Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы
учебно-методический материал по теме

Сергеева  Валентина  Петровна

МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».

В данной работе описывается формы организации работы с учащимися продвинутого уровня развития.

Известно, что по уровню  успешности учащихся класса условно можно поделить на три ярко выраженные группы: продвинутый уровень, средний уровень,  низкий уровень.

Система работы учителя  на уроке чаще всего складывается так, что он больше работает с учащимися двух последних уровней, а учащиеся первого уровня идут вместе со всеми в ногу. Однако работа с сильными учащимися должна вестись параллельно: это могут быть тесты, олимпиадные задания, творческие задания. Одним из основных видов работ с сильными учащимися  остается также подготовка их к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья38 КБ

Предварительный просмотр:

МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».

(Сергеева В.П.)

Известно, что по уровню  успешности учащихся класса условно можно поделить на три ярко выраженные группы: продвинутый уровень, средний уровень,  низкий уровень.

Контрольные работы и зачеты сегодня по – прежнему остаются основной формой определения уровня обученности учеников. В качестве дополнительного задания или в числе последних заданий при  выполнении контрольной работы (диктанта) полезно предлагать и олимпиадные задачи. Сегодня, на мой взгляд, требования к отметке «отлично»  у некоторых учителей снизилось по сравнению с 70-80 годами прошлого века. Тогда итоговая за четверть или за год была редкостью. Чаще всего ее имели победители и призеры районных олимпиад. А сегодня часто отметки «отлично» имеют до половины и более класса.

Иногда учителя для лучшей подготовки к очередной контрольной работе дают в качестве домашней работы задания, аналогичные тем, которые будут предложены в контрольной работе. И, если для менее обучаемых учащихся такой прием можно как–то оправдать, то для способных к предмету – вряд ли.

Система работы учителя  на уроке чаще всего складывается так, что он больше работает с учащимися двух последних уровней, а учащиеся первого уровня идут вместе со всеми в ногу. Такую картину приходилось наблюдать на уроках русского языка во время работы над ошибками контрольного диктанта и в начальных классах на уроках такого же типа:  весь класс, в том числе и учащиеся получившие «5», работают над ошибками, которых не допускали. Т.е., учитель не правильно спланировал свой урок, не учел, чем будут заниматься сильные учащиеся, пошел по легкому пути. Я считаю это большим недостатков в методике организации урока по теме «Анализ контрольной работы (контрольного диктанта)». Работа с сильными учащимися должна вестись параллельно: это могут быть тесты, олимпиадные задания, творческие задания, либо ученик может выступать в роли консультанта, помощника учителя (при условии, что накануне учитель проконсультировал этого ученика). Работа на рабочем уроке должна строиться по такому же принципу.

Одним из основных видов работ с сильными учащимися по – прежнему остается подготовка их к олимпиадам. Олимпиадные задачи  прошлых лет следует включать в домашние задания: или предлагать придумать задание к какому-то разделу, аналогичное тому, которое рассматривалось на уроке.

Полезно, особенно в 5-6 классах, давать домашние задания на неделю в форме олимпиад, включая в их тексты преимущественно  олимпиадные задачи. При их решении дети могут пользоваться имеющейся литературой, а в случае затруднений советоваться с родителями и учителем.

Предметные олимпиады наряду с математическими соревнованиями, кружками, факультативами, элективными курсами и предметными неделями – самая массовая форма внеклассной работы по математике с учащимися. Но к сожалении. В предметные кружки и факультативы детей «затянуть» трудно. Это во – первых. Во –вторых, в таких формах  внеклассной работы с обучающимися должны участвовать учащиеся приблизительно одного уровня  обучаемости. В сельской же малочисленной школе набор детей в  предметные кружки  и факультативы  в достаточном количестве не представляется возможным. Именно поэтому мы можем заниматься с детьми продвинутого уровня либо на уроке, уделяя им должное внимание, либо готовя индивидуально к олимпиадам.

Цели подготовки и проведения олимпиад:

- расширить кругозор детей,

- развить их интерес к изучаемому предмету,

- повысить предметную культуру школьника, его интеллектуальный уровень,

- выявить учеников, проявивших себя по предмету, для участия в следующем туре олимпиад и для организации индивидуальной работы с ним на уроке,

- знакомство учащихся с важнейшими проблемами современной предметной науки.

В современных условиях, в условиях конкуренции, олимпиады готовят к жизни. Умение выполнять олимпиадные задания всегда было показателем одаренности ребенка. Причем главная ценность состоит не в выявлении победителей и награждении особо одаренных детей, а в общем подъеме предметной культуры ученика и интеллектуального уровня его развития. И для того, чтобы этот подъем культуры и интеллекта действительно произошел, к олимпиадам учащихся надо готовить, тем более, что сегодня по итогам олимпиад оценивают итоги внеклассной и внешкольной работы учителя в школе, районе, области. И по итогам олимпиад ученик без проблем может поступить в некоторые ВУЗы.  Работа учителя также определяется тем, каких и сколько учащихся – призеров различного рода олимпиад -  он подготовил.

