МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»
методическая разработка (11 класс) по теме

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «История»

по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

 

Группа 112ТЭ

Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза    качества потребительских товаров

 

 

 

 

 

 

                      Преподаватель     Панкратова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Рассмотрено и одобрено                                 

на заседании ЦМК

                                              

Протокол № ______

от «_____»____________ 2013                       

 

Председатель ЦМК                                          

_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Занятие по теме «Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» предназначено длястуденотов, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям  начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.

Целью данного занятия является систематизация и углубление знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

Выбор данной методической цели основывается на знаниях и умениях студентов, полученных при изучении тем: «Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в XII веке», «Смутное время в России в начале XVII века», «Отечественная война 1812 года».

Данному занятию предшествовала  внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся -  сочинение «Память моей семьи хранит…», при работе над которым они должны были показать умения самостоятельного поиска информации, определения собственной позиции к событиям,  представления результатов в письменной форме, в форме мультимедийной презентации или публичного выступления.

В ходе занятия студенты становятся непосредственными участниками процесса размышления, активно используют знания и умения, полученные при изучении вышеназванных тем, а также в результате самостоятельной внеаудиторной работы.

 Формирование новых знаний по теме данного занятия осуществляется на основе развития общеучебных умений, таких как: работа с письменным текстом, текстом учебника, атласом; составление сравнительной таблицы; установление причинно-следственных связей; осуществление самоконтроля на уровне внутренней речи и взаимоконтроля.

На занятии используются следующие методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, самостоятельная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия

 

Раздел календарно-тематического плана:  СССР в годы II мировой и Великой Отечественной войн

 

Тема занятия: Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

 Вид занятия: комбинированный урок

Методическая цель: использование электронного образовательного контента в учебном процессе

 

Цели занятия:

 

Обучающие:

– систематизировать и углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.;

 

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого народов России, к  истории своей семьи и ее традиций;

- развивать учебно-познавательную и информационную компетенцию обучающихся;

- развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное.

 

Воспитательные:

- воспитывать любовь к малой Родине и своему Отечеству,  уважение к ратному и трудовому подвигу народа и своих родственников,  к их стойкости и мужеству.

 - формировать чувство удовлетворенности своей деятельностью.

 

Учебно-методическое оснащение:

 

–   Габриелян О.С. Химия: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

–  сочинения обучающихся;

–   мультимедийные презентации.

 

Материально-техническое оснащение:

 

– мультимедиапроектор, экран;

– ПК с установленным ОМS – проигрывателем;

– программа для просмотра видео (Media Player Classic);

 

 

Внутридисциплинарные связи:

 

– классификация химических реакций;

– физические и химические явления;

– признаки химических реакций;

– основные законы химии.

 

Методы обучения:

 

– объяснительно-иллюстративный;

– беседа;

– фронтальный опрос;

– метод сравнения, обобщения.

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел:  Россия в ХХ – начале ХХI века

 

 

Тема:  Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.

Цели:

 

Обучающая:  формирование представления об особенностях, источниках, методах

                        и     итогах модернизации экономики в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

Развивающая: развитие памяти, логического мышления, самостоятельности в суждениях, устной речи, общеучебных умений и навыков: работа с источниками, составление сравнительной  таблицы, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная: воспитание общеисторического мировоззрения.

 

Тип занятия:   комбинированный.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

 

КМО:

-             учебник: В.П. Островский, А.И. Уткин «История России. XX век»,1999;

-             атлас по отечественной истории ХХ века;

-             дополнительный материал по теме занятий.

 

Внутрипредметные связи: История России: Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в  XIII веке,  Отечественная война 1611-1612гг,Отечественная война 1812 года.

 

Межпредметные связи: Обществознание, Всеобщая история.

 

 

 

Ход занятия.

 

I.        Организационный этап (2).

II.     Этап подготовки к активному усвоению знаний (8).

      3.1. сообщение темы занятия;

      3.2. формулировка цели;

      3.3. ознакомление с планом изучения темы.

III. Этап усвоения новых знаний (70).

      4.1. оформление таблиц;

      4.2. самостоятельная работа студентов;

      4.3. подведение итогов самостоятельной работы.

IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии (5).

 

 

V. Домашнее задание (5):

           1. Учебник,   13;

         2. Дополнить новыми фактами сведения по теме занятия;

       3.  Письменные ответы на вопросы:

« Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,     « Какими методами она проводилась, и как крестьяне относились к ней?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 

I.           Организационный этап:

а) приветствие;

б) определение отсутствующих;

в) готовность студентов и аудитории к занятию.

 

 

II.       Этап подготовки к активному усвоению знаний:

2.1.         Сообщение темы нового материала.

Сегодня мы с вами проанализируем еще одну попытку модернизации в истории России.

Тема нашего занятия: «Модернизация экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века».

Фронтальная беседа по вопросам.

1. Что такое «модернизация»?

2. Назовите основные элементы и пути осуществления модернизации.

3. Когда и в какой стране впервые началась модернизация?

4.Когдав истории России предпринимались попытки модернизации? С именем какого правителя это связано?

 

2.2.         Формулировка цели.

Цель нашей работы: выявить особенности, методы проведения, источники и итоги модернизации в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

 

2.3.         Ознакомление с планом изучения темы.

                                        План:

1.     Причины модернизации, ее основные цели и задачи.

2.     Особенности, источники, методы проведения.

3.     Результаты модернизации.

4.     Итоги и цена.

 

III. Этап усвоения новых знаний:

4.1 Оформление таблиц.

Первые два пункта плана изучаются в ходе беседы преподавателя со студентами и совместного заполнения сравнительных таблиц.

 

1пункт. Причины модернизации, ее основные цели и задачи.

 

Преподаватель напоминает  студентам причины, заставившие Петра I проводить реформы во всех сферах жизни общества в начале XVIII века:

Внешние:  а) отсутствие выхода в моря;

                    б) выплата дани Турции;

                    в) постоянная угроза вторжения.

Внутренние: а) низкий уровень социально-экономического развития ( аграрный характер экономики; крепостное право).

Далее  студентам предлагается (по аналогии) выявить  причины модернизации экономики в СССР.

В ходе беседы причины записываются в тетрадь:

Основными причинами модернизации в России в начале XVIII века и в СССР в 20-30гг. ХХ века являются:

1.     низкий уровень социально-экономического развития;

2.     внешняя опасность.

 

Исходя из причин определяются цели и задачи модернизации в СССР:

 

Цель № 1: Преодолеть технико-экономическую отсталость страны.

Задачи:

1.     создать мощную промышленность на базе современных научно-технических достижений;

2.     повысить рентабельность сельского хозяйства на основе создания крупных коллективных хозяйств.

 

Цель № 2: Укрепить обороноспособность страны.

Задача: создать мощную военную промышленность.

 

Цель № 3: Повысить уровень жизни, продемонстрировать преимущества социализма.

 

 2 пункт. Особенности, источники, методы проведения.

 

Изучение этого пункта плана также осуществляется в ходе беседы преподавателя со студентами и заполнения таблицы № 2.

Путем сравнения модернизационных процессов в Англии  к. XVII-н.XVIII  и в СССР в 20-30 гг. ХХ века выявляются особенности, источники и методы модернизации экономики.

 

В ходе работы с таблицей предлагается использование цветной пасты.

Англия, к. XVII-н.XVIII вв.

СССР в 20-30 гг. ХХ в.

1. Происходила четко последовательно:

индустриализация;

урбанизация;

демократизация;

секуляризация.

 

1. Изменилась последовательность элементов:

демократизация;

секуляризация;

индустриализация;

урбанизация.

  Значительная роль государства, переход к  тоталитароному режиму.

