Доклад "Формирование УУД"
материал по теме

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

доклад по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование   универсальных   учебных   действий   в   основной   школе : от  действия  к мысли

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить  основные  результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования  универсальных   учебных   действий , которыми должны владеть учащиеся. Логика развития  универсальных   учебных   действий , помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от  действия  – к мысли.

Овладение учащимися  универсальными   учебными   действиями  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Выделены  основные  виды  универсальных   учебных   действий :

Личностные (самоопределение, смыслообразование и  действие  нравственно-этического оценивания);

Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

Коммуникативные.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.  Основные  результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Социальное развитие –  формирование  российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений; освоение  основных  социальных ролей, норм и правил.

 Личностное развитие – развитие готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетентности уметь учиться;  формирование  образа мира, ценностного-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и  действиям , принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;  формирование  нетерпимости и умения противостоять  действиям  и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие –  формирование  у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие –  формирование  компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Системно -деятельностный  подход обусловливает измерение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

 – определение цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

 – изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание  учебного  предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на  учебно-предметное  содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

 – стихийности  учебной  деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного  формирования ;

 – индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли  учебного  сотрудничества в достижении целей обучения.

В личностные  универсальные   учебные   действия  входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В регулятивные  действия  входят  действия , обеспечивающие организацию  учебной  деятельности:

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Целеполагание – как постановка  учебной  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Составление плана и последовательности  действий .

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Контроль – в форме слияния способа  действия  и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ  действия  в случае расхождения эталона с реальным  действием  и его продуктом.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательные  универсальные   действия  выделяют общеучебные  действия , включая знаково-символические; логические и  действия  постановки и решения проблем.

Коммуникативные  универсальные   действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы  универсальных   учебных   действий  в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий  осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики  учебной  деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития  универсальных   учебных   действий .