Активизация познавательной деятельности учащихся
методическая разработка по теме

Меклеш Галина Борисовна

Коучинговый подход: цель, Способы достижения,результат.Стратегия творчества Уолта Диснея. Учитель- наставник, тьютор, коуч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_deyatelnosti_uchashchikhsya.docx240.48 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.  Современные педагогические технологии.

Доклад :Меклеш Г.Б.

Коучинговый подход на этапах проектирования индивидуального маршрута

  1. Пути мотивации:
  1. Мышление в терминах результата

Коуч помогает вдохновиться собственным видением завершенного результата; помогает быть конкретными в отношении своих целей. Когда цель точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты.

  1. Вопросы о будущем:

Иметь привлекательное будущее (брызжущие искрами зрительные идеи)

Причинно-следственные связи, чтобы знать, что нужно делать

Шаги, чтобы планировать и осуществлять необходимые конкретные действия

Например:

Представьте теперь, что вы стали таким каким мечтали. Как вы теперь ощущаете себя?

Какие изменения в отношениях к вам произошли у других людей? Каким они теперь видят вас?

Насколько вы будете теперь удовлетворены собой? Отметьте степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

Когда (к какому сроку? Через какой промежуток времени бы вы хотели стать таким, каким вы себя сейчас увидели?

С чего вы можете начать, чтобы стать таким, каким сейчас вы увидели себя?

  1. Постановка цели

Вопросы по рамке результата

Сформулирован в позитивных терминах

«Чего вы хотите?» а не «Чего вы не хотите?»

В пределах зоны контроля

Насколько от вас зависит достижение цели?

Как вы можете это получить?

Как вы узнаете, получаете ли вы свой результат?

Проверка на SMARRT

Specifik КОНКРЕТНАЯ

*Что именно я хочу достичь?

*В чем конкретно заключается моя цель?

*Какие конкретные шаги я должен предпринять для достижения цели?

*Если бы на этом уроке вы могли получить то , что хотели, то что бы это было?

Measurable ИЗМЕРИМАЯ и воспринимаемая

*Как я узнаю, что достиг цели?

*Как я пойму, что могу не достичь цели?

*Как обеспечить хорошую обратную связь на всех этапах достижения цели?

Achivable ДОСТИЖИМАЯ

*Есть ли у меня все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то…

*Какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

*Как и где найти недостающие ресурсы?

Realistik РЕАЛИСТИЧНАЯ

*Реально ли достичь цель за отведенное время? Если нет, то…

*Согласовал ли я ее со всеми заинтересованными сторонами?

*Действительно ли этапы выполнения цели продуманы и рассчитаны?

Relevant ЗНАЧИМАЯ

*Почему эта цель важна для меня?

*Является ли то, что вы делаете, важным для того, чего вы хотите?

*Какие конкретные преимущества этой цели для меня (класса, школы, семьи, друзей)

*Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?

*Каковы возможные осложнения и последствия при  не достижении  цели?

Time-bounded ОПРЕДЕЛЕННАЯ ВО ВРЕМЕНИ

*Когда конкретно начну осуществлять цель?

*Как часто буду предпринимать те или иные действия?

*К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?

  1. Планирование эффективных действий для достижения результата

Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия  вы готовы совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

Что конкретно будете делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный?  Самый эффективный?

Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

Как, каким способом вы предполагаете это делать? Как вы узнаете что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы  можно использовать еще? А еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

Представьте, что у вас уже есть то, что вы хотели. Каким был предыдущий шаг, который привел вас к цели? А еще предыдущий? И т.д.

Если бы вы уже обладали всей необходимой информацией, то какие были бы ваши действия?

Если бы были на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия вы бы предприняли?

В результате ответов на вопросы коуча у учащегося рождается программа действий для достижения цели. Ее можно записать в форме алгоритмической последовательности действий. Но наглядней она будет выглядеть в табличной форме:: в виде план-графика, «Ленты Гантта»,технологической карты или паспорта.