 Между тем природа может распорядиться так, что в конкретном ребенке, в заданном месте не окажется таких одаренных детей, и усилия учителя могут не принести желаемого успеха

С другой стороны, учитель – предметник может не предпринимать ни каких усилий, а ученик блистает на различных соревнованиях, на олимпиадах разного уровня. Он добивается этого благодаря  своим предметным способностям, которые он продолжает развивать, работая с предметной литературой самостоятельно, занимаясь на всевозможных курсах и т.д.

 Не будем дискутировать, правильно ли делает руководство образованием, оценивая только результат, а не то, как этого результата учитель.

Для нас важнее то, как учителю  не только готовить ученика к олимпиадам, но и сделать все от него зависящее, для предметного развития ученика.

В соответствии с законом «Об образовании» победы учащихся  на олимпиадах, конкурсах  международного, всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в ВУЗ без экзаменов.

Участие в олимпиадах (мы говорим о них, как единственной массовой форме работы с одаренными детьми в нашей школе)  учитывается при отборе учащихся в профильные классы, лицеи.

Школа сегодня уже не единственный монопольный источник информации, знаний, умственного развития учеников. Большой вклад вносит система дополнительного образования детей. А поэтому результаты, достигаемые школьниками в различных мероприятиях, проводимых в этой системе, тоже, на мой взгляд, должны учитываться при определении перспектив  дальнейшего обучения.

Т.К. наибольших успехов в  предметных знаниях, олимпиадах добиваются дети с нестандартным, творческим мышлением, высокими предметными способностями, повышенной обучаемостью к тому или иному предмету, то один из путей подготовки к олимпиадам, конкурсам – развитие на уроках их предметных способностей, мышления, интеллекта.  Давно известно, что люди, систематически занимающиеся умственным трудом, имеют более высокий показатель интеллекта.

И все - таки  развивать одаренных детей  только вне урока нереально. Всегда можно найти  место на уроке, когда вместе с обучающими задачами можно решать и задачи развития ученика.

-  Это задания, для ответа на которые  следует провести логическую цепочку рассуждений (говоря языком математики – задача в несколько действий).

- Это олимпиадные задания, связанные с темой урока.

- Это задания из КИМов ЕГЭ части С, связанные с темой.

- Это разноуровневые задания на обобщающих уроках и уроках заключительного повторения.

Очень важно учитывать следующий фактор, что для работы с сильными учащимися не стоит предлагать как слишком простых     (иначе развития не будет), так и слишком сложных (упадет интерес) задач. Они не оказывают существенного влияния на интеллектуальное развитие школьников. А наталкивающий или наводящий вопрос, реплика повысят мотивацию ученика, что обязательно приведет к успеху.

И еще. Успешность школьника зависит от семьи. В плане общего развития ребенка, влияния нам него, семьи также можно разделить на три категории:

- семья, которая продвигает по пути развития ученика, поощряет его желание получать высокую объективную оценку  в школе,

- семья, которая безразлична к учебе, не интересуется успехами, сводит свой контроль к бытовым условиям,

- семья, которая считает, что учись, что не учись, все равно будет «3» или «4», да и вообще при поступлении решают все деньги.

Понятно, наше желание иметь как можно больше первых семей, а без последних мы обойдемся. Задача учителя, классного руководителя перетянуть второй тип семей на свою сторону.

В нашей работе с одаренными детьми мешает еще и то, что чаще всего дети после окончания школы идут учиться не туда, куда хотят они, а туда, куда устроят родители. И поэтому успешность в каком – то предмете  вовсе оказывается для ученика не нужной, падает реальная мотивация и возможное развитие по данному предмету  находится на среднем уровне.

И еще. Такие качества, как обязательность, настойчивость, упорство, трудолюбие, ответственность, стыдливость (за плохую отметку) важно воспитывать с раннего возраста. Тогда для ученика главными словами будут: надо и должен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми: проблемы и перспективы их решения

Цель данной работы – ознакомить с особенностями организации работы с одаренными детьми в ФТЛ в рамках ФГОС....

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Выступление на педагогическом совете №5 от 16.11.2015 «Организация работы с одарёнными детьми. Проблемы, перспективы»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Работа с одарёнными детьми: проблемы, перспективы (Школа олимпиадного резерва)

В презентации рассматривается понятие "Одарённые дети", представлены задачи школы по работе с одарёнными детьми, тематические планирования по русскому языку и литературе, позволяющие организ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

«Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы: перспективы и новые возможности»

Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать не...