Статья о возможностях – реальных и потенциальных - педагогических технологий в образовательном процессе.
статья

Яшина Александра Михайловна

В статье я рассматриваю традиционные  педагогические технологии во взаимосвязи с современными инновационными решениями, быстро приобретающими популярность и вес во многих ОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья о возможностях – реальных и потенциальных - педагогических технологий в образовательном процессе.

Образование не стоит на месте, всегда появляется что-то новое, интересное, к чему хочется обратиться и чем воспользоваться. Некоторые технологии основаны на существовавших ранее, а некоторые - совершенно новые. Тем не менее, из всего многообразия мы вправе выбрать несколько наиболее подходящих методов обучения и работать с ними, добавляя свои идеи и принципы, доводя до совершенства на своём опыте ту или иную методику.

Говоря о реальных возможностях образовательных технологий, мы затрагиваем в первую очередь их эффективность на момент использования, проведения занятий. Для того чтобы увидеть непосредственный результат работы детей, мы используем краткосрочные технологии, чаще всего это предметные технологии, развивающие основные УУД ребенка и пополняющие его багаж знаний. Такие технологии необходимо преподносить детям в качестве игры, на некоторых этапах позволяя им самим выполнять задания, решать проблемы, ставить цели.

Личностно-ориентированные технологии направлены на потенциальный результат, который мы увидим много позже, или уже узнаем уже от другого педагога. Такие технологии зависят как от времени, так и от нацеленности педагога на результат.

Конечно, мы можем менять временные рамки технологий, раздвигать границы, но это уже потребует большей отдачи. Времени, информационных ресурсов и увлеченности обеих сторон: детей и педагога. В самом начале использования образовательных системных методов лучше опираться на краткосрочные, вписывать их в границы одной темы урока. Одного триместра или одной проектной темы.

Важность и значительность таких методов, ставших уже традиционными в большинстве школ, доказала многолетняя практика, высокая успеваемость детей, заинтересованность родителей.

Уже давно специфика технологий из сети интернет заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации. Базовая информация на серверах сети, оперативная информация, пересылаемая по электронной почте, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев. Всё это даёт нам неограниченную возможность работы, которую необходимо лишь систематизировать и выявить определенные последовательнее приёмы взаимодействия.

Средства коммуникации, к которым относятся электронная почта, глобальная, региональные и локальные сети связи и обмена данными, также предоставляют для обучения широчайшие возможности:

- оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида;

- интерактивность и оперативную обратную связь;

- доступ к различным источникам информации;

- организацию совместных телекоммуникационных проектов;

- запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференции и т.д.

Сегодня предмет педагогической технологии в самом общем виде - это область знания, охватывающая сферу практических взаимодействий преподавателя и слушателя в любых видах деятельности, организованных на основе выделения определённых целей, системности, алгоритмов приемов обучения.

Многие специалисты полагают, что для современного этапа развития образования характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, кинофильмы, телевидение) к так называемым новым информационным технологиям - компьютеризированным системам, программам. Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения означает системную проектировочную деятельность, позволяющую запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения, а также со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. Важные атрибуты педагогических технологий - это измеримость и возможность воспроизвести результаты.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностической постановки целей и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".

В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....

статья "Педагогические технологии в образовательном процессе"

статья раскрывает понятие "педагогические технологии", и помогает внедрить их в систему образования...

Методическое сообщение на тему: "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"

Актуализация темы "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"  в педагогической практике....

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...

Методическая разработка "Использование педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке ракрыты разнообразные эффективные педагогичесие технологии, которые могут применяться на уроках музыки с обучающимися с ОВЗ...