Развитие мелкой моторики в классе «Особый ребёнок»
учебно-методический материал на тему

Горская Елена Сергеевна

приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей в классе "Особый ребёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Доклад

Развитие мелкой моторики

в классе «Особый ребёнок»

Выполнила: учитель по индивидуальному

обучению Горская Е.С.

2014г.

      Цель: показ педагогам приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей в классе «Особый  ребёнок».

      Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в школьной жизни ребенка.

      Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.  

      Специальные упражнения позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

      Ребёнок с диагнозом ДЦП, в результате нарушены функции  опорно-двигательного аппарата,  с тяжелыми нарушениями:  не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания. Работу по развитию мелкой моторики  провожу систематически, на каждом уроке.

      С первой проблемой я столкнулась, у девочки нарушена координация движений рук, она  характеризуется непроизвольными быстрыми, размашистыми, неритмичными движениями. Решением этой проблемы было проведение гимнастики: примеры движений: обе руки вверх, правая рука вверх, левая вверх, обе руки вперед, обе руки вниз, левая рука в сторону, правая рука в сторону.  Повторение допускается до 3 раз. Также проводила щеточный массаж, используя щетки различной жесткости.

      В настоящее время Таня самостоятельно выполняет по словесным инструкциям гимнастику, дотрагивается до кончика носа, до губ  как двумя руками, так и по очерёдности.

      Вторая наша проблема  сжатие в кулак кисти, поэтому  каждое занятие  начиналось  с нормализации тонуса рук. Сначала делали контрастные ванночки. В два стакана наливается вода - в один тёплая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другой  -  прохладную. Руки ребенка попеременно на несколько секунд опускаются в стаканы, начиная с тёплой, а заканчивая прохладной водой. Руки растираются полотенцем.

      После расслабления кисти на каждый пальчик с помощью скотча приклеивала крупинку гречки, а затем в руку ребенка вкладывала различные по форме, величине, весу предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания.

      Производилась работа погружением кистей рук в сухой бассейн (из теннисных мячей, различных круп).

      Также полезно делать ребенку массаж рук, он нормализует мышечный тонус. Я провожу его каждое занятие по 3-5 минут.

      Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

1. Левую руку в кулак, правую разжать, и наоборот.

2. Работа с губками для мытья посуды. Отводить руки попеременно к себе и от себя.

3. Перебирание бус двумя руками одновременно.

4. Пересыпание крупы из одной коробки в другую.

6. Отрывание  кусочков солёного теста, пластилина.

7. Ощупывание мешочка с крупой.

8. Взять игрушку правильно из разных положений – сверху, снизу, сбоку, рассмотреть её, ощупать.

9. Произвольное отпускание игрушки при укладывании её в коробку или по слову «дай».

10. Покатать машину.

11. Собирать мелкие предметы двумя пальцами (пуговицы).

12. Ловить сразу двумя руками мяч.

   Лепка пластилином, при этом разглаживаем кончиками пальцев слепленные фигуры.

   Работа с бумагой: разглаживаем линии сгиба, обрываем пальцами бумагу и сминаем в ладонях, конструируем по образцу.

  Также  работаем с различными крупами.

Результат

      В первое время девочка писала, когда я держала за кисть руки, в настоящее время письмо производит с помощью держания руки за запястье.

      Кроме этого повысилась динамика произношения звуков и слов.

За 1 год обучения Таня произносила 5 звуков 1 слово (пока) и слоги ма, па.

По окончанию 2 класса произносила 10 звуков , 3 слова (пока, да, нет).

Сейчас произносим 21 звук,   слова (пока, да, нет, мама, папа, му –му, ау).

Вывод

      Отсюда мы видим, что применяя такие методы и формы работы  над мелкой моторикой рук у детей с заболеванием ДЦП можно достичь положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики  (образовательная область «Познание») для детей группы «О...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Консультация для родителей "О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребёнка"

Данный материал представляет собой краткое описание теоретических аспектов влияния развития мелкой моторики на становление детской речи, а также подборку практических упражнений, позволяющих родителям...

Развитие мелкой моторики в классе «Особый ребёнок»

приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей в классе "Особый ребёнок"...

Почему так важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?

Почему так важно  для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук распо...

Статья "Связь развития мелкой моторики с развитием речи и мышления ребёнка"

В статье описывается взаимосвязь развития речи ребёнка от развития мелкой моторики, что обусловлено физиологическим развитием человека. В головном мозге человека есть центры,которые отвечают за ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка дома"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка дома"...