"Использование новых педагогических технологий на уроках математики, направленных на развитие психофизиологических особенностей учащихся как фактор повышения качества образования"
материал по теме

Гусева Светлана Викторовна

Предоставлены материалы наработки по данной теме: исследования и результаты, тесты, теоретический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_otchet_po_samoob_2012_uch._g.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Использование новых педагогических технологий, на уроках математики, направленных на развитие психофизиологических особенностей учащихся как фактор повышения качества образования»

Цель:  изучить эффективные образовательные технологии  и их влияние на качество образования.

Задачи:

1. Изучение новых педагогических технологий.

2.Изучить  психофизиологические особенности детей.
3.  Разработка  новых активных методов обучения

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
 При прохождении   курсов  «Эффективные образовательные технологии» (ДК ЭОТ), были изучены следующие вопросы: 

  1.  «Введение в эффективное обучение
  2. «Цели, задачи и эффекты общего среднего образования»
  1. "Концепция модернизации российского образования"
    2)  «Усиление общественного влияния в управлении школой"

3 ) «Модернизация российского образования: достижения и уроки"

  3 «Психофизиологические основы обучения школьников»

4.«Учитель 21  века?! (Компетенции современного учителя)

 1 )  "Кто он – современный учитель?!"
 2)  "Современная модель деятельности классного руководителя"
3) "Сравнительный анализ представлений учащихся и преподавателей о качествах ученика и учителя"

 4 )  "Технология  модерации"


  5. «Современные формы и методы  обучения»

  1. "Формы и технологии обучения школьников"
  2.  "Эффективные формы организации обучения"

3)    "Обучение в сотрудничестве"

    4)      "Метод проектов"

    5)"Технологии проблемного обучения"

    6)"Исследовательский метод"

   7)"Дискуссия как метод группового взаимодействия"

  8)"Кейс-метод: анализ конкретных ситуаций"

 9) "Игровые технологии: деловая игра, ролевая игра, игры-

6 «Структура образовательного мероприятия»

 1 "Учебно-методическое обеспечение процесса обучения"
 2 "Информатизация процесса обучения"
 3 "Проверка и оценка знаний и умений обучающихся"

 4 "Качество преподавания"

7 «Планирование процесса обучения»

1. "Этапы планирования процесса обучения"
 2 ."Создание благоприятных условий для обучения"

 3. "Психологическая атмосфера"
4. "Ожидания и опасения от обучения"
5 ."Применение  активных методов  обучения»
6 ."Цикл внимания. Специфика восприятия информации человеком"
8.«Планирование процесса обучения»

1.  "Учебно-методическое обеспечение процесса обучения"
 2.  "Информатизация процесса обучения"

 3. "Проверка и оценка знаний и умений обучающихся"

 4. "Качество преподавания"

9. «Готовим ли мы «наше будущее»?!»

 1 ."Роль образования в современном обществе"

  1. "Тенденции развития образования детей"

Индивидуальная карта прохождения курсов.

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

Модуль 5

Модуль 6

Модуль 7

Модуль 8

Модуль 9

Модуль 10

Модуль 11

Модуль 12

Гусева Светлана Викторовна Баженова Людмила Александровна

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

Kruzhok_sel_bol

 В процессе  прохождения  курсов  приняли участие  в  обсуждении изученных вопросов на форуме  образовательного портала "Мой университет".   Итогом  прохождения курсов  стал проект :  « Использование новых педагогических технологий, на уроках математики, с учетом психофизиологических особенностей учащихся как фактор повышения качества образования» .

 Были проведены психофизиологические  исследования  детей в классе . Использовались различные методики.  

Методика изучения свойств нервной системы учащихся

Шкалы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 12

Назначение теста

Предлагаемая методика разработана (используя предложения А.А.Полетаева) на основе вынужденного выбора школьниками одного варианта поведения из четырех, предлагаемых ему в каждом пункте задания. Школьник выбирает тот вариант поведения (характеристики), который, на его взгляд, наиболее соотносим с его поведением. Каждый из предлагаемых вариантов соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента у школьника и отсюда - характеристику свойств его нервной системы.

Инструкция к тесту

Прочтите утверждения и выберите тот ответ который наиболее точно описывает выше обычное поведение.

Тестовый материал

  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может смениться раздражением.
  2. Настроение всегда ровное, спокойное.
  3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.
  4. Настроение обычно подавленное, часто грустит.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.
  2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедлены.
  3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
  4. Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит «взахлеб».
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. При неудачах старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.
  2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь браться за дело.
  3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.
  4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
  2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.
  3. Работает упорно, стремясь во чтобы то ни стало довести дело до конца.
  4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.
  2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.
  3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
  4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Делит с другими людьми и радость и горе.
  2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только очень близким друзьям.
  3. Все свои чувства старается пережить в одиночку.
  4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Замечание выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.
  2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.
  3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.
  4. Очень огорчается любым замечаниям, переживает.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. После выполнения какой-либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.
  2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.
  3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не закончив его.
  4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.
  2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.
  3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.
  4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это проявляется слабо.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.
  2. Редко шутит, часто обижается на шутки.
  3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.
  4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно это им или нет.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Перед тем как приступить к делу, все тщательно продумает и рассчитает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.
  2. Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом; если ситуация меняется, то может легко перестроиться.
  3. План работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения также легко перестраивается при изменении условий работы.
  4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый; если ситуация меняется, то часто не знает, что делать дальше.
  1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение
  1. Отличается острой впечатлительностью, особенно в области эстетических впечатлений.
  2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере.
  3. Любит яркие впечатления, постоянную смену их, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.
  4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т. п.

Ключ к тесту

При совпадении ответов респондента с ключом - начисляется один балл.

Номер варианта поведения

С

X

Ф

М

1

c

b

a

d

2

a

b

d

c

3

d

a

c

b

4

d

c

b

a

5

b

d

a

c

6

a

c

d

b

7

c

a

b

d

8

d

b

c

a

9

b

d

a

c

10

a

c

d

b

11

c

a

b

d

12

d

b

c

a

Интерпретация результатов теста

Сангвиник

Тип темперамента и нервной системы по И.П.Павлову, Гиппократу и Галену

Сильный уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Тип нервной системы по Н.И.Красногорскому

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.

Описание темперамента по Н.И.Красногорскому

Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

Холерик

Тип темперамента и нервной системы по И.П.Павлову, Гиппократу и Галену

Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Тип нервной системы по Н.И.Красногорскому

Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип.

Описание темперамента по Н.И.Красногорскому

Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подтвержденными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной, и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

Флегматик

Тип темперамента и нервной системы по И.П.Павлову, Гиппократу и Галену

Сильный, уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи, с точки зрения подвижности, противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Тип нервной системы по Н.И.Красногорскому

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.

Описание темперамента по Н.И.Красногорскому

Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

Меланхолик

Тип темперамента и нервной системы по И.П.Павлову, Гиппократу и Галену

Слабый тип. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов - и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Тип нервной системы по Н.И.Красногорскому

Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.

Описание темперамента по Н.И.Красногорскому

Энергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в слабых эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные и продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно после многих сочетаний безусловного и условных раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая.

С учетом результатов исследования  разрабатывали новые активные методы обучения.

  1. Метод ульев
  2. Инфо – угадайка
  3. Кластер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики  по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...

Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...

Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования

quot;Использование новых педагогических технологий  на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования" - доклад на педсовете, в котором рассматривается т...

Доклад: Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования у учащихся с ОВЗ.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения...