Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
статья по теме

Ковтуненко Олеся Владимировна

В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного языка. Развитие личности  в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1) Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников.

(Слайд 2) Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого не возможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки.

В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного языка.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Проблема развития самостоятельности младших школьников очень актуальна.

Концепция развития УУД разработана на основе системно - деятельностного подхода, группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и
С.В. Молчановым
 под руководством А.Г. Асмолова.        Развитие личности  в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

(Слайд 3) УУД  – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

ФГОС  второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Кроме того у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий (Слайд 4):

Личностные универсальные учебные действия (Слайд 5) способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко  рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой  язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия (Слайд 6) обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Доказана эффективность  использования  игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются.  И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.              

Познавательные универсальные учебные действия (Слайд 7) включают в себя:

- общеучебные;

- логические;

- действия постановки и решения проблем. 

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Что активно используется в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English”. При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике:

- вставить недостающие слова,

- вставить недостающие буквы,

- завершить предложение,

- заполнить таблицу,

- догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.

 Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников.

Коммуникативные универсальные учебные действия (Слайд 8) способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать других, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический  климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Более подробно мы остановимся на  формировании личностных УУД.

Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды универсальных учебных действий.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Поэтому игра становится  основой для развития у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов учебной деятельности.

(Слайд 9) Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока английского языка.

Можно привести следующую классификацию игр на уроках ИЯ (Слайд 10):

I. Грамматические игры. (Слайд 11)

 “Much or many?”

Цель: развивать умение правильно употреблять в речи слова much, many с названиями продуктов питания.

Ход игры: На доске помещены две «корзинки» со словами much, many. Вокруг них расположены слова карточки с продуктами питания. Учащиеся подходят к доске, берут карточку, называют продукт и помещают карточку в нужную корзину

Выбери предложение.

Цель: развивать умение определять структуру предложения.

Ход игры: На доске изображена модель. Учитель предлагает выбрать и назвать из текста предложения по заданной модели.

II. Лексические игры. (Слайд 12)

Данные игры преследуют цели:

•        тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;

•        познакомить учащихся с сочетаемостью слов;

•        развивать речевую реакцию учащихся.

Представляется эффективным пользоваться лексическими играми на всех этапах обучения.

“Who knows the parts of the body best?”

Цель: Закрепление лексики

Ход игры: Класс делится на две команды. Ученики-представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя:”Touch your head. Show your shoulders. Count on your fingers.”Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает  команда, набравшая большее количество очков.

Волшебная дорожка

Цель: Закрепление лексики

Ход игры: На столе раскладываются в виде дорожки картинки с изображениями различных предметов. Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого написаны числа 1, 2, 3, 4, 5, 6. Игроку, например, выпадает число 4. Он продвигается по дорожке на 4 картинки, называет по-английски предмет, изображенный на данной картинке, и составляет с этим слово предложение.

Школьные принадлежности

Цель: Проверить учащихся на знание лексики по теме «Школьные принадлежности».

Ход игры: На доске «портфель» и картинки с изображением школьных принадлежностей. Ученик подходит к доске, берет картинку, называет предмет, который изображен на ней. Составляет с этим словом предложение, используя структуру “I have got … in my bag”, и помещает карточку в «портфель».

Так же можно использовать различного рода договорки:

  • У меня сомнений нет Красный цвет конечно … red.
  • Облизнувшись кошка съела Желток желтый. Желтый … yellow.
  • Я тону, иду ко дну Синий цвет конечно … blue.
  • Очень черный негр Джек, Черный по-английски … black.
  • Коричневое платье купила эту фрау, Мы знаем очень точно, коричневое … brown.
  • Ох, не спелый мандарин. Он зеленый, просто … green.
  • Мышонок серый, убегай быстрей! Серый по-английски … grey.
  • Розовые розы падают на ринг. Цвет красивый розовый, по-английски … pink.
  • Уверен, ты запомнишь: Оранжевый цвет… orange.

III. Фонетические игры. (Слайд 13)

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.

Самый внимательный

Цель: формировать  умение проводить звуковой анализ слова.

Ход игры: Учитель называет английские слова. Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [t] ([b], etc)

Let us work on intonation?

Цель: формировать умение расставлять интонационное ударение в предложениях.

Ход игры: Класс разделен на команды. На доске написаны предложения. Представители команд должны проставить ударения, стрелочками отметить повышения и понижения голоса и правильно прочитать предложения.

IV. Орфографические игры. (Слайд 14)

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

Волшебные слова

Цель: развитие орфографических навыков.

Ход игры: учитель пишет на доске длинное слово, например representanive. Из букв этого слова учащиеся должны составить новые слова и записать их. Например: рresent, tea, test, nest, part, art.

Дежурная буква

Цель: формирование навыка правописания слов.

Ход игры: детям раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Взрослый при этом говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?» Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

Вставь букву

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

V. Ролевые и деловые игры. (Слайд 15)

Такие игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усвоить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искренного желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Рассмотрим некоторые виды игр, которые успешно формируют внутренний мотив к изучению иностранного языка и служат развитию универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Игра «The Best Present»

Задание первому ученику: Вы — ученик 3 класса. Посоветуйтесь с мамой, что подарить вашему другу.

Задание второму ученику: помогите сыну. По вашему мнению, лучший подарок - книга.

В данной игре используются позиционные роли. Игра может быть использована на любом этапе урока. В данной игре учащиеся воспроизводят реальную жизненную ситуацию, игра создает условия реального общения.

«Поле Чудес».

Эту игру можно впоследствии использовать для изучения английского языка в среднем звене.

Очень интересна детям любого возраста следующая игра: все учащиеся делятся на две команды. В мешочек кладутся листочки с названиями героев или предметов на определенную тематику. От каждой команды по очереди выходит участник. Он достает листок со словом, читает и описывает на английском языке то, что прочитал. Остальные учащиеся угадывают это слово. Данная игра помогает учащимся запомнить написания слов, а также развивает память.

Для формирования коммуникативных УУД у учащихся можно использовать следующие игровые приёмы (Слайд 16):

«Интервью».

Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. Например, каждый учащийся получает карточку с вопросами на определенную тему (темы в карточках не повторяются). Затем учащийся задает этот вопрос всем ученикам класса по очереди, получает ответы и подводит количественные итоги своего опроса. Одновременно ученик отвечает на адресованные ему вопросы. Этот процесс является средством интенсивной речевой тренировки, т.к. каждый из учащихся 13-15 раз формулирует свой вопрос и дает 11-15 ответов на обращенные к нему вопросы.

«Банк информации».

Общая особенность этой группы приемов заключается в том. Что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.

Например, один большой текст разделяем на несколько фрагментов. Каждый ученик получает один фрагмент (на карточке), изучает его и начинает расспрашивать своих одноклассников о содержании других фрагментов текста, сообщая им при этом свои сведения. После того, как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на поставленные вопросы может только тот ученик, который расспросил каждого члена группы, понял содержание всех фрагментов, запомнил или записал полученные сведения. Вопросы по тексту направленные как на общее содержание, так и на отдельные подробности.

 «Брейн ринг».

Класс делится на несколько групп, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора.

 «Диалог»

По каждой пройденной теме дети, разделившись на пары, составляют соответствующий диалог. Потом разыгрывают их.

Регулятивные УУД мы используем, когда тренируем письмо. Это может быть небольшое тестирование или словарный диктант. После проведения такого контроля можно сыграть в игру «Ученик-учитель» (после написания работы, все ученики становятся Учителями. Они проверяют работы друг друга). Существуют следующие виды самопроверки:

1 Самопроверка.

2 Обмен работами с соседом.

3 Обмен работами с одноклассниками.

Таким образом, практически все учебное время в игре на уроках английского языка отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она соответствует ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и  способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Список литературы

  1. Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроке и на досуге/авт.-сост. Т. В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English. 2 класс», «Enjoy English. 3 класс» - М.: Изд-во «Экзамен»,2008.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Журнал «Вопросы психологии» 1966г. № 6
  4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981
  5. Басик Т.А. Добро пожаловать в мир английского языка. – Минск, 2002
  6. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. – Донецк, 2001
  7. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
  8. Магомедова Л.П. // Английский язык, №22, 2008 – с.5-7
  9. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие.  М.  2005
  10. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 – с.5-6
  11. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников //
  12. Английский язык, №11, 2008 – с.19-20
  13. http://festival.1september.ru/articles/570623/
  14. http://metodisty.ru/ 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...

Компетентностоно-ориентированные задания на уроках русского языка как средство развития универсальных учебных действий

От обычного задания КОЗ отличается тем, что обучающемуся предлагается определённый план действий при поиске овета на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является...

Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий

Цель : рассмотреть роль игровых технологий в процессе обучения  иностранному языкуЗадачи:·         дать определение игры;·...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий у школьников

В данной статье автор делится личным опытом применения  техноологии в сотрудничестве на уроках английского языка. В статье говорится о необходимости соблюдения определенных условий для успе...

Учебные игры на уроках английского языка с целью формирования универсальных учебных действий.

В документе представлены игры, которые могут быть полезными учителю на уроках английского языка в начальной школе. Это сборник различных игр - игр на развитие навыков аудирования, фонетических, лексич...

Игровые моменты на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у младших школьников.

Игра-это часть учебного процесса, которая помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительнуюдеятельность, внимание, а главное- стимули...