МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
методическая разработка (11 класс) на тему

Глава I. Самостоятельная работа студентов

 

1.1. Определение, классификация и цели самостоятельной работы         

студентов…………………………………………………………………3

1.2. Критерии оценки студентов по выполнении самостоятельной    

работы……………………………………………………………………5

1.3. Активизация самостоятельной работы студентов……............5

1.4. Организация самостоятельной работы…………………...........6

ГЛАВА II. Конспект

 2.1. Определение и цели конспектирования……………………5

 2.2. Требования к результативному конспектированию...........7

ГЛАВА III. Реферат

3.1. Определение реферата…………………………………………..9

3.2. Структура реферата…………………………………………9

3.3. Цель написания реферата…………………………………..10

3.4.Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению   реферата

ГЛАВА IV. Предметная особенность самостоятельной работы студентов. История

4.1.Примерная схема работы с историческими документами…12

4.2. Как работать с первоисточниками по истории…………15

 4.3. Диспут на уроке истории……………………………………

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_dlya_studentov.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

           ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                    

                                               УЧРЕЖДЕНИЕ

     СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                    

                          КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                       

           МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                               ПО ОРГАНИЗАЦИИ

                 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

                                                                  РАЗРАБОТЧИК: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ      

                                                               ИСТОРИИ  И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

                                                                 ШЕВЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА.

                                       

                                                             СОЧИ,  2012


                                         

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1.1. Определение, классификация и цели самостоятельной работы        

           студентов………………………………………………………………………..3

1.2. Критерии оценки студентов по выполнении самостоятельной    

работы……………………………………………………………………5

1.3. Активизация самостоятельной работы студентов……............5

1.4. Организация самостоятельной работы…………………...........6

ГЛАВА II. КОНСПЕКТ

     2.1. Определение и цели конспектирования……………………5

     2.2. Требования к результативному конспектированию...........7

ГЛАВА III. РЕФЕРАТ

     3.1. Определение реферата…………………………………………..9

     3.2. Структура реферата…………………………………………9

     3.3. Цель написания реферата…………………………………..10

     3.4.Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению   реферата …………………………………………………..11

ГЛАВА IV. ПРЕДМЕТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ИСТОРИЯ

     4.1.Примерная схема работы с историческими документами…12

     4.2. Как работать с первоисточниками по истории…………15

     4.3. Диспут на уроке истории……………………………………16

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….17

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….23


ГЛАВА I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1.1. Определение, классификация и цели самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной     деятельности      студентов,      осуществляемые      под     руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Целью самостоятельной работы студентов является:

  • освоение в полном объёме основной образовательной программы;
  • систематизация    и    закрепление    полученных     теоретических    знаний     и практических умений студентов;
  • формирование   умений   использовать   нормативную,   правовую,   справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие  познавательных  способностей  и  активности  студентов:  творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления,  способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

  • аудиторную;
  • внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

  • выполнение самостоятельных работ;
  • выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
  • решение задач;
  • работу со справочной, методической и научной литературой;
  • защиту выполненных работ;
  • собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;
  • тестирование и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами (согласно положению о самостоятельной работе студентов):

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста: конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа: использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.:

для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции: работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

1.2. Критерии оценки студентов по выполнении самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;
  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос;
  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми  подобного рода материалам.

1.3. Активизация самостоятельной работы студентов

Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Среди факторов способствующих активизации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие:

1.         Полезность выполняемой работы.

2.        Участие  студентов  в  творческой деятельности.  

3.        Важным   мотивационным   фактором   является   интенсивная   педагогика.   Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры.

4.        Участие     в     олимпиадах    по     учебным     дисциплинам,     конкурсах    научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5.         Использование    мотивирующих    факторов    контроля    знаний    (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

6.         Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

7.         Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность.

8.         Мотивация  самостоятельной  учебной  деятельности  может  быть  усилена  при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного   внимания   к   содержанию   курса   и   уменьшает   степень   забываемости.

1.4. Организация самостоятельной работы студентов

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, и условий учебной деятельности. Методически обеспечить самостоятельную работу студентов — значит:

  • составить графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней;
  • разработать методические указания для студентов по самостоятельной работе. содержащие   целевую   установку   и   мотивационную   характеристику   изучаемых   тем. структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые студент может выполнять целевые виды деятельности   (предлагаемые   на  практических,   семинарских,   лабораторных   занятиях заданий),   алгоритмы  целевой  деятельности   студентов   при   выполнении   полученных заданий на практических занятиях и др.

                                      ГЛАВА II. КОНСПЕКТ

2.1. Определение и цели конспектирования

Конспектирование учебного материала является составной частью учебной деятельности студентов.

Конспект – это краткое письменное изложение содержание текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Это одна из форм преобразования и сокращения материала.

Конспектирование прививает первичные навыки учебной деятельности. Конспект позволяет перегруппировать предлагаемый материал таким образом, чтобы он работал на поставленную задачу, учитывая причинно-следственные связи между излагаемым материалом, выделял главное и второстепенное.

Конспектирование позволяет предельно полно изучить предлагаемый материал, создать в мыслях студентов образ изучаемого события, явления, процесса.

В ходе конспектирования происходит сосредоточение на главном, сущностном, выстраивается своеобразная модель процесса, явления. Фактический материал выстраивается как система доказательства основных теоретических положений.

Качественно проведенное конспектирование позволяет более результативно самостоятельно ознакомиться с какой-либо проблемой, осуществить познавательную деятельность.

2.2. Требования к результативному конспектированию

Для того чтобы конспектирование было результативным, оно должно соответствовать ряду требований:

1.         Необходимо внимательно прочесть параграф учебника и в ходе прочтения мысленно отобрать материал, который необходим для ответа на поставленный вопрос или решения проблемы, задания.

2.         Необходимо отбирать только тот материал, который соответствует решаемой проблеме.

3.         Четко уясните задачи изучаемого материала, его место и роль в изучаемом курсе.

4.         Целесообразно составить план конспекта и последующего изменения.

5.         План разбивает материал на самостоятельные смысловые части.

6.         План может быть кратким (он предполагает перечень вопросов, по которым ведется изложение) или развернутым (он предполагает разделение пунктов на подпункты, в которых осуществляется конкретизация вопросов). В развернутом плане могут быть в наличии основные мысли, вокруг которых разворачивается основное изложение конспектируемого материала.

7.         Составьте план, проверьте, раскрывает ли он основное содержание проблемы, вопроса, помогает ли усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить их причины.

8.         Внимательно прочтите материал параграфа, разделенный в соответствии с планом на составляющие части. Ознакомьтесь с каждой составной частью отдельно. Мысли, которые имеют законченный характер, необходимо зафиксировать сразу.

9.         Очень важно при конспектировании определить те основные положения, которые доказываются или подтверждаются излагаемыми фактами.

10.         Зафиксируйте группу основных фактов, которые участвуют в системе доказательства теоретического положения. Причем все факты можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • Факты – события
  • Факты – явления
  • Факты – процессы

По содержательному признаку факты можно подразделить на:

  • главные
  • неглавные

11.         Для того чтобы конспектирование было эффективным и приводило к усвоению материала:

  • необходимо установить причинно-следственные связи между излагаемыми фактами;
  • сложные исторические факты разбить на более простые и элементарные.

12.         Помните, что отобранные факты должны отображать и подкреплять теоретические положения, которые составляют основу излагаемого в параграфе материала.

13.         Количество фактов должно быть достаточным для иллюстрации теоретических положений.

14.         Поняв логику изложения материала параграфа, самостоятельно сформулируйте выводы отдельно по каждому пункту плана и по всему материалу. Вывод может быть трех видов:

  • краткое резюме
  • вывод – сопоставление
  • оценочный вывод.

Для того чтобы материал параграфа был изучен более глубоко, можно осуществить следующие дополнительные действия:

1.         Выпишите определения понятий, которые фигурируют в параграфе.

2.           Хронологический материал занесите в хронологическую таблицу.

3.         Цифровую информацию преобразуйте в график, статистическую

таблицу, диаграмму.

4.         По атласу или географической карте проследите географию событий.

5.          Придумайте заголовки к пунктам составленного вами плана.

                                             

                                          ГЛАВА III. РЕФЕРАТ

3.1. Определение реферата

Реферат – разновидность самостоятельного творческого задания, выполняемого на основе изучения и анализа научной литературы и в некоторых случаях иных источников информации.

В процессе подготовки реферата учащийся знакомится со всей доступной учебной и исследовательской литературой, усваивает материал, значительно превышающий по объем программ изучаемого курса.

В связи с этим к работе над рефератами рекомендуется допускать учащихся, успешно выполняющих учебный план, свободно ориентирующих в изученном материале, интересующихся проблемами истории.

Допускается написание текста от руки: в этом случае объем реферата устанавливается учителем.

Реферат не является обязательным элементом в изучении курса и выполняется исключительно на добровольной основе.

Выбор темы реферата осуществляются учащимися самостоятельно, но, как правило, на основе рекомендательного списка примерных тем, который заранее составляется преподавателем  и утверждается ПЦК общеобразовательных дисциплин  или педагогическом совете.

При написании реферата необходимо использовать разнообразные источники: монографические исследования, научные статьи, словари, справочники. энциклопедии, материалы периодической печати и т. д.; их количество в каждом случае может варьироваться, но. как правило, должно составлять не менее десяти наименований.

3.2. Структура реферата

Структура реферата включает титульный лист, план, введение, основную часть, заключение, список используемой литературы и источников. При наличии приложений их помещают после заключения.

Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. (см. прил. 1)

Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект и предмет рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

Заключительная часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата. В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы: таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок.

Все приведенные в тексте шифровые данные, цитаты и заимствованные суждения должны быть подтверждены ссылкой на источники.

Основные этапы написания реферата и формы контроля указаны в Приложении 2.

                       3.3. Цель написания реферата

Целью написания рефератов является:

  • привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);
  • привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;
  • приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;
  • выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.

Требования к содержанию реферата.

  • материал, использованный в реферате, должен относиться строго к выбранной теме;
  • необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)
  • при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;
  • реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.

3.4. Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению реферата

Объем работы должен быть, как правило, не менее 12 и не более 20 страниц. Работа должна выполняться через одинарный интервал 12 шрифтом. Размеры оставляемых полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы.

Расстояние между названием части реферата или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Фразы, начинающиеся с "красной" строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила: текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

При завершении работы над рефератом преподаватель обязан оформить проверку работы следующим образом. (Приложение 3).


ГЛАВА IV. ПРЕДМЕТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ИСТОРИЯ

4.1.Примерная схема работы с историческими документами

Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1.Документ государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

1.Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)

2. Кто является автором документа?

Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3.Объясните основные/новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

4.Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом.

5.Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6.К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

7.Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.

2.Документы международного характера, договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

1.Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2.Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3.Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.

4.Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

5.Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

6.Какой характер носил этот документ: открытый или секретный – и почему?

7.Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

8.Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.

3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

1.Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2.Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

3.К чему призывает и что осуждает автор документа?

4.Интересы какого слоя населения он выражает?

5.Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

6.Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?

7. Дайте историческую оценку документу.

4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

1.Какие исторические факты излагаются в документе?

2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

3.Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления.

4.Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

5.По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

6.В чем позиция автора совпадает/не совпадает с современной точкой зрения на происходящее? Чем это совпадение/ несовпадение можно объяснить?

7.Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.

5. Документы личностного характера, мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев

1.Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

2.Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3.Чем вы объясните именно такое отношение         автора к событиям? Подтвердите свои рассуждения! текстом источника.

4.В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

5.Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

6.Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора этого документа?

6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира крылатые выражения и пр.

1.Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

2.По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения. Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху...

3.Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?

4.Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

5.К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился?

        

4.2. Как работать с первоисточниками по истории

Каждый исторический источник – надежная основа достоверности исторических знаний. Изучение исторических источников позволяет выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений. При работе с подобным материалом помните, что здесь недостаточно ограничиться лишь беглым ознакомлением, просмотром текста, необходимо его основательное изучение.

Вот несколько конкретных рекомендаций, которые помогут организации Вашей работы с предложенным текстом:

1.   Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, просмотрите текст, обратите внимание на дату написания, реконструируйте    историческую    ситуацию,    определите    причины, побудившие автора написать работу).

2.    Внимательно    прочтите   текст,   разделите   текст   на   законченные смысловые части.

3.    Проанализируйте   каждую   смысловую   часть,   выделите   основные положения, идеи автора, а также его аргументацию:

  • определите   сущность   проблемы,   которая   рассматривается в документе, изложите взгляды, позицию автора;
  • сравнивая различные документы, выявите различие в позициях, взглядах, настроениях участников;
  • выявите причины изучаемого события, восстановите его ход;
  • проанализируйте мотивы  поступков его участников  пли мотив написания документа;
  • воссоздайте политический и нравственный      портрет участников событий.

4.   Еще  раз просмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.  На его основе

подготовьте тезисы пли конспект. Оформите соответствующие записи в тетради. Тезисы составляются на основе развернутого плана и в краткой утвердительной форме раскрывают основное содержание источника.

5.  Конспективная форма записи требует  не только фиксации наиболее важных    положений    источника,    но    и    приведения    необходимых  рассуждений, доказательств.

4.3. Диспут на учебном занятии по истории

Урок-диспут. Обсуждается личность Петра Великого. Студентам предстоит ответить на вопрос: согласны ли Вы с тем, что в политике гений обычно бывает злодеем?

В ходе обсуждения учащиеся демонстрируют знание исторической эпохи, умение аргументировать и обобщать. Студенты оттачивают свою речь, мышление, учатся слушать друг друга, уважать иное мнение.

В результате дискуссии в сознании ребят создается образ исторической личности, гениальной, неординарной, неоднозначной. Перед глазами учащихся человек, испытавший взлеты и падения, добившийся побед и совершавший ошибки, страдавший и каявшийся.

На таких занятиях формируется уважение к исторической личности, желание понять ее, вырабатывается понимание того, что нельзя судить личность, рассматривать исторического деятеля в отрыве от времени, в котором он жил.

Мы помним то время, когда в учебниках имена исторических деятелей лишь упоминались, а то и просто замалчивались. Нас пытались убедить, что историю творят народ, пресловутые «массы»... Чувствуя, что это не совсем так, мы старались дополнить учебники своими рассказами о людях, украсивших историю, оказавших влияние на ее развитие.

Теперь многое изменилось. Появились новые книги об исторических деятелях, извлечены из забвения многие имена, оживают, очеловечиваются «безлюдные» периоды истории. Теперь студентам кое-что известно о Сперанском и Столыпине, Плеханове и Троцком. Но в учебниках о роли этих людей нередко написано тенденциозно. К тому же из учебных книг исчезли иллюстрации и портреты. Скоро дойдет до того что ученики не узнают Пушкина и Суворова, как уже сейчас не узнают Багратиона и Нахимова, Грибоедова и Чехова.

Существует множество приемов изучения роли исторической личности на уроках, но положительный результат они дают, если применяются в системе. Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности учащихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. Понятно, что необходимо отойти от односторонних суждений об исторических деятелях.

Для решения этой задачи я обычно использую такую форму урока, как диспут. Вот перечень тем для диспута:

  1. «Белое движение начиналось почти что святыми, а кончилось почти что разбойниками».
  2. Великие революции выдвигают великих людей об Ульянове Ленине.
  3. «Не зная никакого бога, я сделал Человека предметом своего поклонения (о роли личности в истории).

Вот круг заданий и вопросов, обсуждавшихся во время диспута о     Наполеоне Бонапарте:

  1. Докажите, что в характере Наполеона Бонапарта противоречия присутствовали с юных лет.
  2. Согласны ли Вы с высказыванием Стендаля: «Жизнь этого человека – гимн величию души» ?
  3. Какие черты характера Наполеона Бонапарта Вам нравятся, а какие – нет? Почему?
  4. Был ли Наполеон великим полководцем?
  5. А.С.Пушкин писал:

Хвала! Он русскому народу Великий жребий указал, И миру вечную свободу. Из мрака ссылки завещал. Согласны ли Вы с этим утверждением?

  1. Его любили и ненавидели. Его мнением пугали ребят  и ставили в пример юным. Почему?
  2. «Мы все глядим в Наполеоны ...». Как Вы понимаете эти слова? Готовясь к диспуту, я перечитала книги Е.В.Тарле «Наполеон» и А.З.Манфреда «Наполеон Бонапарт». Один урок посвятила биографии императора. Он прошел в форме лекции, затем изучали дополнительную литературу о Наполеоне, писали творческие работы. Очень большую помощь в проведении диспута мне оказывают самодельные книги «Характеристики исторических деятелей». В них собраны отрывки из художественной литературы, стихи и высказывания о различных деятелях.

При подготовке к диспуту важны не только выбор темы и составление вопросов, но и подготовка учащихся к диспуту. Их необходимо познакомить с эпохой, в которой жил герой диспута. Эта задача решается благодаря проведению системы уроков или специальной лекции, просмотра учебного кинофильма. Учащиеся знакомятся с рекомендуемой литературой, пишут творческие работы. Подбираются иллюстрации.

Не следует поощрять выступления по заранее написанным конспектам. Полезно познакомить студентов со следующей памяткой (Приложение  4).

Ведущим диспута чаще всего бывает преподаватель, но эту роль может сыграть и подготовленный студент.

Вмешательство преподавателя в спор должно быть тактичным. Не следует навязывать свою точку зрения; он  направляет дискуссию, помогает делать выводы, иногда заостряет проблему.

В заключение урока важно поощрять студента, при необходимости вычленить главные итоги спора.


Приложение 1

Пример оформления титульного листа реферата

ГБОУ СПО «Сочинский колледж поликультурного образования»

Краснодарского края

Реферат

по дисциплине «История»

Социальная политика

президента Ф.Миттерана

     

                           Работу выполнил(а)

                         студент(ка)

                           Лукашова О.О.

                           II курс, группа 10 НК

                           Научный руководитель:

                           преподаватель истории и

                              обществознания  

                             

                                                                                                                                    Шевцова О.Н.

                                                            Сочи, 2012


Приложение 2

Основные этапы написания реферата и формы контроля

Наименование этапа

Длительность* (нед.)

Форма контроля

Результат контроля

Получение задания на реферат

1

Согласование темы реферата.

Допуск к поиску литературы.

Поиск литературных источников. Составление списка литературы.

1

Проверка соответствия найденной литературы теме реферата.

Допуск к обработке литературы.

Тщательное изучение и анализ литературы. Реферирование первоисточников. Составление плана реферата.

2

Проверка плана на предмет логичности и последовательности изложения материала.

Допуск к написанию содержательной части реферата.

Написание и оформление реферата. Написание аннотации к реферату.

2

Проверка оформления и стиля изложения материала реферата.

Допуск к подготовке презентации.

Создание презентации по материалам реферата и написание текста выступления

1

Проверка соответствия презентации материалу реферата.

Допуск к защите реферата.

Защита реферата.

1

Публичное выступление перед аудиторией в присутствии преподавателя.

Оценка за доклад.

*Указаны примерные сроки выполнения каждого этапа. Сроки выполнения реферата назначаются преподавателем, желательно не отводить на написание реферата более 8 недель.


Приложение 3

Отзыв преподавателя о реферате

ГБОУ СПО «Сочинский колледж поликультурного образования»

Краснодарского края

ОТ3ЫВ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

о реферате

Студент_______________________________________________________________________

                                                                                         (Фамилия, И., О.)

Отделение ____________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________________

Преподаватель_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

(Фамилия, И., О., место работы, должность)

Тема:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА РЕФЕРАТА

№ п/п

Показатели

Оценка

5

4

3

0*

1.

Правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.)

2.

Соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста)

3.

Соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы

4.

Постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение

5.

Логичность и последовательность в изложении материала

6.

Способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой

7.

Объем исследованной литературы и других источников информации

8.

Владение иностранными языками, использование иностранных источников

9.

Научность реферативного исследования

10.

Способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса

11.

Умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели

12.

Владение исследовательскими навыками

13.

Самостоятельность исследования

14.

Навыки планирования и управления временем при выполнении работы

15.

Обоснованность выводов

16

Наличие авторской аннотации к реферату

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

* - не оценивается (трудно оцепить)

Отмеченные достоинства________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отмеченные недостатки_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподаватель_______________________________________________

                                                                                   (Подпись)

Дата                    «____»__________________20____г.


Приложение 4

Памятка для студентов «Законы диспута»

                                 Законы диспута

  • «Каждый – активный участник спора.
  • Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
  • Не перебивай товарища!
  • Высмеивать чужое мнение недопустимо!
  • Относись к товарищам с уважением, даже если ты не согласен с их мнением.
  • Не обижайся, если твое мнение осталось без поддержки.
  • Спорь честно, искренне, не искажай слов и мыслей своих оппонентов.
  • Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Заканчивая выступление, подведи итоги, сделай вывод».


                                  ЛИТЕРАТУРА

1.   Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М.: 1970.

2.   Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М.: ЛОГОС, 2003. -280 с.

3.   Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972.

4.   Колесникова Н.И. Учебное пособие по развитию навыков письменной речи Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2002

5.   Общее языкознание: формы существования, функции, история языка./ Под ред. Б. А. Серебренникова. - М.: «Наука», 1970. - 597

6.   Павлова В. П. Обучение конспектированию. Изд. 3-е, испр. М., 1989

7.  Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608с.

8.   Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое  руководство для всех    кто  пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. - 3-е изд. - М.: ИНФРА. 2000. 127 с.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по теме "Microsoft Word"

Методические указания предназначены для студентов 1 курса, изучающих дисциплину «Информатика и ИКТ». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методиче...

Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)

    Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению  текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической.      Первая...

Организация педагогической практики пробных уроков - 1 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, С.Г. Питкевич)

          В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (I этап). Студенты педколледжа, обучающиеся...

Организация педагогической практики пробных уроков - 2 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, Н.П. Клещеногова)

        В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (II этап). Студенты педколледжа, обучающиеся по сп...

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...