2. Подготовлена  внутренним развитием общества: «снизу», «изнутри»

2. Влияние внешнего фактора: угроза «извне» -

 Командно-административные методы руководства

3. Отсутствие резких различий в социально-экономическом развитии с другими европейскими  странами (эволюционное)

3. Значительное отставание в социально-экономическом развитии от развитых стран мира –

 Короткие сроки и жёсткое плонирование

4. Началась с сельского хозяйства:

- меньше затрат;

- быстро окупается;

- дает средства для модернизации в промышленности

4. Модернизация промышленности и сельского хозяйства  проводилась фактически одновременно –

 Нехватка «собственных» средств, необходимость поиска дополнительных источников

По завершении работы с таблицей преподаватель обращает внимание студентов на записи, сделанные цветными чернилами, поскольку они и являются особенностями модернизации экономики в СССР.

После этого под таблицей записывается вывод:

Особенностями модернизации экономики в СССР являются:

1.     Проходила в условиях тоталитарного режима.

2.     Командно-административные методы руководства.

3.     Жесткое планирование развития экономики.

4.     Финансирование в основном из дополнительных источников.

 

Далее преподаватель называет и объясняет источники (средства) модернизации.

Источники модернизации:

1.     ограбление церкви;

2.     продажа сокровищ русских музеев;

3.     продажа на внешнем рынке сырья и зерна;

4.     государственные займы;

5.     аскетический образ жизни народа;

6.     трудовой энтузиазм;

7.     раскулачивание и ограбление деревни;

8.     труд заключенных (ГУЛАГ).

 

4.2.         Самостоятельная работа студентов.

Подводя промежуточные итоги деятельности на занятии, преподаватель предлагает студентам самостоятельно определить результаты модернизации в промышленности и сельском хозяйстве.

 

3 пункт. Результаты модернизации.

Однако, прежде чем студенты начнут  выполнять работу, преподаватель останавливается еще на трех моментах:

- плановый характер развития экономики:

Пятилетние планы:      I.    1928-1932гг.

                                      II.   1933-1937гг.

III.  1938-1942гг.

- направления модернизации:

1.     индустриализация промышленности;

2.     коллективизация сельского хозяйства.

 

-     начало модернизации:

1925г. – XIV съезд ВКП(б) – курс на индустриализацию

1927г. – XV съезд ВКП(б) – курс на коллективизацию

 

После этого студентам определяется задание для самостоятельной работы и источники:

Задание: определить результаты индустриализации.

Источники: Атлас: с.4 и 14-15

Вопросы:

1.     Какие новые промышленные районы, отрасли и транспортные системы появились в СССР?

2.     Как изменилась специализация промышленных районов по сравнении с началом ХХ века?

3.     Сколько построено новых промышленных центров (городов)?

4.     Как изменилась структура общества?

 

По окончании самостоятельной работы в ходе фронтальной беседы в тетрадях отмечаются результаты индустриализации:

1)    1-е место в мире по темпам производств:

За годы I и II пятилетки построено 6.000 новых промышленных предприятий; более 50 новых промышленных центров; создана мощная индустриальная база в Западной Сибири и на Дальнем Востоке;

2)    2-е место после США в мировом промышленном производстве (доля США – 23,2%; СССР – 14,1%);

3)    Выросло городское население (формируется рабочий класс).

 

Далее определяются результаты коллективизации в сельском хозяйстве.

Поскольку в атласе нет прямых ответов по этому вопросу (есть только статистика), то проводится совместная работа преподавателя и студентов, т.е. преподаватель направляет деятельность студентов соответствующими вопросами и указаниями.

По окончании работы в тетрадях записываются результаты коллективизации:

1.     97% крестьянских хозяйств объединились в колхозы;

2.     деревня получила современную технику;

3.     сформировался новый класс – колхозное крестьянство.

 

 

4.3.         Подведение итогов самостоятельной деятельности.

            4 пункт. Итоги и цена.

Завершив работу по определению результатов индустриализации и коллективизации, преподаватель предлагает студентам подвести общие итоги модернизации экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века. С этой целью студентам предлагается вернуться к целям и задачам модернизации.

Дополнительный материал, предложенный преподавателем, поможет определить  цену столь грандиозных успехов советского народа в модернизации экономики.

 

IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии.

Проводится в форме взаимоконтроля: студентам предлагается самостоятельно                             оценить деятельность друг друга.

