МАСТЕР-КЛАСС «Интерактивная методика обучения» (Мозговой штурм)
методическая разработка по теме

Лавренова Марина Александровна

Цель: Познакомить преподавателей с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма.

Задача:

 - показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность студентов;

 - выделить стратегию и тактику педагогического взаимодействия преподавателя со студентами (участниками) мастер-класса;

 - совместно отработать методический подход  решения поставленной в программе мастер-класса проблемы

 - сконцентрировать внимание на режиссуре современного учебного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_master-klass.doc58.5 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

МАСТЕР-КЛАСС

«Интерактивная методика обучения»

(Мозговой штурм)

Преподаватель    Захарова М.А.

Жердевка

2010

МАСТЕР-КЛАСС «Интерактивная методика обучения -  Мозговой штурм»

Цель: Познакомить преподавателей с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма.

Задача:

 - показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность студентов;

 - выделить стратегию и тактику педагогического взаимодействия преподавателя со студентами (участниками) мастер-класса;

 - совместно отработать методический подход  решения поставленной в программе мастер-класса проблемы

 - сконцентрировать внимание на режиссуре современного учебного занятия.

Основная форма проведения мастер-класса: лекция – практикум.

Оснащение рабочего места: карточки с ситуациями, бумага.

Предварительная работа: преподавателем выдается ситуация для обдумывания решений, группа разбивается на микрогруппы по 10 человек.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Лекция по теме «Методика мозгового штурма».(Приложение 1)

Время – 10 мин.

  1. Практикум.

Практикум включает два этапа.

I этап. Время – 5 мин.

1. Организационный момент: пояснение преподавателем порядка работы в микро-группах.

2. Работа в микро-группах. Обсуждение и принятие решений ситуации.(Приложение 2)

3. Дискуссия.

Время – 5 мин.

По одному лидеру от каждой микро-группы, в также привлечение к обсуждению остальных участников урока.

II этап. Круглый стол по результатам мастер-класса.

Время – 5 мин.

ОСНОВНОЙ МЕТОД – СЛОВЕСНЫЙ (ДИСКУССИЯ) И ПРАКТИЧЕСКИЙ

Форма организации участников: фронтальная.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Традиции и новшества метода мозгового штурма на современном учебном занятии.
  2. Глубина, полнота, научность учебно-методической информации.
  3. Передача опыта слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы.
  4. Эффективность организации самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели приемов работы в режиме технологии урока.

Литература

1."Бизнес-журнал" №15 от 03 Августа 2004 года.

2. Крупнейший форум по решению бизнес-задач www.triz-ri.ru/forum

3. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления. — М.: Экзамен, 2008.

Приложение 1

Методика мозгового штурма.

Одной из важнейших задач современного образования на данный момент является обеспечение и развитие максимальной мыслительной и творческой активности студентов.

Методики творчества начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, при чем отнюдь не в гуманитарных областях, а в первую очередь в области военной техники. И вовсе не вследствие духовной практики философов, а в силу ряда более прозаических причин, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков.
Методика «мозгового штурма» хорошо известна психологам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Один из вариантов методики «мозгового штурма» хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче «Что? Где? Когда?». Однако, как показывает опыт, психологический потенциал этой методики явно недостаточно используется в сфере образования.

Как показывает практика, при помощи традиционных методов обучения студента трудно научить навыкам работы с людьми.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело тонкое. Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

- генерирование идей без всякой критики;

- осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

- противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо;

- противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать сырые идеи к исполнению без критики неразумно.

Как быть?

Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это, помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены), дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещается не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 минут, а количество идей может составить не один десяток.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, стимулировал наградой за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он должен либо сам предложить фантастическую идею, либо предложить группе в течение 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно".

.Достоинства метода мозгового штурма:

- Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу (класс).

- Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике.

- Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке, - и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные и русские слова, но говорить! Барьер - трудно начать говорить - пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.

