. Дифференцированный  подход  в  процессе  выполнения  учебных  заданий  для  предупреждения  ошибочных  действий,  обусловленных  особенностями  обучающихся  воспитанников.  
  6. Принцип  прочности  усвоения  учебного  материала.
  7. Положительное  отношение  обучающихся  воспитанников  к  профессионально – трудовому  обучению.

   Таким  образом,  от  динамики  исправления   индивидуальных  недостатков  трудовой  деятельности  обучающихся  воспитанников  с нарушением  интеллекта  зависит  продуктивность,  их  обучения,  а  также  степень  их  социально – трудовой  адаптации  в  дальнейшем.  

     Говорить  об  эффективности  профессиональной  подготовки  обучающихся  воспитанников  с  отклонениями  в  развитии  можно,  опираясь  на  данные  о  трудоустройстве  выпускников  нашей  школы – интерната  VIII вида  г.  Донецка.  

      Нет  сомнения,  что  среди  факторов,  характеризующих  степень  социализации  выпускников,  ведущими  являются  самостоятельность  при  первичном  поступлении  на  работу  и  выборе  профессии,  близость  места  жительства  родителей  к  месту  работы  выпускника.  А  эффективность  школьной  подготовки  во  многом  определяется  адекватностью  избранного  вида  труда  направлениям  профессионально  - трудового  обучения  в  школе  VIII вида.

       Существенным  фактором  ,  влияющим  на  трудоустройство  выпускников,  является  учет  особенностей   психофизического  развития   обучающихся  школы   VIII вида.  Так,  наибольшая  роль  в  трудоустройстве  выпускников  принадлежит  родителям.  С  их  участием  и  под  воздействием  в  нашей  школе – интернат  трудоустроены  за  последние  три  года  8,2%  выпускников.  С  помощью  школы – интерната,  через  центр  занятости  4 человека.  С  помощью  ПУ (профессионального   училища) – ни  одного  человека.  Самостоятельно – 8 человек.  Значит  ли  это,  что  родители  глубже,  чем  специальная  школа,  знают  особенности  своих  детей?  Безусловно,  нет.  Здесь  срабатывают  несколько  факторов.

      Во-первых   школа – интернат  не  имеет  возможности  осуществлять  планомер-ное  трудоустройство  выпускников  из – за  отсутствия  единой  системы,  координирующей  основные  направления  профессиональной  подготовки  обучающихся  воспитанников  таких  школ  с  потребностями  работодателей.,  в  работниках  по  обучаемым  профессиям.  Во- вторых,  не  имеет  достаточной  материальной  базы  профессионально – трудового  обучения.  В-третьих  подготовка  преподавателей  профессиональных  училищ  оставляет  желать  лучшего (а  в  основном  они  вообще  ее  не  имеют,  а  профессиональные  училища  вообще  не  хотят  получать  лицензию,  на  право  ведения  образовательной  деятельности  детей,  с  отклонениями  в  развитии).  Все  это  побуждает  родителей  трудоустраивать  своих  детей

     Большинство  выпускников  школы – интерната  независимо  от  профиля  подготовки  в  специальной  школе  трудоустраиваются  по  месту  жительства  родителей.  В  процессе  исследования  было  установлено,  что  умственно  отсталые  выпускники,  работающие  под  постоянным  контролем  близких,  лучше  адаптируются  в  трудовых  коллективах,  увереннее  чувствуют  себя,  сознавая,  что  рядом  с  ними  находятся  родные,  готовые  дать  совет  и  оказать  помощь  в  любой  ситуации.  

     На  данный  момент  по профессии   школьной  трудовой  подготовки  трудоустрое-ны  всего  два  человека  от  общего  числа  выпускников.  Все  это  свидетельствует  о  том,  что  достигнуть  единства  между  профилями  профессионально – трудового  обучения  и  потребностями  в  рабочих  кадрах  удается  пока  в  незначительной  степени.   Педколлективом   школы  еще  слабо  учитывается  немаловажный  фактор  «горизонтальной  мобильности»,  т.е.  влияния  профессии (рода  занятий)  родителей,  имеющий  в  ряде  случаев  определяющее  место  работы.  Хотя  об  этом  можно  сказать  двояко,  так  как  большинство  родителей  из  асоциальных  семей  и  сами  перебиваются  случайными  заработками.  Процент  выпускников  достигнувших  высокой  квалификации  очень  незначителен -  практически  равен  нулю.  Это  объясняется  тем,  что  своеобразие  психофизического  развития  умственно  отсталых  детей,  происходит  на  дефектной  основе,  при  самых  действенных  формах  и  методах  коррекции,  не  дает  возможности  полностью  снять  негативные  последствия,  особенно  в  эмоционально – волевой  сфере,  имеющей  определяющее  значение  для  успешной  социализации  личности.

       Достигших  средней  квалификации,  тоже  довольно  малый  процент,  около  10%  выпускников.   В  основном  это  выпускники  с  менее  выраженными  дефектами  развития,  которые  легче  корректировать  в  условиях  специального  обучения.

