Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»
    методическая разработка (11 класс) по теме

    Бюджетное образовательное учреждение Омской области

    среднего профессионального образования

    « Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    по дисциплине «История»

    по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

     

    Группа 112ТЭ

    Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза    качества потребительских товаров

     

     

     

     

     

     

                          Преподаватель     Панкратова Г.В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2013

    Рассмотрено и одобрено                                 

    на заседании ЦМК

                                                  

    Протокол № ______

    от «_____»____________ 2013                       

     

    Председатель ЦМК                                          

    _______________________

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

     

    Занятие по теме «Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» предназначено длястуденотов, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям  начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.

    Целью данного занятия является систематизация и углубление знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

    Выбор данной методической цели основывается на знаниях и умениях студентов, полученных при изучении тем: «Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в XII веке», «Смутное время в России в начале XVII века», «Отечественная война 1812 года».

    Данному занятию предшествовала  внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся -  сочинение «Память моей семьи хранит…», при работе над которым они должны были показать умения самостоятельного поиска информации, определения собственной позиции к событиям,  представления результатов в письменной форме, в форме мультимедийной презентации или публичного выступления.

    В ходе занятия студенты становятся непосредственными участниками процесса размышления, активно используют знания и умения, полученные при изучении вышеназванных тем, а также в результате самостоятельной внеаудиторной работы.

     Формирование новых знаний по теме данного занятия осуществляется на основе развития общеучебных умений, таких как: работа с письменным текстом, текстом учебника, атласом; составление сравнительной таблицы; установление причинно-следственных связей; осуществление самоконтроля на уровне внутренней речи и взаимоконтроля.

    На занятии используются следующие методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, самостоятельная.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План занятия

     

    Раздел календарно-тематического плана:  СССР в годы II мировой и Великой Отечественной войн

     

    Тема занятия: Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

     Вид занятия: комбинированный урок

    Методическая цель: использование электронного образовательного контента в учебном процессе

     

    Цели занятия:

     

    Обучающие:

    – систематизировать и углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.;

     

    Развивающие:

    - развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого народов России, к  истории своей семьи и ее традиций;

    - развивать учебно-познавательную и информационную компетенцию обучающихся;

    - развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное.

     

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь к малой Родине и своему Отечеству,  уважение к ратному и трудовому подвигу народа и своих родственников,  к их стойкости и мужеству.

     - формировать чувство удовлетворенности своей деятельностью.

     

    Учебно-методическое оснащение:

     

    –   Габриелян О.С. Химия: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

    –  сочинения обучающихся;

    –   мультимедийные презентации.

     

    Материально-техническое оснащение:

     

    – мультимедиапроектор, экран;

    – ПК с установленным ОМS – проигрывателем;

    – программа для просмотра видео (Media Player Classic);

     

     

    Внутридисциплинарные связи:

     

    – классификация химических реакций;

    – физические и химические явления;

    – признаки химических реакций;

    – основные законы химии.

     

    Методы обучения:

     

    – объяснительно-иллюстративный;

    – беседа;

    – фронтальный опрос;

    – метод сравнения, обобщения.

     

                                                           

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Раздел:  Россия в ХХ – начале ХХI века

     

     

    Тема:  Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.

    Цели:

     

    Обучающая:  формирование представления об особенностях, источниках, методах

                            и     итогах модернизации экономики в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

    Развивающая: развитие памяти, логического мышления, самостоятельности в суждениях, устной речи, общеучебных умений и навыков: работа с источниками, составление сравнительной  таблицы, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

    Воспитательная: воспитание общеисторического мировоззрения.

     

    Тип занятия:   комбинированный.

     

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

     

    КМО:

    -             учебник: В.П. Островский, А.И. Уткин «История России. XX век»,1999;

    -             атлас по отечественной истории ХХ века;

    -             дополнительный материал по теме занятий.

     

    Внутрипредметные связи: История России: Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в  XIII веке,  Отечественная война 1611-1612гг,Отечественная война 1812 года.

     

    Межпредметные связи: Обществознание, Всеобщая история.

     

     

     

    Ход занятия.

     

    I.        Организационный этап (2).

    II.     Этап подготовки к активному усвоению знаний (8).

          3.1. сообщение темы занятия;

          3.2. формулировка цели;

          3.3. ознакомление с планом изучения темы.

    III. Этап усвоения новых знаний (70).

          4.1. оформление таблиц;

          4.2. самостоятельная работа студентов;

          4.3. подведение итогов самостоятельной работы.

    IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии (5).

     

     

    V. Домашнее задание (5):

               1. Учебник,   13;

             2. Дополнить новыми фактами сведения по теме занятия;

           3.  Письменные ответы на вопросы:

    « Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,     « Какими методами она проводилась, и как крестьяне относились к ней?».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Конспект занятия

     

    I.           Организационный этап:

    а) приветствие;

    б) определение отсутствующих;

    в) готовность студентов и аудитории к занятию.

     

     

    II.       Этап подготовки к активному усвоению знаний:

    2.1.         Сообщение темы нового материала.

    Сегодня мы с вами проанализируем еще одну попытку модернизации в истории России.

    Тема нашего занятия: «Модернизация экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века».

    Фронтальная беседа по вопросам.

    1. Что такое «модернизация»?

    2. Назовите основные элементы и пути осуществления модернизации.

    3. Когда и в какой стране впервые началась модернизация?

    4.Когдав истории России предпринимались попытки модернизации? С именем какого правителя это связано?

     

    2.2.         Формулировка цели.

    Цель нашей работы: выявить особенности, методы проведения, источники и итоги модернизации в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

     

    2.3.         Ознакомление с планом изучения темы.

                                            План:

    1.     Причины модернизации, ее основные цели и задачи.

    2.     Особенности, источники, методы проведения.

    3.     Результаты модернизации.

    4.     Итоги и цена.

     

    III. Этап усвоения новых знаний:

    4.1 Оформление таблиц.

    Первые два пункта плана изучаются в ходе беседы преподавателя со студентами и совместного заполнения сравнительных таблиц.

     

    1пункт. Причины модернизации, ее основные цели и задачи.

     

    Преподаватель напоминает  студентам причины, заставившие Петра I проводить реформы во всех сферах жизни общества в начале XVIII века:

    Внешние:  а) отсутствие выхода в моря;

                        б) выплата дани Турции;

                        в) постоянная угроза вторжения.

    Внутренние: а) низкий уровень социально-экономического развития ( аграрный характер экономики; крепостное право).

    Далее  студентам предлагается (по аналогии) выявить  причины модернизации экономики в СССР.

    В ходе беседы причины записываются в тетрадь:

    Основными причинами модернизации в России в начале XVIII века и в СССР в 20-30гг. ХХ века являются:

    1.     низкий уровень социально-экономического развития;

    2.     внешняя опасность.

     

    Исходя из причин определяются цели и задачи модернизации в СССР:

     

    Цель № 1: Преодолеть технико-экономическую отсталость страны.

    Задачи:

    1.     создать мощную промышленность на базе современных научно-технических достижений;

    2.     повысить рентабельность сельского хозяйства на основе создания крупных коллективных хозяйств.

     

    Цель № 2: Укрепить обороноспособность страны.

    Задача: создать мощную военную промышленность.

     

    Цель № 3: Повысить уровень жизни, продемонстрировать преимущества социализма.

     

     2 пункт. Особенности, источники, методы проведения.

     

    Изучение этого пункта плана также осуществляется в ходе беседы преподавателя со студентами и заполнения таблицы № 2.

    Путем сравнения модернизационных процессов в Англии  к. XVII-н.XVIII  и в СССР в 20-30 гг. ХХ века выявляются особенности, источники и методы модернизации экономики.

     

    В ходе работы с таблицей предлагается использование цветной пасты.

    Англия, к. XVII-н.XVIII вв.

    СССР в 20-30 гг. ХХ в.

    1. Происходила четко последовательно:

    индустриализация;

    урбанизация;

    демократизация;

    секуляризация.

     

    1. Изменилась последовательность элементов:

    демократизация;

    секуляризация;

    индустриализация;

    урбанизация.

      Значительная роль государства, переход к  тоталитароному режиму.

    2. Подготовлена  внутренним развитием общества: «снизу», «изнутри»

    2. Влияние внешнего фактора: угроза «извне» -

     Командно-административные методы руководства

    3. Отсутствие резких различий в социально-экономическом развитии с другими европейскими  странами (эволюционное)

    3. Значительное отставание в социально-экономическом развитии от развитых стран мира –

     Короткие сроки и жёсткое плонирование

    4. Началась с сельского хозяйства:

    - меньше затрат;

    - быстро окупается;

    - дает средства для модернизации в промышленности

    4. Модернизация промышленности и сельского хозяйства  проводилась фактически одновременно –

     Нехватка «собственных» средств, необходимость поиска дополнительных источников

    По завершении работы с таблицей преподаватель обращает внимание студентов на записи, сделанные цветными чернилами, поскольку они и являются особенностями модернизации экономики в СССР.