Недостатки метода мозгового штурма:

- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?

- Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм - от него зависит половина успеха.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.

Области применения метода мозгового штурма

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации;

- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга...

Обратный мозговой штурм

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

2) Сам мозговой штурм (генерация идей)

Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.

Модератор записывает задачу на доске.

Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.

Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

Технология работы студента с конкретной ситуацией

Для более эффективной работы над проблемой студентам раздают материал с текстом. Обучающиеся получают возможность наглядно ознакомиться с проблемой, продумать варианты решения.

Для совместного анализа конкретной проблемы и выработки решения формируют малые группы по 5-6 человек.

Перед началом обсуждения преподаватель  устанавливает жесткое ограничение времени. (20-25 мин).

Группа выбирает лидера, он представит перед аудиторией решение группы. Однако можно предоставить выбор лидера преподавателю, чтобы избежать выдвижение одних и тех же студентов.

Необходимое условие при обсуждении – оформление мыслей в письменном виде. Это необходимо, чтобы не забыть ни один из вариантов решения проблемы и не возникло спора об авторстве идеи. После обсуждения и критики проблемы проводится представление решений.

Требование к этому этапу:

 - каждое выступление длится не более 3-5 минут;

 - нельзя перебивать выступающих;

 - нельзя критиковать идеи.

Приложение 2

Ситуация

Во время перемены в преподавательской классная руководительница беседовала с матерью студента 1 курса о его учебе, поведении и т.д. Он стоял, опустив голову. Мать плакала, сознавая и свою вину перед учителями, и свою беспомощность как-то исправить поведение сына. Преподаватели, входя в учительскую, видели эту беседу, и каждый старался дополнить перечень проступков студента, вспомнить все его «грехи». Никто из преподавателей не проявил сочувствия, не сказал доброго слова. Подросток все ниже опускал голову, но на лице уже не было смирения и раскаяния, а скорее недоумение и озлобление. И когда классный руководитель спросила: «Понял, к чему ты идешь, как к тебе относятся преподаватели, да и мать до чего довел?! Она в слезах, а тебе хоть бы что!», он злобно взглянул на классного руководителя и выбежал из учительской.

Как исправить классному руководителю сложившуюся ситуацию?

Как нужно себя вести, чтобы предотвратить такую же ситуацию в будущем?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мозговой штурм

Слайд 2

Цели обучения: Получить представление о структуре и характерных особенностях метода интерактивного обучения «Мозговой штурм» Активизировать мыслительную деятельность Совместно отработать методический подход решения поставленной в программе мастер-класса проблемы Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса

Слайд 3

Методика мозгового штурма Постановка задачи Выдвижение идей Обсуждение идей Принятие решения

Слайд 4

Генерирование идей Генерирование идей без всякой критики Осмысление, критика, анализ идей и выработка решения

Слайд 5

Особенности этапа генерирования идей Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей. В-третьих, строго запрещается не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. В-четвертых, все идеи записываются.

Слайд 6

Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

Слайд 7

Анализ идей и выработка решений

Слайд 8

Обсуждение идей

Слайд 9

Принятие решения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения "мозгового штурма"

"Мозговой штурм" - решение творческих задач в группах. Эффективно применяется на уроках иностранного языка. Создает атмосферу повышенной мозговой активности. Дает возможность каждому ученику прояаить ...

Мастер-класс: «Интерактивные методы в обучении английскому языку»

Тема: «Знакомство». Цель: показать использование интерактивных методов  на занятиях. Задачи: Научить учащихся представляться, называть свое имя, вежливо благодарить. Развитие навыков межлич...

Мастер-класс "Интерактивное обучение: организация учебного диалога

Динамика развития системы образования диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняю...

Мастер-класс "Интерактивное обучение: организация учебного диалога

Динамика развития системы образования диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняю...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» "

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» " был представлен на августовском совещании в 2016...

Активные методы обучения "Мозговой штурм"

Использование активных методов обучения на уроках физики и математики...