НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
учебно-методический материал по теме

Иванова Наталья Львовна

Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ  МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  В  УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ  ФГОС ООО

Сегодня в образовании самая актуальная и обсуждаемая тема — это введение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС). 

Федеральный государственный стандарт основного общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.                 № 1897.

В чем отличие вступающих в силу стандартов отныне действующих?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью  является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм 
и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы
.
СТАНДАРТ – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

 Основной отличительной чертой ФГОС являются так называемые «Три Т»:
— требования к структуре основных образовательных программ;
—    требования к результатам освоения основных образовательных программ;
— требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на второй ступени обучения, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов.

В стандартах нового поколения главные акценты сделаны на формирование духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни 
и универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся приобретать знания самостоятельно. В своем Послании Президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». 

Нормативное сопровождение стандарта: СанПин, Фундаментальное ядро содержания, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, Примерная основная образовательная программа. Инструментальное сопровождение: Учебное оборудование, Авторские и рабочие программы по учебным предметам, процедуры оценки…

В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и  требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании, в нее включены характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.  В Примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание  использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

В чем же отличие целей и образовательного результата?

ГОС

ФГОС

  • Овладение умениями

  •  Практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции)
  •  Освоение знаний

  • формирование предметных                      и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в старшей школе
  •  воспитание умения учиться -

способности к самоорганизации с целью решения учебных задач

  •  индивидуальный прогресс                        в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной и саморегуляции

 Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную  мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и развитие математических способностей;

В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как  части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного

       общества;

  • развитие представлений о математике как форме  описания и методе познания действительности, создание  условий для приобретения первоначального опыта  математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры,

       значимой для различных сфер человеческой деятельности;

В предметном направлении: 

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  •   создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Содержание математического образования

ГОС

ФГОС

Устанавливает

обязательный минимум содержания

(обобщенное содержание)

основных образовательных программ общего образования

Определяет

инвариантную (обязательную) часть содержания основной образовательной программы,  соотношение обязательной её части и части, формируемой участниками образовательного процесса

Структура  содержания

ГОС

ФГОС

ОТЛИЧИЯ

Содержательные компоненты:

Содержательные разделы:

Дополнительные методологические разделы:

  • арифметика
  •  алгебра
  •  геометрия
  •  элементы логики, комбинаторики, статистики

и теории вероятностей

  • арифметика
  • алгебра
  • функции
  • вероятность и статистика
  • геометрия

  • логика и           множества
  • математика

в историческом                    развитии

Таким образом, рабочая программа состоит из 8 структурных элементов:

  • Титульный лист.
  • Пояснительная записка.
  • Общая характеристика курса
  • Описание места учебного курса в учебном плане
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
  • Содержание учебного предмета, курса
  • Тематическое  планирование с определением основных видов деятельности школьника
  • Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

В ФГОС нового поколения  чётко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным  (готовность и способность к саморазвитию,  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме),

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться),

предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета,  умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края…. воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии…….; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм,  учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ–  компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования – это специфические умения, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, а также виды деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета, их преобразований и применений в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и идеями.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Таким образом, ФГОС - совокупность требований,  обязательных при реализации основной образовательной программы.

Переход от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни. Основной результат образования – овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. 

«Великая цель образования – это не знания, а действия….»

Приоритет образования сегодня – развитие личности через формирование УУД.

УУД – инвариантная основа образования.

Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Самоопределение: жизненное, личностное, профессиональное

Смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные УУД - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Познавательные УУД - обеспечивают общеучебный комплекс компетенций.

Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей по общению или деятельности.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий:

ЛИЧНОСТНЫЕ.

  • Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
  •  В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
  •  Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
  •  Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ.

  • Научите школьника контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
  •  Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму.
  •  Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.
  •  Научите исправлять ошибки.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.

  • Если вы хотите, чтобы школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
  •  Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  •  Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  •  Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ.

  • Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
  •  Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  •  Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
  •  Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

В условиях модернизации и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие таких способностей личности как саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность. Такие способности развиваются только в деятельности, их упражняющей. Лидирующими видами такой деятельности, нашедшими свое прочное место в педагогической практике наших учителей, стали проектная и исследовательская. Принцип таких подходов к обучению можно сформулировать следующим образом: «Я умею (работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с людьми), значит я смогу (найду, решу, сделаю)».

«Портрет» выпускника основной школы:

  •  любит свой край и своё Отечество;
  •   осознаёт и принимает ценности человеческой жизни;
  •   активно и заинтересованно познаёт мир;
  •   умеет  учиться;
  •   социально активен, уважает закон и правопорядок;
  •   уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог;
  •   осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни;
  •   ориентируется в мире профессий.

Миссия школы – воспитание гражданина России:

высоконравственного, творческого, компетентного, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях  многонационального народа Российской Федерации …

Ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.»   Д. А. Медведев

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- ИСТОЧНИКИ:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  3. ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  4. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО.
  5. Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  6. Пак В.Н., Голубева Е.А. «Обновление содержания математики в условиях введения ФГОС» Нижний Новгород
  7. http://nsportal.ru/otdelnova-lyubov-vladimirovna
  8. http://www.educom.ru

  1. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.

    В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...

Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.

Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.  Сегодня мы уже вплотную подходим к тому времени, когда на повестку дня встаёт вопрос о создании новой модели школы, соответст...

Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе

Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро.     Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно...

Новый подход к новой теме

Фрагмент урока "Теорема Виета"...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Школьная география в стандарте второго поколения: новые подходы и новые проблемы .

Образование -ведущий ресурс современного развития.•Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно в...