    После этого под таблицей записывается вывод:

    Особенностями модернизации экономики в СССР являются:

    1.     Проходила в условиях тоталитарного режима.

    2.     Командно-административные методы руководства.

    3.     Жесткое планирование развития экономики.

    4.     Финансирование в основном из дополнительных источников.

     

    Далее преподаватель называет и объясняет источники (средства) модернизации.

    Источники модернизации:

    1.     ограбление церкви;

    2.     продажа сокровищ русских музеев;

    3.     продажа на внешнем рынке сырья и зерна;

    4.     государственные займы;

    5.     аскетический образ жизни народа;

    6.     трудовой энтузиазм;

    7.     раскулачивание и ограбление деревни;

    8.     труд заключенных (ГУЛАГ).

     

    4.2.         Самостоятельная работа студентов.

    Подводя промежуточные итоги деятельности на занятии, преподаватель предлагает студентам самостоятельно определить результаты модернизации в промышленности и сельском хозяйстве.

     

    3 пункт. Результаты модернизации.

    Однако, прежде чем студенты начнут  выполнять работу, преподаватель останавливается еще на трех моментах:

    - плановый характер развития экономики:

    Пятилетние планы:      I.    1928-1932гг.

                                          II.   1933-1937гг.

    III.  1938-1942гг.

    - направления модернизации:

    1.     индустриализация промышленности;

    2.     коллективизация сельского хозяйства.

     

    -     начало модернизации:

    1925г. – XIV съезд ВКП(б) – курс на индустриализацию

    1927г. – XV съезд ВКП(б) – курс на коллективизацию

     

    После этого студентам определяется задание для самостоятельной работы и источники:

    Задание: определить результаты индустриализации.

    Источники: Атлас: с.4 и 14-15

    Вопросы:

    1.     Какие новые промышленные районы, отрасли и транспортные системы появились в СССР?

    2.     Как изменилась специализация промышленных районов по сравнении с началом ХХ века?

    3.     Сколько построено новых промышленных центров (городов)?

    4.     Как изменилась структура общества?

     

    По окончании самостоятельной работы в ходе фронтальной беседы в тетрадях отмечаются результаты индустриализации:

    1)    1-е место в мире по темпам производств:

    За годы I и II пятилетки построено 6.000 новых промышленных предприятий; более 50 новых промышленных центров; создана мощная индустриальная база в Западной Сибири и на Дальнем Востоке;

    2)    2-е место после США в мировом промышленном производстве (доля США – 23,2%; СССР – 14,1%);

    3)    Выросло городское население (формируется рабочий класс).

     

    Далее определяются результаты коллективизации в сельском хозяйстве.

    Поскольку в атласе нет прямых ответов по этому вопросу (есть только статистика), то проводится совместная работа преподавателя и студентов, т.е. преподаватель направляет деятельность студентов соответствующими вопросами и указаниями.

    По окончании работы в тетрадях записываются результаты коллективизации:

    1.     97% крестьянских хозяйств объединились в колхозы;

    2.     деревня получила современную технику;

    3.     сформировался новый класс – колхозное крестьянство.

     

     

    4.3.         Подведение итогов самостоятельной деятельности.

                4 пункт. Итоги и цена.

    Завершив работу по определению результатов индустриализации и коллективизации, преподаватель предлагает студентам подвести общие итоги модернизации экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века. С этой целью студентам предлагается вернуться к целям и задачам модернизации.

    Дополнительный материал, предложенный преподавателем, поможет определить  цену столь грандиозных успехов советского народа в модернизации экономики.

     

    IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии.

    Проводится в форме взаимоконтроля: студентам предлагается самостоятельно                             оценить деятельность друг друга.

     

    V. Домашнее задание.

    1. прочитать § 13 учебника;

    2. дополнить конспект новыми фактами по теме;

    3. письменно ответить на вопросы:

    « Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,

    « Какими методами она проводилась и как к ней относились крестьяне?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_03.05.2013.doc99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бюджетное образовательное учреждение Омской области

    среднего профессионального образования

    « Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    по дисциплине «История»

    по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

     

    Группа 112ТЭ

    Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза    качества потребительских товаров

                          Преподаватель     Панкратова Г.В.

