Организация современного урока с использованием технологической карты
статья по теме

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Мигузова Л.Г., учитель русского языка и литературы

Организация современного урока с использованием технологической карты 

        

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Однако жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности школьника на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

        Системно-деятельный подход, лежащий в основе  стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

        Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения         нового социального опыта. В более узком  этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

         Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Основные виды универсальных учебных действий: 

  • Личностные (жизненное, личностное, профессиональное самоопределение и действия нравственно-этического оценивания);
  • Регулятивные (планирование, целеполагание, составление плана, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка );
  • Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические, действия постановки и решения проблем);
  • Коммуникативные. 

        Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

        Как построить урок, чтобы каждый его этап способствовал формированию того или иного универсального учебного действия?
             Стандарты нацеливают каждого учителя на освоение системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего включение каждого обучающегося в образовательный процесс, который при сохранении основной структуры (содержание обучения), строится по принципиально другой технологии (условия, методы, критерии оценивания). Только тогда можно говорить о всестороннем развитии ребенка: психическом (развитие памяти, мышления, внимания, речи), личностном (формирование черт характера, воли, эмоциональной сферы), творческом.

        ФГОС предполагает иную, чем ранее,  позицию педагога.

Современному учителю необходимо

  • видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие;
  • относиться к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность;
  • уметь опираться на познавательные интересы каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию.

      Т.е. теперь учителю необходимо создать условия, благодаря которым каждый ученик будет включен в учебную деятельность, способствующую его развитию, формированию его субъектной позиции.

         ФГОС не изменил основную форму организации учебного процесса, ею так и остался урок. Но цель современного урока иная - создание условий, способствующих овладению обучающимся как предметными, так и метапредметными планируемыми результатами.

        Наиболее приемлемыми средствами достижения этой цели являются следующие:

  • инициирование и позитивное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
  • создание ситуации выбора;
  • стимулирование ученика к самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт ученика;
  • создание ситуаций, позволяющих ученику проявить собственные способности, возможности, интересы;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности и повышения степени самостоятельности в учебной деятельности;
  • поощрение стремления найти свой способ решения задачи; анализировать способы работы других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
    обеспечение дозированности  помощи взрослого;
  • ориентация ученика на усвоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;
  • постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
  • повышение доли учебных заданий творческого характера;
  • формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
  • стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат).

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в результате освоения разных учебных предметов.
      УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Чтобы научить детей учиться, важно выстроить структуру учебной деятельности – ту дорогу, по которой должен идти обучающийся в процессе обучения, чтобы приобрести необходимый опыт  для его дальнейшего практического использования в жизни.
      Чтобы создать новые условия для такой деятельности, необходимо
 изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

  Для формирования личностных УУД мы предлагаем  следующие виды заданий:

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений;

- читательские дневники.

   Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

- поиск лишнего;

- «лабиринты»;

- упорядочивание;

- «цепочки»;

- составление опорных схем;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и чтение  диаграмм;

- работа со словарями.

    Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- взаимный диктант;

- диспут;

- заучивание материала наизусть в классе;

- «ищу ошибки»;

              Для диагностики и формирования коммуникативных УУД   можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу одноклассника;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни..»

Современный урок должен гарантировать доступность, качество, эффективность.

Современный урок - это модель такого взаимодействия учителя и ученика, в которой проявляется творчество учителя, его профессиональная индивидуальность при неуклонном соблюдении нормативно-правовых требований и учете возрастных особенностей школьников. На современном уроке должно быть комфортно всем: и учителю,  и детям. Комфортно не значит безмятежно; урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Современный урок - это не просто передача сведений и работа на конечный результат, это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Современный урок требует применения современных образовательных технологий...

        


        Технологическая карта урока

        Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 
                Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 

        Структура технологической карты включает: 

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 
                      

        Технологическая карта позволит учителю: 

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования. 

        В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования технологическая карта урока, как и поурочный план, относятся к локальным актам ОУ. Технологическую карту урока учителю рекомендуется составлять с учетом единых требований к её оформлению, устанавливаемых локальными актами ОУ, которые являются образовательными для исполнения педагогическими работниками ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Разработка урока английского языка в 11 классе "Обучение чтению" с использованием технологической карты урока

Методы и приемы, используемые учителем при обучении разным видам чтения в 11 классе в соответствии с требованиями ЕГЭ...

Конструирование современного урока с помощью технологической карты

Доклад по теме "Конструирование современного урока с помощью технологической карты" знакомит с вариантами технологической карты, как новой формой планирования урока в свете требований ФГОС....

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Использование технологической карты в современном уроке по технологии в рамках реализации ФГОС

В статье представлен опыт работы учителей технологии по составлению плана-конспекта современного урока с технологической картой в условиях внедрения ФГОС основного общего образования....

Современный урок и его технологическая карта

Эффективные современные уроки - это такие уроки, которые дети посещают с удовольствием, где они заняты, сосредоточены, узнают что-то новое и достигают реального результата. Как его организовать? Как е...

Моделирование современного урока с использованием технологической карты

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):планирование;организация;реализация и контроль;коррекция; анализ.Урок, являясь основной формой организации учебног...