"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"
учебно-методический материал по теме

Семовская Елена Сергеевна

С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.

Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоятельный поиск важной информации. Решение данной проблемы является целью моей работы: качественная подготовка обучающихся к итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕМА: «СИСТЕМА РАБОТЫ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»

С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.

ГИА в9-х классах направлена на проверку умений обучающихся выбрать нужную информацию и применить полученные знания на практике.

Выбор видов работы с текстом  на экзамене в новой форме — сжатое изложение не основе услышанного и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текстов — обусловлен практическими умениями и навыками, которые должны быть сформированы у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать  большое количество информации по разным учебным предметам.

Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоятельный поиск важной информации. Решение данной проблемы является целью моей работы: качественная подготовка к итоговой аттестации.

Задачи:

-изучить литературу и теоретический материал по подготовке к ГИА;

- изучить опыт работы других педагогов по данной теме;

- обобщить опыт и проанализировать результаты своей работы по данной теме;

  

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит  из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего  к частному, от отвлечённого к конкретному».

  

Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная, интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если умеет вести диалог с текстом, если тексты, предлагаемые для изложения, для выполнения разнообразных заданий (в том числе для сочинений-рассуждений), связаны между собой тематически, если они интересны девятикласснику, вызывают отклик в его уме и сердце… И тогда погружение не только в содержание, но и в языковые особенности текстов не будет восприниматься как непосильная нагрузка. Напротив, задания с выбором ответов, с краткими ответами постепенно готовят к сочинениям- рассуждениям. Чем чаще ученик будет перечитывать текст, обращая внимание на отдельные слова, словосочетания, предложения, на изобразительно-выразительные средства, на орфографию и пунктуацию, тем успешнее он справится с самым сложным: с творческим заданием – написать сочинение-рассуждение.

 

Первая часть работы – это написание сжатого изложения.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

     - умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

     - умение адекватно воспринимать авторский замысел;

     - умение вычленять главное в информации;

     - умение сокращать текст разными способами;

     - умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

     - умение находить  и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.

 

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

 

Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

 

Приёмы сжатия текста:

 

1.    Исключение – приём, при котором исключается второстепенная информация / фрагменты предложений, повторы.

2.    Обобщение (слияние) – приём, при котором информация, представленная в нескольких предложениях, соединяется в одном.

3.    Упрощение (замена) – приём, при котором упрощаются синтаксические конструкции:

а)    замена прямой речи косвенной;

б)   замена однородных членов предложения обобщающим словом;

в)   замена сложного предложения простым.

Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.

  1. выучить и пересказать;
  2. выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;
  3. изучить способы сжатия текста и применить их на практике.

Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.

В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.

класс

тема

5 класс

1. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Сжатое изложение по тексту В.П.Катаева (урп. 137)

2. Имя существительное.

Сжатое изложение по тексту Е.А.Пермяка «Перо и чернильница» (упр. 496)

6 класс

1. Лексика и фразеология.

Сжатый перессказ исходного текста (упр. 75)

2. Имя прилагательное.

Сжатый перессказ исходного текста с описанием природы

7 класс

1. Причастие.

Сжатое изложение с описанием внешности.

2. Наречие.

Сжатый пересказ исходного текста с описанием действия

8 класс

1. Второстепенные члены предложения.

Сжатое изложение

2. Однородные члены предложения.

Сжатое сложение

9 класс

Сложноподчиненное предложение.

2 часа на сжатое изложение

В 8 и 9 классах часов на написание изложения по программе не отводится, но я беру в темах: «Второстепенные члены предложения» из 2 часов р/р 1ч. на ораторскую речь и публичное выступление, а 1ч. на сжатое изложение; «Однородные члены предложения» из 2 часов р/р 1ч. на рассуждение, а 1ч. на сжатое изложение; «Сложноподчиненное предложение» из 5 часов р/р по красноречию я беру 2 часа на сжатое изложение. Делаю это потому, что сжатое изложение- неотъемлемая часть итоговой аттестации.