    2013

    Рассмотрено и одобрено                                

    на заседании ЦМК

                                             

    Протокол № ______

    от «_____»____________ 2013                        

    Председатель ЦМК                                        

    _______________________

    Пояснительная записка

     

    Занятие по теме «Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» предназначено длястуденотов, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям  начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.

    Целью данного занятия является систематизация и углубление знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

    Выбор данной методической цели основывается на знаниях и умениях студентов, полученных при изучении тем: «Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в XII веке», «Смутное время в России в начале XVII века», «Отечественная война 1812 года».

    Данному занятию предшествовала  внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся -  сочинение «Память моей семьи хранит…», при работе над которым они должны были показать умения самостоятельного поиска информации, определения собственной позиции к событиям,  представления результатов в письменной форме, в форме мультимедийной презентации или публичного выступления.

    В ходе занятия студенты становятся непосредственными участниками процесса размышления, активно используют знания и умения, полученные при изучении вышеназванных тем, а также в результате самостоятельной внеаудиторной работы.

     Формирование новых знаний по теме данного занятия осуществляется на основе развития общеучебных умений, таких как: работа с письменным текстом, текстом учебника, атласом; составление сравнительной таблицы; установление причинно-следственных связей; осуществление самоконтроля на уровне внутренней речи и взаимоконтроля.

    На занятии используются следующие методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, самостоятельная.

    План занятия

    Раздел календарно-тематического плана:  СССР в годы II мировой и Великой Отечественной войн

    Тема занятия: Омичи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

     Вид занятия: комбинированный урок

    Методическая цель: использование электронного образовательного контента в учебном процессе

    Цели занятия:

    Обучающие:

    – систематизировать и углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.;

    Развивающие:

    - развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого народов России, к  истории своей семьи и ее традиций;

    - развивать учебно-познавательную и информационную компетенцию обучающихся;

    - развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь к малой Родине и своему Отечеству,  уважение к ратному и трудовому подвигу народа и своих родственников,  к их стойкости и мужеству.

     - формировать чувство удовлетворенности своей деятельностью.

    Учебно-методическое оснащение:

    –   Габриелян О.С. Химия: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

    –  сочинения обучающихся;

    –   мультимедийные презентации.

    Материально-техническое оснащение:

    – мультимедиапроектор, экран;

    – ПК с установленным ОМS – проигрывателем;

    – программа для просмотра видео (Media Player Classic);

    Внутридисциплинарные связи:

    – классификация химических реакций;

    – физические и химические явления;

    – признаки химических реакций;

    – основные законы химии.

    Методы обучения:

    – объяснительно-иллюстративный;

    – беседа;

    – фронтальный опрос;

    – метод сравнения, обобщения.

            

    Раздел:  Россия в ХХ – начале ХХI века

    Тема:  Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.

    Цели:

    Обучающая:  формирование представления об особенностях, источниках, методах

                            и     итогах модернизации экономики в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

    Развивающая: развитие памяти, логического мышления, самостоятельности в суждениях, устной речи, общеучебных умений и навыков: работа с источниками, составление сравнительной  таблицы, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

    Воспитательная: воспитание общеисторического мировоззрения.

    Тип занятия:   комбинированный.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

    КМО:

    • учебник: В.П. Островский, А.И. Уткин «История России. XX век»,1999;
    • атлас по отечественной истории ХХ века;
    • дополнительный материал по теме занятий.

    Внутрипредметные связи: История России: Борьба русских княжеств с внешними вторжениями в  XIII веке,  Отечественная война 1611-1612гг,Отечественная война 1812 года.

    Межпредметные связи: Обществознание, Всеобщая история.

    Ход занятия.

    1.  Организационный этап (2).
    2.  Этап подготовки к активному усвоению знаний (8).

          3.1. сообщение темы занятия;

          3.2. формулировка цели;

          3.3. ознакомление с планом изучения темы.

    1. Этап усвоения новых знаний (70).

          4.1. оформление таблиц;

          4.2. самостоятельная работа студентов;

          4.3. подведение итогов самостоятельной работы.

    IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии (5).

    V. Домашнее задание (5):

               1. Учебник,   13;

             2. Дополнить новыми фактами сведения по теме занятия;

           3.  Письменные ответы на вопросы:

    « Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,     « Какими методами она проводилась, и как крестьяне относились к ней?». 

     

    Конспект занятия

    1. Организационный этап:

    а) приветствие;

    б) определение отсутствующих;

    в) готовность студентов и аудитории к занятию.

    1. Этап подготовки к активному усвоению знаний:
    1. Сообщение темы нового материала.

    Сегодня мы с вами проанализируем еще одну попытку модернизации в истории России.

    Тема нашего занятия: «Модернизация экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века».

    Фронтальная беседа по вопросам.

    1. Что такое «модернизация»?

    2. Назовите основные элементы и пути осуществления модернизации.

    3. Когда и в какой стране впервые началась модернизация?

    4.Когдав истории России предпринимались попытки модернизации? С именем какого правителя это связано?

    1. Формулировка цели.

    Цель нашей работы: выявить особенности, методы проведения, источники и итоги модернизации в СССР в 20-30 гг. ХХ века.

    1. Ознакомление с планом изучения темы.

                                            План:

    1. Причины модернизации, ее основные цели и задачи.
    2. Особенности, источники, методы проведения.
    3. Результаты модернизации.
    4. Итоги и цена.

    III. Этап усвоения новых знаний:

    4.1 Оформление таблиц.

    Первые два пункта плана изучаются в ходе беседы преподавателя со студентами и совместного заполнения сравнительных таблиц.

    1пункт. Причины модернизации, ее основные цели и задачи.

    Преподаватель напоминает  студентам причины, заставившие Петра I проводить реформы во всех сферах жизни общества в начале XVIII века:

    Внешние:  а) отсутствие выхода в моря;

                        б) выплата дани Турции;

                        в) постоянная угроза вторжения.

    Внутренние: а) низкий уровень социально-экономического развития ( аграрный характер экономики; крепостное право).

    Далее  студентам предлагается (по аналогии) выявить  причины модернизации экономики в СССР.

    В ходе беседы причины записываются в тетрадь:

    Основными причинами модернизации в России в начале XVIII века и в СССР в 20-30гг. ХХ века являются:

    1. низкий уровень социально-экономического развития;
    2. внешняя опасность.

    Исходя из причин определяются цели и задачи модернизации в СССР:

    Цель № 1: Преодолеть технико-экономическую отсталость страны.

    Задачи:

    1. создать мощную промышленность на базе современных научно-технических достижений;
    2. повысить рентабельность сельского хозяйства на основе создания крупных коллективных хозяйств.

    Цель № 2: Укрепить обороноспособность страны.

    Задача: создать мощную военную промышленность.

    Цель № 3: Повысить уровень жизни, продемонстрировать преимущества социализма.

     2 пункт. Особенности, источники, методы проведения.

    Изучение этого пункта плана также осуществляется в ходе беседы преподавателя со студентами и заполнения таблицы № 2.

    Путем сравнения модернизационных процессов в Англии  к. XVII-н.XVIII  и в СССР в 20-30 гг. ХХ века выявляются особенности, источники и методы модернизации экономики.

    В ходе работы с таблицей предлагается использование цветной пасты.

    Англия, к. XVII-н.XVIII вв.

    СССР в 20-30 гг. ХХ в.

    1. Происходила четко последовательно:

    индустриализация;

    урбанизация;

    демократизация;

    секуляризация.

    1. Изменилась последовательность элементов:

    демократизация;

    секуляризация;

    индустриализация;

    урбанизация.

      Значительная роль государства, переход к  тоталитароному режиму.

    2. Подготовлена  внутренним развитием общества: «снизу», «изнутри»

    2. Влияние внешнего фактора: угроза «извне» -

     Командно-административные методы руководства

    3. Отсутствие резких различий в социально-экономическом развитии с другими европейскими  странами (эволюционное)

    3. Значительное отставание в социально-экономическом развитии от развитых стран мира –

     Короткие сроки и жёсткое плонирование

    4. Началась с сельского хозяйства:

    - меньше затрат;

    - быстро окупается;

    - дает средства для модернизации в промышленности

    4. Модернизация промышленности и сельского хозяйства  проводилась фактически одновременно –

     Нехватка «собственных» средств, необходимость поиска дополнительных источников

    По завершении работы с таблицей преподаватель обращает внимание студентов на записи, сделанные цветными чернилами, поскольку они и являются особенностями модернизации экономики в СССР.

    После этого под таблицей записывается вывод:

    Особенностями модернизации экономики в СССР являются:

    1. Проходила в условиях тоталитарного режима.
    2. Командно-административные методы руководства.
    3. Жесткое планирование развития экономики.
    4. Финансирование в основном из дополнительных источников.