 

V. Домашнее задание.

1. прочитать § 13 учебника;

2. дополнить конспект новыми фактами по теме;

3. письменно ответить на вопросы:

« Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,

« Какими методами она проводилась и как к ней относились крестьяне?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_03.05.2013.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «История»

по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

 

Группа 112ТЭ

Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза    качества потребительских товаров

                      Преподаватель     Панкратова Г.В.

2013

Рассмотрено и одобрено                                

на заседании ЦМК

                                         

Протокол № ______

от «_____»____________ 2013                        

Председатель ЦМК                                        

_______________________

Пояснительная записка

 

Занятие по теме «Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» предназначено длястуденотов, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям  начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.

Целью данного занятия является систематизация и углубление знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

Выбор данной методической цели основывается на знаниях и умениях студентов, полученных при изучении тем: «Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в XII веке», «Смутное время в России в начале XVII века», «Отечественная война 1812 года».

Данному занятию предшествовала  внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся -  сочинение «Память моей семьи хранит…», при работе над которым они должны были показать умения самостоятельного поиска информации, определения собственной позиции к событиям,  представления результатов в письменной форме, в форме мультимедийной презентации или публичного выступления.

В ходе занятия студенты становятся непосредственными участниками процесса размышления, активно используют знания и умения, полученные при изучении вышеназванных тем, а также в результате самостоятельной внеаудиторной работы.

 Формирование новых знаний по теме данного занятия осуществляется на основе развития общеучебных умений, таких как: работа с письменным текстом, текстом учебника, атласом; составление сравнительной таблицы; установление причинно-следственных связей; осуществление самоконтроля на уровне внутренней речи и взаимоконтроля.

На занятии используются следующие методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, самостоятельная.

План занятия

Раздел календарно-тематического плана:  СССР в годы II мировой и Великой Отечественной войн

Тема занятия: Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

 Вид занятия: комбинированный урок

Методическая цель: использование электронного образовательного контента в учебном процессе

Цели занятия:

Обучающие:

– систематизировать и углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого народов России, к  истории своей семьи и ее традиций;

- развивать учебно-познавательную и информационную компетенцию обучающихся;

- развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к малой Родине и своему Отечеству,  уважение к ратному и трудовому подвигу народа и своих родственников,  к их стойкости и мужеству.

 - формировать чувство удовлетворенности своей деятельностью.

Учебно-методическое оснащение:

–   Габриелян О.С. Химия: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

–  сочинения обучающихся;

–   мультимедийные презентации.

Материально-техническое оснащение:

– мультимедиапроектор, экран;

– ПК с установленным ОМS – проигрывателем;

– программа для просмотра видео (Media Player Classic);

Внутридисциплинарные связи:

– классификация химических реакций;

– физические и химические явления;

– признаки химических реакций;

– основные законы химии.

Методы обучения:

– объяснительно-иллюстративный;

– беседа;

– фронтальный опрос;

– метод сравнения, обобщения.

        

Раздел:  Россия в ХХ – начале ХХI века

Тема:  Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.

Цели:

Обучающая:  формирование представления об особенностях, источниках, методах

                        и     итогах модернизации экономики в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

Развивающая: развитие памяти, логического мышления, самостоятельности в суждениях, устной речи, общеучебных умений и навыков: работа с источниками, составление сравнительной  таблицы, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная: воспитание общеисторического мировоззрения.

Тип занятия:   комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

КМО:

  • учебник: В.П. Островский, А.И. Уткин «История России. XX век»,1999;
  • атлас по отечественной истории ХХ века;
  • дополнительный материал по теме занятий.

Внутрипредметные связи: История России: Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в  XIII веке,  Отечественная война 1611-1612гг,Отечественная война 1812 года.

Межпредметные связи: Обществознание, Всеобщая история.

Ход занятия.

  1.  Организационный этап (2).
  2.  Этап подготовки к активному усвоению знаний (8).

      3.1. сообщение темы занятия;

      3.2. формулировка цели;

      3.3. ознакомление с планом изучения темы.

  1. Этап усвоения новых знаний (70).