Применительно к 9 классу нельзя не отметить несомненных достоинств новой формы экзамена. Во-первых, девятиклассникам предстоит, завершая изучение основного курса русского языка, сдавать экзамен, который в какой-то степени готовит к тому, что предстоит в 11 классе. Во-вторых, в 9 классе также предлагаются задания с выбором ответа, с краткими ответами и задания творческого характера: сжатое изложение и сочинения-рассуждения. В-третьих, среди заданий с выбором ответа, связанных с содержанием текста (на его основе выполняется почти вся экзаменационная работа), особая роль отводится тем вопросам, которые направлены на воспитание ученика как внимательного, вдумчивого читателя, на совершенствование культуры восприятия текста.

Литература:

  1. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учеб. пособие/В.Н.Александров, О.И.Александрова и др.
  2. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: ответы к  учебно-тренировочным  заданиям: методич. пособие/В.Н.Александров, О.И.Александрова и др.
  3. Русский язык: 9 класс: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособюие для учащихся/ Т.Ю.Угроватова
  4. Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку при подготовке к экзамену/И.В.Тандит
  5. Изложение по русскому языку: 5 – 7 классы/И.В.Текучева

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации

Слайд 2

«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.» А.Н.Толстой

Слайд 3

Цель: Качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Слайд 4

Задачи: Изучить литературу и теоретический материал по подготовке учащихся к ГИА; Познакомиться с опытом работы других педагогов по данной теме; Обобщить опыт и проанализировать результаты своей работы по данной теме.

Слайд 5

Литература : 1. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс:изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учеб.пособие/ В.Н.Александров, О.И.Александрова и др. 2. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс:ответы к учебно-тренировочным заданиям: методич.пособие/ В.Н.Александров, О.И.Александрова и др. 3. Русский язык: 9 класс: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся/Т.Ю.Угроватова 4. Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку при подготовке к экзамену/И.В.Тандит 5. Изложение по русскому языку: 5-7 классы/И.В.Текучева

Слайд 6

Сжатое изложение — это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений: умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; умение адекватно воспринимать авторский замысел; умение вычислять главное в информации; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи текста

Слайд 7

Приемы сжатия текста: Исключение — прием, при котором исключается второстепенная информация (фрагменты предложений, повторы). Обобщение (слияние) — прием, при котором информация, представленная в нескольких предложениях, соединяется в одном. Упрощение (замена) — прием, при котором упрощаются синтаксические конструкции: - замена прямой речи косвенной; - замена однородных членов предложения обобщающим словом; - замена сложного предложения простым

Слайд 8

класс задания вид деятельности 5 - выучить и пересказать - найти и выписать ключевые слова, фразы,микротемы - изучить способы сжатия и пименить один из них - работу выполняют с учителем - текст находится перед глазами учеников 6 - найти ключевые слова, фразы - выделить микротемы - применить два способа сжатия текста - работу выполняют сомостоятельно,при необходимости обращаются к учителю - текст перед глазами 7 - найти ключевые слова, фразы - выделить микротемы - применить все способы сжатия - работу выполняют самостоятельно - текст воспринимается учениками на слух - учитель читает текст 3 раза 8 - 9 - найти ключевые слова, фразы - выделить микротемы - применить все способы сжатия - работу выполняют самостоятельно - текст воспринимают на слух - учитель читает текст 2 раза - тексты подбираются сложнее, разных стилей, разной тематики

Слайд 9

5 класс 1. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 2. Имя существительное. 1. Сжатое изложение по тексту В.П.Катаева (упр. 137) 2.Сжатое изложение по тексту Е.А.Пермяка «Перо и чернильница» (упр. 496) 6 класс 1. Лексика и фразеология. 2. Имя прилагательное. 1. Сжатый пересказ исходного текста (упр. 75) 2. Сжатый пересказ исходного текста с описанием природы 7 класс 1. Причастие. 2. Наречие. 1. Сжатое изложение с описанием внешности 2. Сжатый пересказ исходного текста с описанием действия 8 класс 1. Второстепенные члены предложения. 2. Однородные члены предложения. 1. Сжатое изложение 2. Сжатое изложение 9 класс Сложноподчиненное предложение. Из 5 часов р/р 2 часа на сжатое изложение