    Далее преподаватель называет и объясняет источники (средства) модернизации.

    Источники модернизации:

    1. ограбление церкви;
    2. продажа сокровищ русских музеев;
    3. продажа на внешнем рынке сырья и зерна;
    4. государственные займы;
    5. аскетический образ жизни народа;
    6. трудовой энтузиазм;
    7. раскулачивание и ограбление деревни;
    8. труд заключенных (ГУЛАГ).

    1. Самостоятельная работа студентов.

    Подводя промежуточные итоги деятельности на занятии, преподаватель предлагает студентам самостоятельно определить результаты модернизации в промышленности и сельском хозяйстве.

    3 пункт. Результаты модернизации.

    Однако, прежде чем студенты начнут  выполнять работу, преподаватель останавливается еще на трех моментах:

    - плановый характер развития экономики:

    Пятилетние планы:           I.    1928-1932гг.

                                    II.   1933-1937гг.

    III.  1938-1942гг.

    - направления модернизации:

    1. индустриализация промышленности;
    2. коллективизация сельского хозяйства.

    • начало модернизации:

    1925г. – XIV съезд ВКП(б) – курс на индустриализацию

    1927г. – XV съезд ВКП(б) – курс на коллективизацию

    После этого студентам определяется задание для самостоятельной работы и источники:

    Задание: определить результаты индустриализации.

    Источники: Атлас: с.4 и 14-15

    Вопросы:

    1. Какие новые промышленные районы, отрасли и транспортные системы появились в СССР?
    2. Как изменилась специализация промышленных районов по сравнении с началом ХХ века?
    3. Сколько построено новых промышленных центров (городов)?
    4. Как изменилась структура общества?

    По окончании самостоятельной работы в ходе фронтальной беседы в тетрадях отмечаются результаты индустриализации:

    1. 1-е место в мире по темпам производств:

    За годы I и II пятилетки построено 6.000 новых промышленных предприятий; более 50 новых промышленных центров; создана мощная индустриальная база в Западной Сибири и на Дальнем Востоке;

    1. 2-е место после США в мировом промышленном производстве (доля США – 23,2%; СССР – 14,1%);
    2. Выросло городское население (формируется рабочий класс).

    Далее определяются результаты коллективизации в сельском хозяйстве.

    Поскольку в атласе нет прямых ответов по этому вопросу (есть только статистика), то проводится совместная работа преподавателя и студентов, т.е. преподаватель направляет деятельность студентов соответствующими вопросами и указаниями.

    По окончании работы в тетрадях записываются результаты коллективизации:

    1. 97% крестьянских хозяйств объединились в колхозы;
    2. деревня получила современную технику;
    3. сформировался новый класс – колхозное крестьянство.

    1. Подведение итогов самостоятельной деятельности.

                4 пункт. Итоги и цена.

    Завершив работу по определению результатов индустриализации и коллективизации, преподаватель предлагает студентам подвести общие итоги модернизации экономики СССР в 20-30 гг. ХХ века. С этой целью студентам предлагается вернуться к целям и задачам модернизации.

    Дополнительный материал, предложенный преподавателем, поможет определить  цену столь грандиозных успехов советского народа в модернизации экономики.

    IV.  Подведение итогов деятельности студентов на занятии.

    Проводится в форме взаимоконтроля: студентам предлагается самостоятельно                             оценить деятельность друг друга.

    V. Домашнее задание.

    1. прочитать § 13 учебника;

    2. дополнить конспект новыми фактами по теме;

    3. письменно ответить на вопросы:

    « Что вы знаете о коллективизации в Западной Сибири и Омской области?»,

    « Какими методами она проводилась и как к ней относились крестьяне?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка учебного занятия по дисциплине История по теме "Смута в России в начале 17 века"

    В методической разработке представлены все её структурные элементы: аннотация, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы.В аннотации рассмотрен кратко каждый раз...

    Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

    Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство». Рассчитано на 90 минут учебного времени....

    Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Как жить? Моральный выбор человека" с использованием технологии педагогических мастерских

    Данный урок является составной частью темы "Мораль,  искусство и религия как элементы духовной культуры"  дисициплины "Обществознание".  Урок построен на основе технологии "педагогическ...

    Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

    Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

    Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».

    Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохра...

    Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Углич в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг»

    4.Актуальность проблемы:Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений.В н...

    методическая разработка урока по теме "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."

    Методическая разработка урока по теме"Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."аудитория - 6 классЦель: расширить кругозор детей по истории Великой Отечественной...