      4.1. оформление таблиц;

      4.2. самостоятельная работа студентов;

      4.3. подведение итогов самостоятельной работы.

IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии (5).

V. Домашнее задание (5):

           1. Учебник,   13;

         2. Дополнить новыми фактами сведения по теме занятия;

       3.  Письменные ответы на вопросы:

« Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,     « Какими методами она проводилась, и как крестьяне относились к ней?». 

 

Конспект занятия

  1. Организационный этап:

а) приветствие;

б) определение отсутствующих;

в) готовность студентов и аудитории к занятию.

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний:
  1. Сообщение темы нового материала.

Сегодня мы с вами проанализируем еще одну попытку модернизации в истории России.

Тема нашего занятия: «Модернизация экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века».

Фронтальная беседа по вопросам.

1. Что такое «модернизация»?

2. Назовите основные элементы и пути осуществления модернизации.

3. Когда и в какой стране впервые началась модернизация?

4.Когдав истории России предпринимались попытки модернизации? С именем какого правителя это связано?

  1. Формулировка цели.

Цель нашей работы: выявить особенности, методы проведения, источники и итоги модернизации в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

  1. Ознакомление с планом изучения темы.

                                        План:

  1. Причины модернизации, ее основные цели и задачи.
  2. Особенности, источники, методы проведения.
  3. Результаты модернизации.
  4. Итоги и цена.

III. Этап усвоения новых знаний:

4.1 Оформление таблиц.

Первые два пункта плана изучаются в ходе беседы преподавателя со студентами и совместного заполнения сравнительных таблиц.

1пункт. Причины модернизации, ее основные цели и задачи.

Преподаватель напоминает  студентам причины, заставившие Петра I проводить реформы во всех сферах жизни общества в начале XVIII века:

Внешние:  а) отсутствие выхода в моря;

                    б) выплата дани Турции;

                    в) постоянная угроза вторжения.

Внутренние: а) низкий уровень социально-экономического развития ( аграрный характер экономики; крепостное право).

Далее  студентам предлагается (по аналогии) выявить  причины модернизации экономики в СССР.

В ходе беседы причины записываются в тетрадь:

Основными причинами модернизации в России в начале XVIII века и в СССР в 20-30гг. ХХ века являются:

  1. низкий уровень социально-экономического развития;
  2. внешняя опасность.

Исходя из причин определяются цели и задачи модернизации в СССР:

Цель № 1: Преодолеть технико-экономическую отсталость страны.

Задачи:

  1. создать мощную промышленность на базе современных научно-технических достижений;
  2. повысить рентабельность сельского хозяйства на основе создания крупных коллективных хозяйств.

Цель № 2: Укрепить обороноспособность страны.

Задача: создать мощную военную промышленность.

Цель № 3: Повысить уровень жизни, продемонстрировать преимущества социализма.

 2 пункт. Особенности, источники, методы проведения.

Изучение этого пункта плана также осуществляется в ходе беседы преподавателя со студентами и заполнения таблицы № 2.

Путем сравнения модернизационных процессов в Англии  к. XVII-н.XVIII  и в СССР в 20-30 гг. ХХ века выявляются особенности, источники и методы модернизации экономики.

В ходе работы с таблицей предлагается использование цветной пасты.

Англия, к. XVII-н.XVIII вв.

СССР в 20-30 гг. ХХ в.

1. Происходила четко последовательно:

индустриализация;

урбанизация;

демократизация;

секуляризация.

1. Изменилась последовательность элементов:

демократизация;

секуляризация;

индустриализация;

урбанизация.

  Значительная роль государства, переход к  тоталитароному режиму.

2. Подготовлена  внутренним развитием общества: «снизу», «изнутри»

2. Влияние внешнего фактора: угроза «извне» -

 Командно-административные методы руководства

3. Отсутствие резких различий в социально-экономическом развитии с другими европейскими  странами (эволюционное)

3. Значительное отставание в социально-экономическом развитии от развитых стран мира –

 Короткие сроки и жёсткое плонирование

4. Началась с сельского хозяйства:

- меньше затрат;

- быстро окупается;

- дает средства для модернизации в промышленности

4. Модернизация промышленности и сельского хозяйства  проводилась фактически одновременно –

 Нехватка «собственных» средств, необходимость поиска дополнительных источников

По завершении работы с таблицей преподаватель обращает внимание студентов на записи, сделанные цветными чернилами, поскольку они и являются особенностями модернизации экономики в СССР.

После этого под таблицей записывается вывод:

Особенностями модернизации экономики в СССР являются:

  1. Проходила в условиях тоталитарного режима.
  2. Командно-административные методы руководства.
  3. Жесткое планирование развития экономики.
  4. Финансирование в основном из дополнительных источников.

Далее преподаватель называет и объясняет источники (средства) модернизации.

Источники модернизации:

  1. ограбление церкви;
  2. продажа сокровищ русских музеев;
  3. продажа на внешнем рынке сырья и зерна;
  4. государственные займы;
  5. аскетический образ жизни народа;
  6. трудовой энтузиазм;
  7. раскулачивание и ограбление деревни;
  8. труд заключенных (ГУЛАГ).

  1. Самостоятельная работа студентов.

Подводя промежуточные итоги деятельности на занятии, преподаватель предлагает студентам самостоятельно определить результаты модернизации в промышленности и сельском хозяйстве.

3 пункт. Результаты модернизации.

Однако, прежде чем студенты начнут  выполнять работу, преподаватель останавливается еще на трех моментах:

- плановый характер развития экономики:

Пятилетние планы:           I.    1928-1932гг.

                                II.   1933-1937гг.

III.  1938-1942гг.

- направления модернизации:

  1. индустриализация промышленности;
  2. коллективизация сельского хозяйства.

  • начало модернизации:

1925г. – XIV съезд ВКП(б) – курс на индустриализацию

1927г. – XV съезд ВКП(б) – курс на коллективизацию

После этого студентам определяется задание для самостоятельной работы и источники:

Задание: определить результаты индустриализации.

Источники: Атлас: с.4 и 14-15

Вопросы:

  1. Какие новые промышленные районы, отрасли и транспортные системы появились в СССР?
  2. Как изменилась специализация промышленных районов по сравнении с началом ХХ века?
  3. Сколько построено новых промышленных центров (городов)?
  4. Как изменилась структура общества?

По окончании самостоятельной работы в ходе фронтальной беседы в тетрадях отмечаются результаты индустриализации:

  1. 1-е место в мире по темпам производств:

За годы I и II пятилетки построено 6.000 новых промышленных предприятий; более 50 новых промышленных центров; создана мощная индустриальная база в Западной Сибири и на Дальнем Востоке;

  1. 2-е место после США в мировом промышленном производстве (доля США – 23,2%; СССР – 14,1%);
  2. Выросло городское население (формируется рабочий класс).

Далее определяются результаты коллективизации в сельском хозяйстве.

Поскольку в атласе нет прямых ответов по этому вопросу (есть только статистика), то проводится совместная работа преподавателя и студентов, т.е. преподаватель направляет деятельность студентов соответствующими вопросами и указаниями.

По окончании работы в тетрадях записываются результаты коллективизации:

  1. 97% крестьянских хозяйств объединились в колхозы;
  2. деревня получила современную технику;
  3. сформировался новый класс – колхозное крестьянство.

  1. Подведение итогов самостоятельной деятельности.

            4 пункт. Итоги и цена.

Завершив работу по определению результатов индустриализации и коллективизации, преподаватель предлагает студентам подвести общие итоги модернизации экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века. С этой целью студентам предлагается вернуться к целям и задачам модернизации.

Дополнительный материал, предложенный преподавателем, поможет определить  цену столь грандиозных успехов советского народа в модернизации экономики.

IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии.

Проводится в форме взаимоконтроля: студентам предлагается самостоятельно                             оценить деятельность друг друга.

V. Домашнее задание.

1. прочитать § 13 учебника;

2. дополнить конспект новыми фактами по теме;

3. письменно ответить на вопросы:

« Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,

« Какими методами она проводилась и как к ней относились крестьяне?»