Главные вкладки

    Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.
    статья по теме

    Чупина Людмила Александровна

    Руководство по работе ШМО, которое мы используем в нашем лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_recomendatsii.docx108.07 КБ

    Предварительный просмотр:

             

                Составитель: методист ШМО учителей английского языка Чупина Л.А.

        Работа руководителя методического объединения строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый учебный год, плана проведения городских, районных и общешкольных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед МО задачами, работа МО включает:

    1. работу над единой методической темой образовательного учреждения;
    2. проведение заседаний МО;
    3. выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО;
    4. знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО;
    5. подготовку и проведение предметных недель;
    6. подготовку и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
    7. проведение и подготовку учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам, конкурсам;
    8. подготовку и проведение внеклассных мероприятий;
    9. посещение учебных, факультативных и элективных занятий.

    Работу методического объединения регламентируют следующие нормативные документы:

    1. приказ об открытии МО;
    2. приказ о назначении на должность руководителя МО;
    3. положение о МО;
    4. должностная инструкция руководителя МО;
    5. функциональные обязанности учителей МО.

    Для успешной работы МО необходимо иметь следующие документы:

    1. анализ работы за прошедший год;
    2. план работы на текущий учебный год;
    3. банк данных об учителях МО (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание);
    4. сведения о темах  самообразования;
    5.  перспективный план аттестации учителей;
    6.  перспективный план повышения квалификации;
    7.  график проведения контроля уровня сформированности умений в монологической, диалогической речи, аудировании, чтении, письме, лексико-грамматических навыков;
    8.  адреса профессионального опыта;
    9.  план проведения предметной недели;
    10.  график проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
    11.  график проведения открытых уроков и мероприятий;
    12.  календарно-тематическое планирование;
    13.  план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;
    14.  информационные и аналитические справки, диагностика;
    15.  протоколы заседаний МО.

         Планирование работы МО начинается с выбора методической темы. Далее определяется цель и основные задачи, составляется план работы. План обсуждается на методическом совете и утверждается директором школы.

         Основными задачами МО при организации и проведении методической работы являются:

    1. Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
    2. Совершенствовать комплекс знаний учителей (повышать профессиональную квалификацию учителей в процессе самообразования, на курсах при ИУУ, во время зарубежных поездок…)
    3. Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
    4. Организовывать работу по оказанию помощи молодым специалистам опытными преподавателями, а также педагогам в период аттестации.
    5. Совершенствовать работу учителей на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
    6. Внедрять в учебный процесс учебно-методические и дидактические материалы, программное обеспечение автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем.
    7. Сосредоточить основные усилия МО на создании прочной базы знаний учащихся на ранней стадии обучения, на подготовке учащихся к ЕГЭ и успешному поступлению в ВУЗы.
    8. Формировать у учащихся высокие духовно-нравственные качества на уроках иностранного языка.
    9. Организовывать взаимодействие с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.
    10.  Повышать качество проведения занятий в условиях модернизации и развития учебно-материальной базы школы в соответствии с содержанием учебных планов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.

    Для того чтобы каждый учебный год проходил целенаправленно и плодотворно, в начале учебного года необходимо заранее продумывать и планировать комплекс необходимых для этих целей мероприятий:  

    1. уточнение недельной нагрузки учителей МО и выявление вакансий;
    2. собеседование с молодыми специалистами и выбор наставников;
    3. собеседование с вновь прибывшими учителями;
    4. уточнение списков учителей, подавших заявления на повышение квалификационной категории;
    5. подготовку кабинетов иностранного языка к новому учебному году;
    6. участие в педагогическом совете;
    7. корректировку плана работы МО на новый учебный год.

    В работе МО выделяются следующие направления:

    1.  аналитическая деятельность;
    2. информационная деятельность;
    3. организационно-методическая деятельность;
    4. консультационная деятельность.

    Аналитическая деятельность включает в себя:

    1. мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
    2. диагностику мотивированности педагогов на профессиональное развитие и саморазвитие;
    3. изучение степени удовлетворенности организацией методической работы;
    4. изучение профессиональных и культуроведческих потребностей членов МО;
    5. создание портфолио учителей.

