Взаимодействие мастера производственного обучения с преподавателями
методическая разработка по теме

Никитина Ольга Исааковна

Доклад Взаимодействие мастера производственного обучения с преподавателями. Доклад с электронной презентацией на Педагогических чтениях ,2010г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное училище № 11

 «Взаимодействие мастера производственного обучения

с преподавателями»

Выполнил

Никитина О.И.,

мастер производственного обучения.

Новокузнецк  2010

Содержание.

Введение                                                                                        1

Сотрудничество мастера производственного обучения

с преподавателями теории.                                                           1

Вопросы межпредметной связи.                                                  4

Мастер производственного обучения –

преподаватель специальной технологии.                                    5    

Заключение                                                                                     6

 

Литература                                                                                      7

Введение.

  Важнейшим условием профессионального воспитания молодого рабочего является  обеспечение тесной связи профессионального обучения с жизнью и практикой.

    Теоретическое обучение осуществляется преподавателями специальных дисциплин по действующим программам и учебным планам. Оно отличается последовательностью и целенаправленностью. Четкая и продуманная организация теоретического и производственного  обучения оказывает на обучающихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию у них профессиональных и нравственных качеств.

Сотрудничество мастера производственного обучения

с преподавателями теории.

Большое практическое значение имеет воспитание в процессе теоретического обучения важных профессиональных качеств, необходимых будущим молодым рабочим. Пробуждение интереса к профессии под влиянием теоретического и производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок профессионального воспитания обучающихся, их профессиональной направленности. Чем выше качество теоретического обучения, тем весомее его воспитательное значение. Само же качество теоретического обучения  во многом зависит от владения преподавателем дидактическими приемами, от методически правильного использования технических средств, наглядных пособий: видеофильмов, макетов, моделей, схем, плакатов.

Однако во многих случаях усилия преподавателя в воспитании у обучающихся высоких профессиональных  качеств и развития лучших качеств личности каждого не достигают цели. Вот тут-то крайне необходима помощь мастера. Содружество преподавателя и мастера способствует успеху в решении воспитательных  и профессиональных задач. Здесь особое значение имеет связь мастера с преподавателями специальных предметов. Именно здесь закладывается база будущей профессии, теоретическая основа будущих профессиональных навыков. С этой целью в самом начале учебного года мастер может договориться с преподавателями спецдисциплин о совместной работе с обучающимися и в своих планах учебно-воспитательной работы наметить совместные мероприятия, точный график посещения теоретических занятий мастером, конкретные обязанности мастера в решении тех или иных вопросов, поднятых на теоретических занятиях.

Совместная работа преподавателя и мастера способствует лучшему усвоению учащимися такого понятия, как осознанное  отношение к профессии. То, что преподаватель специальной технологии дает в теоретическом аспекте, мастер конкретизирует на занятиях производственного обучения. Это даёт возможность показать, что отношение к труду проявляется не только в хорошем владении профессиональными умениями и навыками, в бережном отношении к орудиям труда, в экономии материалов, в соблюдении мер безопасности, но и в проявлении активного интереса к профессии, новинкам техники, новым технологиям, умению найти общий язык с рабочим коллективом.

Сотрудничество мастера с преподавателями полезно для совместной организационной работы по укреплению дисциплины и повышению успеваемости. Мастера производственного обучения регулярно посещают уроки теоретического обучения, отмечают хорошо успевающих и отстающих обучающихся. В конце учебного дня мастер проверяет рапорт старосты группы о прошедшем дне, из которого  узнаёт оценки, полученные обучающимися по тем или иным предметам, случаи нарушения дисциплины, беседует с нарушителями индивидуально. Затем на  собрании группы мастер разбирает каждый конкретный случай нарушения дисциплины, выявляет причины плохой успеваемости. После повседневной кропотливой работы преподавателей и мастеров с обучающимися последние, как правило, исправляются, начинают лучше учиться.  

Мастера производственного обучения при посещении уроков теории особое внимание обращают на воспитание у обучающихся  чувства ответственного отношения к учебе, наблюдают, как обучающиеся овладевают специальными знаниями, какие испытывают трудности, отмечают, какая помощь требуется отстающим.

 В училище проводятся открытые уроки теоретического  и производственного обучения с последующим их обсуждением. Это способствует повышению научности преподавания каждого учебного предмета, выявлению педагогических умений преподавателей и мастеров доносить знания до обучающихся, а так же выработке наиболее целесообразных форм и методов обучения теоретическим основам и профессиональным умениям и навыкам.

Мастер производственного обучения во многом может помочь преподавателю теоретического обучения. В нашем училище  мастера начинают свой рабочий день с контроля посещаемости обучающихся, встречают своих воспитанников до начала уроков по теории, сопровождают группу в учебный кабинет, до прихода преподавателей выясняют причины опоздания на пятнадцатиминутку, напоминают, кому надо исправить оценки. Таким образом, мастера стараются подготовить ребят к началу трудового дня, объявить им планы на текущий день, поставить задачи на сегодняшний и ближайшие дни. Проведение тематических пятнадцатиминуток, посвященных не только проблемам, связанным с обучением профессии, но и  другим темам (культура поведения, музыка, спорт, сохранение здоровья) способствует активному отношению обучающихся к жизни, к учебе, к профессии.

Личный контакт мастера с преподавателями теоретических дисциплин, и особенно специальной технологии, благоприятно сказывается на успеваемости. Иногда мастеру приходится поддерживать авторитет преподавателя, так как бывают случаи, когда обучающиеся скептически оценивают действия преподавателя. Порой мастеру нелегко убедить обучающихся, что они не правы. Ему приходится мобилизовать всю силу убеждения, чтобы доказать, что незначительные ошибки в решении некоторых вопросов не могут дискредитировать преподавателя, - они говорят лишь о том, что и педагога можно ввести в заблуждение. Нет ничего зазорного в том, что мастер откровенно поговорит с преподавателем один на один, укажет ему на его недостатки. Преподаватель может со своей стороны покритиковать мастера. В этом и должна проявляться товарищеская взаимопомощь.

Посещение мастером уроков теории следует проводить после предварительной подготовки. Мастер заранее должен продумать цели и задачи посещения урока. Чтобы посещение урока было продуктивным, мастеру необходимо:

  1. изучить учебный план и программу по теме, которую изучают обучающиеся,
  2. ознакомиться с содержанием материала по теме,
  3. договориться с преподавателем о единых требованиях к обучающимся,
  4. лично готовить группу к теоретическому обучению:
  • провести групповую пятнадцатиминутку, проверить внешний вид обучающихся, наличие ученических принадлежностей,
  • провести небольшую беседу о поведении на уроке.

При хорошей моральной подготовке группы к теоретическим занятиям, даже при отсутствии мастера на уроке, можно рассчитывать на успешное овладение основами теории и соблюдение дисциплины.

Количество посещений мастер и преподаватель могут определить в плане совместной работы. Частое посещение уроков может нанести вред делу обучения. Некоторые преподаватели в присутствии мастера чувствуют себя скованными, начинают нервничать. Им кажется, что мастер пришел не помогать, а изучать недостатки преподавателя, и, конечно, в такой обстановке нарушается естественное течение учебного процесса. А некоторые преподаватели в таких случаях хотят показать себя как можно выгоднее, произвести наилучшие впечатление и теряют чувство меры. В отсутствии посторонних учебный процесс протекает ровнее, естественнее. Преподаватель не напрягается, чувствует себя свободнее, смелее, что благоприятствует более точному и быстрому усвоению материала. Поэтому, прежде, чем прийти на теоретическое занятие группы, мастеру следует продумать вместе с преподавателем целесообразность такого посещения.

В период, когда группа занимается теорией, мастера могут быть заняты многими очень важными делами:

  • организацией рабочего дня группы,
  • участием в общеучилищных мероприятиях,
  • организацией дополнительных занятий и консультаций по наиболее трудным темам,
  • общением с родителями обучающихся,
  • изучением учебного плана и программы производственного обучения,
  • разработкой учебно-методического обеспечения и т.д.

В результате мастер производственного обучения постоянно держит руку на пульсе происходящего в группе, контролирует поведенческие  тенденции, которые в ней развиваются, изменения в дисциплине и успеваемости обучающихся, помогает разрешать межличностные конфликты, постоянно настраивает обучающихся на достижение успеха.

Вопросы межпредметной связи.

Неоднократно при обсуждении результатов теоретического обучения с преподавателями мы отмечали, что ребята зачастую знания, полученные в рамках одного предмета, не могут применить на других уроках. Чтобы избежать этого в дальнейшем, администрация училища рекомендовала преподавателям естественно-технических дисциплин дополнить учебные программы вопросами, связанными с той или иной профессией. Так, например, для группы электромехаников по торгово-холодильному оборудованию, в которой я работаю мастером производственного обучения, были  откорректированы программы по физике, химии, черчению, автоматизации, электротехнике. Учитель физики при изучении физических процессов обращает внимание обучающихся на термодинамические процессы, происходящие при работе холодильного оборудования, на изучение приборов для измерения температуры, давления, влажности, на химические и физические свойства веществ, используемых в холодильной технике в качестве хладагентов. В программу по автоматизации внесен блок изучения приборов автоматики, используемых при работе торгового, технологического, теплового и холодильного оборудования, схемы автоматизации холодильных установок. С преподавателем черчения мы решили, что в соответствии с имеющейся учебной программой ребята в качестве упражнений выполняют чертежи не традиционных деталей из учебника, а детали и узлы компрессора – элементы шатунно-поршневой группы, клапанной доски, блока цилиндров. В разделе чтения схем и чертежей ребята разбирали схемы холодильных установок и компрессорно-конденсаторных агрегатов и сборочные чертежи различных типов компрессоров. Таким образом, они изучали не абстрактные железные образцы, а узлы и детали, назначение которых, их работу и физические процессы, в которых они участвуют, мы изучали на уроках специальной технологии. При этом мы с преподавателем наблюдали неподдельный интерес в глазах обучающихся, в обсуждении принимали участие и те из них, кто учится слабо, обычно отмалчиваются. На таких уроках и они получали повышенные оценки.

        Таким образом, осуществление межпредметных связей не только помогает преподавателям в их работе, но и способствует улучшению знаний обучающихся, проявлению интереса к учению, а в конечном итоге к повышению мотивации в овладении выбранной профессией.

     

Мастер производственного обучения –

преподаватель специальной технологии.

Отдельные мастера производственного обучения сами ведут уроки теории по специальной технологии в своих группах, что дает им возможность исключить дублирование в изложении материала, а сэкономленное время использовать для закрепления знаний. Мне самой в последние годы довелось преподавать спецтехнологию в своей группе. И, хотя на мастера при этом ложится немалая дополнительная нагрузка, результаты такой работы скоро становятся довольно заметными. В этом случае мастер имеет более плотные контакты с обучающимися, четче просматривает их способности в усвоении учебного материала, их наклонности и может лично влиять на учебный процесс. На уроках спецтехнологии при изложении материала я стараюсь максимально приблизить новые знания к производственным процессам, с которыми ребята вскоре столкнутся, спроецировать их на явления природы, на бытовые проявления физических процессов. Простейшие примеры из жизни помогают им скорее проникнуть в суть законов термодинамики. Например, от возникновения облаков, кипения воды в чайнике, потеков на кухонном окне, через классические определения испарения, конденсации, кипения к пониманию кипения хладагентов при низких температурах, работе испарителя, конденсатора, режимам работы холодильной машины и замораживанию охлаждаемого объекта. То есть, иной раз, намеренно упрощая начальные понятия, можно последовательно углубить знания обучающихся до требуемого Госстандартом уровня. При этом сами ребята, начиная с простого, не сопротивляются получению знаний, иногда даже не замечают, что постигли довольно сложные разделы темы и удивляются, что еще час назад этого не знали. На этом фоне отношения мастера и группы укрепляются, становятся более дружескими. Мастер более тонко чувствует их настроение, проникается их стремлениями и надеждами. Ребята, со своей стороны, больше прислушиваются к мнению мастера, и не только в вопросах учебы. Часто я заканчиваю урок, поздравляя их с тем, что они узнали и поняли так много нового, и уверениями в том, что к концу учебы они станут прекрасными специалистами. Таким образом я пытаюсь настроить их на успех и уверенность в себе, что непременно понадобится им при адаптации во взрослую жизнь.

Заключение.

Тесное взаимодействие преподавателей и мастера производственного обучения со временем приносит свои  результаты. При условии, что мастер и преподаватель выработали единые критерии требований к посещаемости, успеваемости, большинство обучающихся приходят к выводу, что соблюдение этих требований может привести их к успешному овладению знаниями и начальными навыками в профессии. Повышается мотивация к овладению профессией, улучшается дисциплина и успеваемость. В итоге, к окончанию обучения можно увидеть  заметное преображение настроя молодых людей, превращение их из школьников в социально-зрелых взрослых людей, готовых к решению жизненных и профессиональных задач.

Литература

  1. Нурмухамедов, Х.Я. Совместная работа мастера и родителей по обучению и воспитанию учащихся. [Текст]: Сборник статей «Библиотечка мастера производственного обучения». Сборник 3. / Х.Я. Нурмухамедов.-М.: Высшая школа, 1986.-111 с.
  2. Соколов, А.Г. Педагогическая работа с родителями учащихся [Текст]: / А.Г. Соколов.-М.: Высшая школа, 1995.- 97 с.
  3. Малахова, А.С. Советы мастеру производственного обучения    [Электронный ресурс] / А.С. Малахова // WWW.referats.ru- 2007 – 15 апреля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы мастера производственного обучения при подготовке к новому учебному году

В статье даются методические рекомендации, как мастеру подготовиться к новому учебному году....

Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива

В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».

В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....

Методические рекомендации для мастеров производственного обучения

Успешная социальная адаптация подростков при переходе на новую ступень образования...

Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей.

выступление на педагогическом совете в рамках проведения методической недели по теме "Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальны...

педагогико – методическая игра для преподавателей и мастеров производственного обучения

педагогико – методическая игра  для преподавателей и  мастеров производственного обучения...