        И,  наконец,  малоквалифицированные ( в  основном  это  инвалиды  детства  и  дети  получившие  группы  инвалидности  в  процессе  обучения),  с  более  глубокими  нарушениями  интеллекта  и  сопутствующими  дефектами,  где  о  каком – либо  квалифицированном  труде,  не  может  быть  и  речи.   В  данном  случае,  сказываются  не  только  сниженные  интеллектуальные  возможности  выпускников,  но  и  несовершенство  системы  профессиональной  ориентации  и  профессиональ – ной  подготовки  в  школе – интернате;   отсутствие  специализированной  помощи  после  выпуска  из  школы  (аналогично  той,  которую   получают  от  своих  обществ  выпускники  школ  для  детей  с  недостатками  слуха  и  зрения);  крайне  слабая ( а  порой  полностью  отсутствующая)  разъяснительная  работа  специалистов – дефекто-логов  в  трудовых  коллективах  об  особенностях  психофизического  развития  и  состоянии  трудоустроенных  выпускников.

         Исследования   уровня  взаимоотношений в  трудовом  коллективе  позволяют  еще  раз  убедиться  в том,  что  выпускники  школы – интерната  VIII вида,  несмотря  на  особенности  психофизического  развития,  восприятия  окружающей  среды,  коммуникабельности,  оценки  и  самооценки  на  общем  положительном  фоне,  по  разному  относятся  к  своему  руководителю.  Аналогично  проявляется  отношение  руководителей  к  ним.  

         При  изучении    и  анализе  степени  социализации  выпускников  получили  информацию,  характеризующую  и  такой  важный  вопрос,  как  наличие  семьи  и  состояние  внутрисемейных  отношений.

        Таким  образом,  в  процессе  исследования  получена  информация,  позволяющая  провести  сравнительный  анализ  различных  сторон  жизни,  трудовой  и  общественной  деятельности  выпускников  специальной (коррекционной)  школы - интерната   VIII вида,  судить  об  эффективности  их  подготовки  к  самостоятельной  жизни  в  обществе.

         Анализ  специальной  педагогической  и  психологической  литературы  по  исследуемой  проблеме  позволил  сделать  следующие  выводы.

  1. Профессионально – трудовое  обучение  обучающихся  воспитанников  с  нарушением  интеллекта  должно  строится  с  учетом  их  индивидуальных,  возрастных  и  психофизических  особенностей.
  2. В  процессе  формирования  трудовой  профессиональной  направленности  старшеклассников  с  отклонениями  в  развитии,  необходимо  добиваться  взаимодействия  школы,  семьи  и  общественности.
  3. Профессионально – трудовое  обучение  решает  задачу  всестороннего  раз – вития  обучающихся  воспитанников.  Оно  вносит  существенный  вклад  в  физическое,  умственное,  эстетическое  и  нравственное  развитие.  Основная  задача  профессионально – трудового  обучения – вооружить  обучающихся  воспитанников  профессиональными  навыками  и  умениями,  которые  необходимы  для  работы  по  определенной  специальности.

                                   Литература

1.Власенков  Г.В.  Актуальные  проблемы   профессиональной  подготовки  умственно  отсталых  учащихся / Г.В. Власенков//  Дефектология.  1998. №4 С.40 – 44

2.Волосовец  Т.В.  Проблемы  трудоустройства  выпускников  специальных (коррекцион – ных)  образовательных  учреждений  и   профессиональное  образование  инвалидов  /Т.В. Волосовец//  Воспитание  и  обучение  детей  с  нарушением  развития.  2002. №4 С. 4 – 9

3.Дульнев  Г.М.  Основы  трудового  обучения  по  вспомогательной  школе  /Г.М. Дульнев//  М ;  Просвещение,  1969. С. 186

4.Завражин  С.А.  Адаптация  детей  с  ограниченными  возможностями.  /С.А. Завражин,  Л.К. Фортова, М. ; Акад.  Проект;  Триста, 2005.  С. 239 – 256.

5.Замский  Х.С.  Совершенствование  процессов  социально – трудовой  адаптации  учащихся  и  воспитанников  вспомогательной  школы  /Х.С.  Замский.  Кишинев;  Штиинца. ,  1990.

6.Мирский  С.Л.  Методика  профессионально – трудового  обучения  во  вспомогательной  школе  /С.Л.  Мирский,  М.,  1988.  223 с.

7.Мирский  С.Л.  Изучение  трудовых  возможностей  учащихся  вспомогательной  школы / С.Л  Мирский// Дефектология.  1997.  №4.  С.16 – 18.

8.Мозговой  В.М.  Основы  олигофренопедагогики / В.М.  Мозговой. М., 2006.

9.Электронный  научно – образовательный  журнал  ВГПУ  «Грани  познания»  №2(3).  Май  2009г.  www/grani.vspu.ru

10.Е.П.  Хвастунова  Волгоградский  педагогический  университет.