    Информационная деятельность – это:

    1. формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической и т.д.);
    2. ознакомление с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
    3. информирование педагогов о содержании образовательных программ, о новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
    4. изучение государственного стандарта общего образования;
    5. приобщение педагогов к опыту инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;
    6. создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

     

     Организационно-методическая деятельность предполагает:

    1. изучение запросов, прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации учителей;
    2. организацию работы МО;
    3. организацию и проведение конкурсов, олимпиад, предметной недели;
    4. организацию и проведение

                а) педагогических мастерских,

                б) семинаров – практикумов,      

    1. разработку авторских программ элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
    2.  обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
    3. координацию методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием.

    Консультационная деятельность заключается 

    --- в организации консультаций

    1. для членов МО,
    2. для учащихся, занимающихся  научной или творческой   деятельностью,
    3. для учащихся, готовящихся к итоговой аттестации,
    4. для молодых специалистов,
    5. для родителей по вопросам обучения и воспитания детей,

    --- в популяризации результатов новейших педагогических и психологических  исследований.

    Центральное место в планировании работы МО занимает учебно-воспитательная работа. Она предполагает:

    1. проверку наличия учебников у учащихся;
    2. определение списка учителей для индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем;
    3. составление графика контроля;
    4. уточнение календарно-тематических планов;
    5. подготовку и проведение олимпиад, конкурсов и т.п. в рамках предметной недели;
    6. составление списков учащихся для сдачи экзаменов по выбору;
    7. отчеты учителей об успеваемости учащихся, о выполнении программ;
    8. проведение итоговой аттестации выпускных классов.

    Одним из важных методических мероприятий являются заседания методического объединения, проводимые 4 раза в год в установленные для этого дни. На них следует обсуждать вопросы организации и хода учебно-воспитательного процесса, работу учителей и учащихся по усвоению преподаваемого предмета. Важными темами для обсуждения являются совершенствование структуры и содержания учебных программ и тематических планов, методика проведения занятий, повышение эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно-материальной базы, подготовка молодых специалистов, повышение квалификации. На заседаниях МО также рассматриваются тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. На каждом заседании ведутся протоколы, где указывается следующее:

    1. план заседания;
    2. краткое изложение выступлений;
    3. принятые решения.

    Одним из разделов плана работы МО являются сведения об учителях МО. Они позволяют отслеживать усилия всех представителей МО, их прогресс и достижения, а также  необходимость повышения квалификации на курсах при АППО.

    Ежегодно следует планировать контроль речевой компетенции учащихся. Для этой цели составляется график проведения контроля. Каждый учитель отчитывается перед руководителем МО о проведенном контроле.

    Особое место в работе МО занимает неделя иностранного языка, которую всегда с нетерпением ожидают как учителя, так и дети, т.к. участие ребят в различных мероприятиях развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от его успеваемости, проявить себя. Учителя планируют, подготавливают и проводят  ряд мероприятий согласно плану проведения предметной недели.

    В течение года планируется проведение недели педагогического мастерства или фестиваля педагогических и методических идей. Целью данных мероприятий является знакомство с передовыми находками, творческими достижениями учителей, открытие дороги педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулирование развития инициативы и творчества педагогов.

    В конце учебного года проводится анализ деятельности МО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка при планировании работы школьных методических объединений.

    В памятке подробно разобрана структура планирования школьного М.О. Она  будет полезна для начинающих руководителей методических объединений....

    Методические рекомендации по планированию коллективной творческой деятельности и социального проектирования

    В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и актив...

    Презентация к семинару "Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования"

    Районный  семинар для учителей истории«Создание условий самореализации ребёнка как цель и результат    деятельности  школьного методического объединения учителей   в...

    Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования. (Развитие гуманитарной образовательной среды школы №27 им. И.А. Бунина)

    Представление методической темы Арсентьевой Е.Б., 18 ноября 2009 г. на районном  обучающем семинаре для учителей истории и обществознания "Расширение гуманитарной образовательной среды  школ...

    2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

    2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...

    Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

       Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...