Внедрение эффективных педагогических технологий, как фактор повышения качества математического образования
методическая разработка по теме

Кошелева Лидия Анатольевна

 

Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение

эффективных педагогических технологий,

как фактор повышения качества

математического образования

                                                                                 

Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением.

 Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний.  Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, a и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке.

      Важную роль играют при изучении математики уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию.  Урок-презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

 Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информаци-онной культуры, наиболее полно реализовать возможности каждого ученика.

Также в своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

  1.  Личностно-ориентированная технология обучения, которая помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создаёт условия для развития индивидуальных способностей детей.
  2.  Технология уровневой дифференциации,  способствует более прочному усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.
  3.  Проблемное обучение

 Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

  1.  Исследовательские методы в обучении

 Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

     5. Игровые технологии

 Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.

           6. Тестовые технологии

 Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе способствует повышению качества знаний по предмету. Учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах. Провожу Дни Науки, День  вручения Нобелевской премии.

            7.Технология уровневой дифференциации хорошо сочетается с обучением в сотрудничестве и помогает создавать адаптивный образовательный процесс. На уроках с применением уровневой дифференциации обязательно проводится диагностика по определению зоны развития, уровня обучаемости и уровня обученности учащихся. Определенному типу урока соответствует своя диагностика. Уровень обученности - на уроках контроля, уровень обучаемости - на уроках нового материала.

            8. Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:  научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельные аргументированные решения;

• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проектная деятельность позволяет вовлечь учащихся в учебную работу, стимулируя  их  к творческой деятельности, способствует развитию активного взаимодействия.

Таким образом, работа школьников над проектом требует от них: умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов; навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта.

Организация проектной деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий, предусматривает активное сотрудничество учащихся при разработке учебных проектов и их поддержку электронными материалами в виде презентаций, публикаций и сайтов, что позволяет оценить итоги работы каждого участника.

Несмотря на сложность, математика вызывает интерес у школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Поддержанию познавательного интереса у учащихся способствует проектно-исследовательская деятельность. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах проектов на региональном и всероссийском и международном уровнях и добиваются определенных успехов.

В 2013-2014 учебном году  два ученика 6 класса  представили свой проект

« Мой любимый предмет- математика» на  муниципальном конкурсе творческих работ.

Участвовали в Международной дистанционной Олимпиаде
«Осень-зима 2013» проекта videouroki.net,  2 участника 6 класса,   получили сертификат и благодарность за активное участие.  Сейчас участвуем  в  Интернет - проекте "Наблюдай и исследуй" 5 участников,  3 участника во II региональном  интернет-конкурсе творческих работ учащихся "Здоровая нация – процветание России" навстречу Олимпиаде.  

Использую различные методы и формы обучения на уроках математики с применением ЦОР. Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ. Применяю в работе следующие средства ИКТ: компьютер; коммуникационные средства (электронная почта, Интернет), использую ИКТ - ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, поисковые системы). Имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, умею работать с дистанционными курсами.  Прошла  сама дистанционное обучение  по теме « Личностно- ориентированный урок».