Слайд 10

Работая с текстом, примените разные приёмы сжатия Погожим летним утром, когда солнце на часок-другой заглянуло в хмурый двор дома, в котором Вольфганг родился, малыш вместе с соседскими ребятишками и сестрёнкой копался в песке. Вдруг он отбросил совок и лопатку и уставился на окно кабинета. Как ни старалась сестра снова увлечь брата игрой, ничего не вышло – он упорно глядел вверх, на распахнутое окно и слушал. Оттуда неслась музыка. Протяжно, на разные голоса пели две скрипки; басовито воркуя, вторил альт.

Слайд 11

Выделим второстепенную информацию (прём исключения) Погожим летним утром, когда солнце на часок-другой заглянуло в хмурый двор дома, в котором Вольфганг родился, малыш вместе с соседскими ребятишками и сестрёнкой копался в песке. Вдруг он отбросил совок и лопатку и уставился на окно кабинета . Как ни старалась сестра снова увлечь брата игрой, ничего не вышло – он упорно глядел вверх, на распахнутое окно и слушал. Оттуда неслась музыка. Протяжно, на разные голоса пели две скрипки; басовито воркуя, вторил альт.

Слайд 12

Летним утром, когда солнце заглянуло в хмурый двор дома, в котором Вольфганг родился, мальчик копался в песке. Вдруг он уставился на окно каби-нета и стал слушать. Оттуда неслась музыка. На разные голоса пели скрипки, им вторил альт.

Слайд 13

Обобщим информацию, представленную в нескольких пр-ях(приём обобщения) • Погожим летним утром , когда солнце на часок-другой заглянуло в хмурый двор дома, в котором Вольфганг родился, малыш вместе с соседскими ребятишками и сестрёнкой копался в песке. Вдруг он отбросил совок и лопатку и уставился на окно кабинета . Как ни старалась сестра снова увлечь брата игрой, ничего не вышло – он упорно глядел вверх, на распахнутое окно и слушал. Оттуда неслась музыка . Протяжно, на разные голоса пели две скрипки ; басовито воркуя, вторил альт .

Слайд 14

Летним утром солнце заглянуло в двор дома, в котором Вольфганг родился, малыш копался в песке. Вдруг он бросил игру, уставился на распахнутое окно и стал слушать. Оттуда неслась музыка: пели скрипки, им вторил альт.

Слайд 15

Упростим некоторые синтаксические конструкции или их части (приём упрощения) Погожим летним утром , когда солнце на часок-другой заглянуло в хмурый двор дома , в котором Вольфганг родился, малыш вместе с соседскими ребятишками и сестрёнкой копался в песке. Вдруг он отбросил совок и лопатку и уставился на окно кабинета. Как ни старалась сестра снова увлечь брата игрой, ничего не вышло – он упорно глядел вверх, на распахнутое окно и слушал. Оттуда неслась музыка. Протяжно, на разные голоса пели две скрипки; басовито воркуя, вторил альт.

Слайд 16

Летним утром солнце заглянуло в хмурый двор дома, где малыш капался в песке. Вдруг он прекратил игру и уставился на окно кабинета. Не смотря на старания сестры увлечь его игрой, он глядел на окно и слушал. Оттуда неслась музыка. На разные голоса пели две скрипки, им вторил альт.

Слайд 17

Результаты написания сжатого изложения (части А) 2010 — 2011 уч. год ИК1 — содержание изложения ИК2 — сжатие исходного текста ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения критерии 3 б. 2 б. 1 б. 0 б. уч-ся ИК1 5 10 5 20 ИК2 5 4 6 5 20 ИК3 7 6 7 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. ...

Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ

Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ. Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосв...