«Преданья старины. Обереги».
методическая разработка по теме

Загнетко Светлана Викторовна

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества поселка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие

детского объединения «Планета цветов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Педагог: С.В. Загнетко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Мостовской

2009г.

 

 

 

 

 

 

План  занятия:

 

Дата 20. 02. 09г.

 

Цель: изготовление и оформление оберегов.

Задачи:

- закреплять навыки изготовления поделок из природного материала;

- развивать эстетическое восприятие и творческие способности воспитанников;

- воспитывать культуру поведения  на традициях своего народа.

 

Оборудование: образцы выполненных работ, таблица,  сундук, материалы для оформления,  аудиомагнитофон,  DVD, диски.

 

Ход занятия:

 

  1.  Организационный момент: приветствие, представление   гостей, отметка посещаемости.

 Педагог: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!  Сегодня на нашем занятии присутствуют специалисты районного управления образованием.

  1. Объявление темы и цели занятия.

         Ребята, на прошлом занятии мы с вами сделали заготовки оберегов. Для чего люди украшали свои дома оберегами? 

Сегодня на занятии мы продолжим изготовление и оформим обереги.

  1. Теоретическая часть занятия (повтор пройденного материала по истории возникновения оберегов).

Традиция украшать дом оберегами восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задабривать, иначе он начнет сердится и вредить обитателям дома. Хотите, мы сейчас с вами проверим, есть ли у нас здесь домовой? Чтобы вызвать домового, нужно  встать в центре комнаты,  развести руки в стороны, раскрыть ладошки и, закрыв глаза, медленно поворачиваться влево до тех пор, пока у одной из ладошек не почувствуете тепло. Я попрошу сейчас выйти ко мне …… , чтобы проверить, есть ли домовой у нас.

 

(Звучит сказочная мелодия, входит Домовенок)

Д.: Здравствуй, народ честной
        Пошто тревожите мой покой?

Педагог: Ой, это, наверное, домовенок?

Д. Верно, я  домовенок Кузя!

Педагог: Как хорошо, что ты пришел к нам, а то я рассказывала ребятам, на прошлом занятии о тебе, а они мне не верят. Говорят, что ты существуешь только в сказках.

Д.:  Это хорошо, что вы помните обо мне. А чем вы тут  занимаетесь?

Педагог: Обереги делаем.

Д. А вы знаете,  как украшают обереги?

Педагог:  Ребята пока еще не знают этого, поэтому я предлагаю всем посмотреть видеоролик о том, как можно украсить обереги.

А волшебный сундучок поможет мне рассказать, что символизируют предметы, которыми украшали обереги?

Фасоль- достаток.

Шишка – трудолюбие.

Ягоды шиповника – крепкое здоровье.

Ягоды калины – молодость и красота.

Мешковина – изобилие.

Семена тыквы – плодородие.

Лавровый лист – слава.

Кукуруза – взаимопонимание в семье.

(вывешивается таблица)

 

Д.: Ребята, а вы знаете, что у  меня есть свой любимый день в году, 10 февраля, когда  я озорничаю и проказничаю, а унять меня можно только щедрым угощением и подарком. И нет для меня лучше подарка, чем оберег.

Педагог: Вот и замечательно, мы с ребятами сегодня оформляем обереги и один из них обязательно подарим тебе.

Д.: Это вы здорово придумали, только некогда мне ждать, когда вы закончите свою работу. У меня своих дел непочатый край. Вот, что я вам скажу, вы лучше оставьте мой подарочек на видном месте, а я как освобожусь, сам его заберу.

Педагог: Хорошо, мы так и сделаем. До свидания, Кузя.

Д.: До свидания.

 

4. Практическая часть занятия

Педагог:  Мы приступаем к украшению оберега.

   Повторение правил т/б.

Педагог: Но, прежде чем начать оформлять обереги, давайте вместе повторим правила техники безопасности. Помогите мне  сочинить стихотворение. Я зачитываю строчку, а вы завершайте ее.

О правилах безопасности не стоит …забывать.

Коль есть такие правила, их нужно… соблюдать.

Запомнить правило несложно - обращаться… осторожно!

Ножницы, ножи, пинцеты - очень важные… предметы,

Но поранить ими можно, обращаться … осторожно!

И все острые предметы тоже могут дать… советы,

Что пораниться несложно, обращаться… осторожно!

Эти правила важны и в работе всем… нужны!

 

Используя в работе клей, будьте очень аккуратны, чтобы не испачкать одежду. Сначала мы приклеим глаза, нос и рот Домовенку.

 Вы уже знаете, что каждый предмет на обереге имеет свое значение. Перед вами

таблица с символикой оберегов и образцы, глядя на них вы можете использовать разные способы оформления. В центре оберега я предлагаю приклеить вам ягоды шиповника – символ  крепкого здоровья, семенами тыквы -  символом плодородия мы украшаем низ рубахи.

 

Разминка.

Педагог: Чтобы работа наша спорилась,  давайте вместе исполним танец домовенка Кузи.

   Повторяйте за мной движения.

К нам приходит домовенок.

Это - Кузя – весельчак.

И, когда он затанцует,

Всегда делает вот так:

Нужно ручки вверх поднять,

По коленкам постучать.

Покажите свои ножки,

И потопайте немножко.

 

К нам приходит домовенок.

Это - Кузя – весельчак.

И, когда он затанцует,

Всегда делает вот так:

Ставьте ручки на макушки –

Это будут ваши ушки,

Опустите ручки вниз,

Хлопай дружно, не ленись.

 

К нам приходит домовенок.

Это - Кузя – весельчак.

И, когда он затанцует,

Всегда делает вот так:

Покажите свои ножки,

И потопайте немножко,

Опустите ручки вниз,

Хлопай дружно, не ленись.

 

Педагог: Ребята, продолжайте приклеивать остальные предметы, продумывая композицию оберега.

/ Педагог помогает воспитанникам оформлять обереги/

 

5.Подведение итогов.

  Ребята, завершайте работу. Сегодня мы вспомнили традиции наших предков, изготовили и  оформили обереги. Расскажите о своих оберегах, чем вы их украсили и почему.

 Этот оберег мы оставим  на видном месте, а домовенок Кузя сам его потом заберет. Нашим гостям  мы подарим обереги, чтобы в их домах всегда был достаток и благополучие.

    А вы своими  оберегами  можете украсить и защитить свой дома или преподнести прекрасный подарок друзьям.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Преданья старины глубокой

Внеклассное мероприятие по истории древних славян...

Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"

Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....

Проект "Преданья старины забывать мы не должны"

Проект "Преданья старины забывать мы не должны"...

Предания старины глубокой

Данное внеклассное мероприятие охватывает большой материал при изучении темы "Финно-угорские народы". Обучающиеся в ходе изучения курса "История и культура народов Марий Эл" воспринимают народный фоль...

Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"

Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з...