Описание технологий и техник  коучингового подхода

4 вопроса планирования

Формат конечного результата

Шкала 1-10

Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели

Шкалы:

  • Удовлетворенности
  • Ясности
  • Важности
  •  Продвижения к цели

Стратегия творчества Уолта Диснея

Три стадии планирования:

  1. Мечтатель – общее яркое видение, генерация идей.

Создает образ будущего настолько яркий и привлекательный, чтобы он мог действительно замотивировать и заинтересовать. Цель должна быть ценной для нас и достаточно определенной, чтобы на ее основе мы могли начать создавать образ конкретных желаемых результатов. Критика не допустима!

Найдите как можно больше идей, примеров, ситуаций о практическом применении коучингового подхода в данной области на «10».

  1. Реалист – план реализации.

Разрабатывает программу, последовательность шагов к достижению цели. Определяет приоритетность идей, и по каждой идее находит наилучшие пути достижения «10», находит ресурсы. Определяет временные рамки.

  1. Критик – добавить надежности в план

Конструктивный критик оценивает план реализации с точки зрения рисков.

Стадия

Стимулирующиеслова

Мечтатель

  • Бросьтевзгляд в будущее
  • Пусть Ваше видение развернется перед Вами панорамой восхитительных возможностей. ЧегоВыхотите? Увидьтеэто, какнаяву, и опишите…
  • Как Вы узнаете, что цель достигнута?

Реалист

  • Какие идеи Вы видите наиболее приоритетными с точки зрения конкретной реализации и соотношения эффективности и затрат?
  • Какие будут этапы достижения этой цели? Еслипройтисьпоним?
  • Сколько времени необходимо на каждый этап? Когдаегонеобходимосделать?
  • Представьте свои действия, как если бы вы это делали прямо сейчас
  • Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов?

Критик

  • Что может пойти не так?
  • Что может помешать?  Почему кто-то может быть против этой идеи?
  • На кого повлияют Ваши действия?
  • Какие могут быть негативные последствия и как их не допустить?
  • Чтоизменить в плане?

«Присоединение» -  метод создания доверительных отношений

  • Искренний интерес
  • Голос
  • Повторы важных слов и фраз

-Давайте уточним…

- А правильно ли я понял, что…

- другими словами…, верно?

- Поправьте меня, если я не прав, но разве вы не сказали, что…

- В общих словах это означает, что….Это так?

  • Вводные слова
  • Интересно, вы могли бы мне сказать …
  • Для того, чтобы …
  • Итак, чтобы …
  • ….

Тоны голоса  

Личностные качества учителя, отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе

Управленец (наставник), посредством властных полномочий , инструктирования  и указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач

Тьютор (организатор , советчик), направляющий на решение образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы  их решения.

Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии

Предпочитаемые модели индивидуализации

Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности) обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков

Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся

Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута , для индивидуально-личностного саморазвития

Установки на обучаемость и развитие учащихся

Ребенка нужно всему учить и приучать, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически.

Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состоянии, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем.

Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны.

Для этого у каждого из нас есть все необходимые ресурсы.

Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.

Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.

В основе любого действия ученика – позитивное намерение

Предпочитаемые методы и технологии обучения

Инструктирование

Объяснительно-иллюстративные

Репродуктивные упражнения

Алгоритмические

Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения

Задачный метод

Проблемное изложение

Проблемно-поисковый

Проблемно-исследовательский

Имитационно-игровой

Учебная дискуссия

Метод проектов

Мозговой штурм

«Лестница достижений»

Уровневая дифференциация

Коучинг технологии:

Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.лестница вопросов по логическим уровням.Тоны голоса.

Метод глубинного слушания

Партнерское сотрудничество

Колесо жизненного баланса

Шкалирование

Линии времени

Метод планирования У.Диснея

Мозговой штурм WORLD CAFE

Сотрудничество в команде

Психолого-педагогическая модель профессиональной деятельности учителя

по проектированию образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...