Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
материал (11 класс) на тему

ПРОКОФЬЕВА НАДЕЖДА ЕВГЕНЬЕВНА

Любое современное образовательное учреждение уже невозможно представить без компьютерной техники, без применения инновационных технологий в образовательном процессе. Основной задачей нашего образовательного учреждения я считаю подготовку и воспитание всесторонне развитой личности, специалиста своего дела. Именно по этой причине я активно применяю на занятиях по русскому языку и литературе все возможные информационные технологии (мультимедийный проектор, видео и аудио технику, компьютерные программы по направлению деятельности, ресурсы Интернет, др.) При удачном, продуманном соединении применяемых новых технологий и новационных форм проведения учебных занятий и уроков, эти уроки будут очень интересными для обучающихся и для преподавателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Прокофьева Надежда Евгеньевна,

преподаватель русского языка и литературы

ГАОУ СПО ЛО «Приозерский политехнический колледж»

Текст выступления на заседании ПЦК

Любое современное образовательное учреждение уже невозможно представить без компьютерной техники, без применения инновационных технологий в образовательном процессе. Основной задачей нашего образовательного учреждения я считаю подготовку и воспитание всесторонне развитой личности, специалиста своего дела. Именно по этой причине я активно применяю на занятиях по русскому языку и литературе все возможные информационные технологии (мультимедийный проектор, видео и аудио технику, компьютерные программы по направлению деятельности, ресурсы Интернет, др.) При удачном, продуманном соединении применяемых новых технологий и новационных форм проведения учебных занятий и уроков, эти уроки будут очень интересными для обучающихся и для преподавателей.

Есть несколько сложных моментов, которые следует учитывать при применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Многие учителя-словесники отказываются от активного применения таких технологий, настаивая на том, что на уроках русского языка и литературы надо работать с живой книгой, с текстом, с художественным многообразием живой речи, и нет здесь места холодному и равнодушному «железу». Конечно, нельзя не отметить, что задачи, которые стоят перед преподавателем – словесником, который применяет информационные технологии, по многим параметрам отличаются от целей и задач, которые стоят перед  другими преподавателями общеобразовательных предметов. В задачи эти заложены не только работа с текстом, с художественным словом, с книгой, но и  необходимость формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса обучающихся, стремление научить их владению нормами литературного языка. Все эти и многие другие задачи возможно и даже нужно решать с помощью новых информационных технологий, так как их можно считать одним из лучших помощников в этом вопросе. Те возможности, которые сейчас предоставлены для образовательного процесса, например, в Интернете, дают возможность обучающимся, не покидая места учёбы, погрузится в мир великой литературы, побывать на виртуальных экскурсиях, найти материал для подготовки по любой теме урока.

На своих уроках я применяю несколько видов информационных учебных продуктов:

- готовые программные продукты;

- программы MS Office (Word, Power Point, др.);

- ресурсы Интернет;

-электронные тексты художественных произведений;

- энциклопедии, словари, учебные пособия;

- разработка презентаций для занятий;

Разработка творческих проектов и презентаций к урокам, работа в компьютерных программах (например, Microsoft PowerPoint) требуют от преподавателя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, созданный и представляемый в компьютерном варианте, решает несколько важных для динамичного и насыщенного учебного процесса задач:

•        Происходит повышение производительность труда преподавателя и обучающихся на уроке;

•        Увеличивается объём применения наглядности на уроках;

•        Преподаватель экономит время для подготовки к уроку.

В последнее время в образовательном поле появилось очень интересное направление – проектная деятельность. Я стараюсь активно внедрять в образовательный процесс метод проектов. Этот метод позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся: формируются исследовательские навыки, активизируется учебная деятельность, что позволяет применять полученные теоретические знания на практике. Примерами проектной деятельности могут служить  проекты по творчеству И.С. Тургенева, проект «Забытые имена XIX века», проект «Поэты Серебряного века», которые были созданы обучающимися колледжа за последние несколько лет. А также индивидуальные работы обучающихся и внеклассная предметная деятельность.

Программа PowerPoint необычайно интересна для работы не только преподавателю, но и обучающимся.  Применение этой программы для подготовки к уроку и на самом уроке даёт несколько положительных результатов:

  • Расширение кругозора обучающихся во многих сферах жизни (не только сам предмет, но и информационное обеспечение);
  • Повышение производительности труда преподавателя и обучающихся на учебном или внеклассном занятии;
  • Повышение уровня эмоциональной окрашенности учебного занятия;
  • Усовершенствование психологической составляющей учебного занятия (процесс усвоения облегчен);
  • Повышение интереса к изучаемому предмету;
  • Привлечение обучающихся к инновационным технологиям.

Ещё один электронный ресурс, который позволяет усовершенствовать образовательный процесс на уроках русского языка и литературы – это электронные словари и энциклопедии, которые  позволяют максимально быстро получить  нужную информацию, а также дополнительные знания для применения их на учебном занятии. Любой преподаватель может сказать, что при применении фото или видеоматериалов, которые включены в презентацию, учебное занятие оживляется, приобретает динамический характер.

Если рассматривать использование ИКТ непосредственно на уроках литературы, то это даёт целый ряд положительных результатов:

  • Обучающиеся проявляют интерес к предмету (в данном случае – литература);
  • Повышается качество обучения;
  • Усиливается интерес обучающихся и преподавателя к процессу изучения предмета;
  • Происходит более рациональное распределение времени на учебном занятии;
  • Материал становится более доступным и интересным («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»);
  • Развивается креативный, творческий подход к окружающему миру, усиливается любознательность                   обучающихся;
  • Формируются у обучающихся  элементы информационной культуры;
  • Прививаются  навыки рациональной работы с обучающими компьютерными программами;
  • Развивается и поддерживается  самостоятельность при освоении компьютерных технологий и новых программ;
  • В процессе работы создаётся медиатека, которая включает в себя работы обучающихся и преподавателя по программным произведениям и биографиям писателей XIX и XX веков.

Во время объяснении нового материала на уроках литературы и русского языка  возможно применение иллюстраций, фотографий, портретов, видеофрагментов, видео-экскурсий, таблиц и схем, которые проектируются на большой экран. При применении ИКТ на уроках можно наблюдать  существенное изменение технологии объяснения материала – информацию, появляющуюся на экране, преподаватель может комментировать и по необходимости сопровождать её дополнительными объяснениями и примерами, а также,  в зависимости от уровня  подготовленности группы,  добавлять или уменьшать материал.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении преподавателем  различных форм урока. Это может быть мультимедийная  лекция, урок - наблюдение, урок - семинар, урок – практикум, урок - виртуальная экскурсия. Особенно интересны уроки - экскурсии, которые в режиме on-lain позволяют увидеть те места, которые могут быть недоступны для самостоятельного посещения (музей писателя, родина писателя, исторические и литературные памятные места).

На мой взгляд, применение компьютера и формирование умений и навыков работы обучающихся с компьютерными  программами различной направленности на уровне пользователя следует считать одной из важнейших задач образования.

Компьютерные технологии могут усовершенствовать процесс преподавания традиционных предметов, которые хорошо обеспеченны методически. Именно по этой причине одной из важных задач для преподавателя следует считать выбор компьютерных программ, которые возможно применять в процессе обучения.

Компьютерные технологии позволяют по-новому реализовать межпредметные связи в преподавании литературы, русского языка, истории, обществознания, философии.  

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы можно представить в виде схемы:

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....

применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Основные направления использования ИКТ...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чт...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Информационная справка Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Привлечение таких средств позволяет фо...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...