Причины проявления неадекватных поведенческих реакций у детей с умственной отсталостью
консультация на тему

Светличная Мария Леонидовна

Почему дети с ограниченными возможностями здоровья проявляют неадекватные поведенческие реакции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Причины проявления неадекватных поведенческих реакций у детей с умственной отсталостью – агрессия, девиантное поведение, суицидальные попытки и т.д. – индикатор микроклимата в школьном коллективе

    Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. Причём изменения поведения зачастую являются первыми признаками врождённого слабоумия.

        По мнению М.С. Певзнер (1959)  происхождение  нарушенного  поведения у разных детей  с  умственной  отсталостью  различно.  При  одной из  форм олигофрении   нарушение поведения  определяются  недоразвитием  познавательной  деятельности, при ней  изменения  поведения  возникают  только  в  той  ситуации,  которая олигофрену  непонятна  полностью. При  другой  форме олигофрении  нарушения  поведения  тесно   связаны с  имеющимся  грубым  недоразвитием  всей  личности. Она  так  же  полагает, что  у умственно  отсталых детей из-за замедленного  развития  психики  при формировании  поведения  усиливается  роль  влечений.

   Большое  значение  в  оформлении типа  отклоняющегося  поведения,  особенно у легко  умственно отсталых,  придают  социальной  среде, внушению, угрозам, имитации  поступков  окружающих  лиц, особенностям  социальной  адаптации  умственно  отсталого.

Виды   поведенческих  расстройств.

 6.1.  Побеги из дома (интерната)  и бродяжничество.

Побеги  из дома и  интерната  чаще, чем  нормально развивающиеся,   совершают  интеллектуально  неполноценные  дети  и  подростки.  Уходы  их  не  обдуманы,  не  планируются  и  не  готовятся, нередко совершаются  под  давлением  сверстников  и  старших.  Значительно   чаще,  чем  нормальные  дети, они  ночуют  в  подвалах,  на  чердаках,  на  вокзалах. Они  подвергают себя  опасности, не  способны  себя  обеспечить  едой,  без  достаточных оснований доверяют  незнакомым людям.  Почувствовав  полную  свободу,  они  совершают  кражи, занимаются  попрошайничеством, употребляя  алкогольные  напитки,  выкуривая  десятки  выброшенных  недокуренных  сигарет,  приобщаясь  к наркотикам и криминальным  группировкам.

  Основные  причины  побегов  из дома:

- неблагополучная  семья,  когда  родители  или  один  из  них злоупотребляя   алкогольными  напитками, постоянно   проявляют  агрессию  по  отношению  к ребенку, избивая   его  и унижая его  достоинство;

- ребенок испытывает  психологический  пресс  как  основной  метод  в  воспитании  ребенка.  Испытывая  постоянное  давление  со  стороны  взрослых,  запрещающих  им  многое, подростки  отвечают  на это негативной  реакцией  - « реакцией  протеста»  и  совершают  «побеги  из  дома»  в  поисках  свободы  и независимости;

- побег вследствие  сексуального  насилия  или  домогательства;

- повышенная  требовательность и строгость  учителей;

- материально-  неблагополучная  семья, в  которой  ребенок  чувствует  себя  «голодным  и  холодным»;

- побег вследствие   совершения  подростком  правонарушения  или  преступления  как  попытка   уйти  от законного  воздействия;

- побег вследствие  поиска  новых  развлечений и   впечатлений;

-побег  вследствие  безнадзорности;

- побег обусловленный  умственной  неполноценностью  ребенка, легко  попадающего  под  отрицательное   влияние   асоциальных  лиц.

   

    6.2. Агрессия.

    Агрессия   к  родителям,  воспитателям,  сверстникам   умственно  отсталых  детей,  как  правило,  необычно  жестока,   нападения  или  драки   совершаются  без   достаточного  понимания  опасных  последствий   наносимых    повреждений. Наряду с физической  агрессией  отмечается  и  вербальная  агрессия.  Часто  их  агрессивное  поведение – прямое повторение того,  что дети  сами  испытывают  от других  людей.   Упрочению  этого поведения   способствует  негативный  пример  родителей, старших  ребят   в  интернате  или  школе.

Стоит отметить, что проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Генезис же этих проявлений у подростков с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками) и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. В цепочке взаимодействующих внешних факторов, приводящих к нарушенным поведенческим реакциям, большое значение имеет эмоционально-волевой. Регулятором поступков и деятельности являются сиюминутные желания, стремление к немедленному удовлетворению эгоистических потребностей.

Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент, форма олигофрении. Эти внутренние факторы создают тот неблагоприятный фон, который делает умственно отсталого школьника особенно подверженным воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Особенно ярко агрессивное поведение как проявление неприспособленности ребенка к социальной среде проявляется в возрасте от 11 до 14 лет.

     Основным проявлением агрессии у детей является желание ударить другого ребенка, обозвать его или забрать у него игрушку. Дети с агрессивным поведением часто провоцируют других детей на драки, а взрослых выводят из состояния душевного равновесия. Очень часто агрессивные дети «ершистые» и найти к ним подход трудно.

Агрессивные дети очень редко признают свои ошибки, отказываются соблюдать правила, они могут быть мстительными. Еще одним признаком наличия агрессии у ребенка являются вспышки гневной реакции на действия окружающих, которые ребенку не пришлись по нраву.

  6.3. Аутоагрессия

 

Аутоагрессия возникает в ответ   на  обиды,  наказания  и  другие   конфликты  со взрослыми  или  старшими  детьми.  Дети  бьют  себя  по  голове, царапают  лицо  и   тело,  наносят  на   кожу  порезы,  рвут  волосы.  В  дальнейшем  эти  действия  повторяются  при  любых   встретившихся   трудностях.  Аутоагрессия   чаще  наблюдается  у  девочек,  чем  у  мальчиков.

  1. Повышенная  аффекивная  возбудимость.

Симптомами повышенной нервной возбудимости являются – нарушения движений глазных яблок, несимметричность мышц лица, плохая ориентация во времени и пространстве, неловкость и несобранность. Повышенная нервная возбудимость обычно развивается, если человек подвержен частым стрессам, недосыпу, раздражению и нервозности. Все это может выражаться в частых конфликтных ситуациях с окружающими людьми. Происходит складывание замкнутого круга: недосыпание – раздражение – нервные стрессы – бессонница.Встречается  у 11,8%   всех  детей с  умственной  отсталостью, обычно сочетается   с проявлениями   общей   психомоторной   расторможенности.  Часто возникающие  по  незначительному  поводу   или  без  видимой  причины   вспышки  аффекта  проявляются  разрушительными  действиями,  грубостью,  необдуманными  поступками.  Аффективные  разряды  у  детей   нередко  предшествуют  их  агрессивности.  Обычно  с  возрастом   число  ребят  с  этим  нарушением   поведения   не  увеличивается.

 

  1. Грубость.

    Грубость, как  правило возникающая   на  фоне аффективной  неустойчивости, раздражительности,  выражается в  дерзких  оскорбительных   и  иногда   нецензурных  ответах   старшим  на  их  справедливые  замечания  или просьбы. Нередко  это  стереотипные   примитивные   штампы,  часто  повторяемых  ругательств,  которые    выкрикиваются   каждый раз   в  состоянии   раздражения,   разочарования.  Чаще  проявляют  грубость   старшие  дети  и  подростки.

  1. Недисциплинированность.

Недисциплинированность  проявляется   либо  непослушанием,  упрямством,  либо  постоянным  отказом  от  выполнения    любых  поручений,  просьб  и  нежеланием   обслуживать  себя.

  1. Отказ  от  обучения.

Первоначально  детьми  не  выполняются  домашние, школьные  задания, затем появляется  тенденция  избегать  под  благовидными  предлогами  посещения  уроков, а  в  дальнейшем  и  полное  игнорирование  школьных  занятий.  В  старшем  возрасте  такое  поведение  распространено  больше.  Среди  детей,  отказывающихся  от  посещения  школы,  преобладают  мальчики.

  1. Параустическое  поведение.

Параустическое  поведение  -  своеобразное  стойкое  дивиантное  поведение.  Характерная  особенность  этого  состояния  -  снижение  активности, отсутствие  побуждений   даже  к  элементарным  видам  деятельности, выраженная интравертированность,  формальное  общение  с   окружающими  лицами, общая  или    избирательная  потеря  контактов  (преимущественно  речевых)  пассивный  протест  (негативизм),  сопровождающийся  гримасами.   Ограничение представлений, недостаточность  чувственной  насыщенности.  Отсутствие  эмоциональных   реакций  при  общении  с  окружающими  сочетается  с эпизодически   возникающим  состоянием  двигательного  возбуждения,  развязным и  дурашливым   поведением. Развивается  это  состояние  у  умственно  отсталых  детей, имеющих  эмоциональную  и  коммуникативную  недостаточность.  Этот  синдром  снижает  возможности  приобретения  знаний, увеличивает  интеллектуальную  и  речевую  недостаточность

  1. Дисфорическое  расстройство  поведения.

    Дисфорическое  расстройство  поведения характеризуется  почти  постоянным  эмоциональным  напряжением  с  нарастающей  раздражительностью,  тревожным  беспокойством,  капризной  плаксивостью  или  хмурым  недовольством.  Замечания, несогласия,   требования  взрослых  или  конфликты с  детьми  могут  привести  к  разрядке  накапливающегося  напряжения  в  форме  бурных  аффективных  вспышек   с  разрушительными  действиями  или  агрессией.

   6.10.  Неустойчивое   расстройство  поведения.

     Неустойчивое  расстройство  поведения  отличается  отсутствием  устойчивых  мотивов  поведения,  повышенной  внушаемостью,  выраженной  зависимостью  настроения  от  внешних  влияний.  Отсутствие  самостоятельности  и  инициативы,  повышенная  внушаемость  приводят, как  правило,   к  антиобщественным  формам  поведения: бродяжничеству, алкоголизации,  воровству, раннему  началу  половой  жизни,  возникающим  главным  образом  по  механизму  имитации.

  1. Патологически  измененные  влечения.

- игромания

- алкоголизм

- токсикомания и т.д.

     Патологически  измененные  влечения  обнаруживаются  у  21,3%  выпускников  вспомогательной  школы.  В  популяции  умственно отсталых  детей  наиболее  часто  выявляются  агрессивные  садистические  проявления (1.3%).  Другие  патологически  измененные  влечения, клептомания  и пиромания,  встречаются  реже.

  1. Воровство.

       Воровство  у  мальчиков  отмечается  в два  раза  чаще, чем  у  девочек.  С  возрастом  количество  детей,  берущих  чужие  вещи,  возрастает  вдвое.   Меняется   и  характер  краж.  Старшие  воруют  более  ценные  вещи  и  делают  это  нередко   совместно  с  другими. Умственно отсталые  дети  первоначально  выполняют  пассивную  роль,  поддаваясь  уговорам  старших.  В  дальнейшем  некоторые  подростки  сами  пытаются  «организовать» младших  на  ограбление  киосков,  пустующих дач  или  других объектов.  Как  правило,  в  процессе  любого  воровства  или  грабежа  умственно отсталые  берут  малоценные  безделушки, а  не  дорогостоящие  вещи.  Они  не  могут  распорядиться  попавшими  в их  руки  вещами, бросают, выменивают  с  убытком  или  отдают  случайным людям.

   6.13 Активное,  не  соответствующее  возрасту  сексуальное  поведение.

     Подростковый  возраст  характеризуется  выраженными  изменениями  в  психофизическом  развитии ребенка.  Физические  изменения  характеризуются   резким  «рывком  роста»  и  бурным  формированием   внутренних  половых  органов и  наружных  гениталий.

   Реакция  «рывок  роста»    наблюдается  у  девочек  в  возрасте  11-12  лет, у  мальчиков в 13-15 лет  и  обусловлена усиленной  продукцией  половых  гормонов.  Именно  нарастающая  выработка  гормонов  в  период полового  созревания  и способствует   пробуждению  сексуальных  ощущений,  как  у  мальчиков,  так и у девочек.

   Активное,  не соответствующее  возрасту,  сексуальное  поведение   наблюдается  у умственно  отсталых  девочек  в  полтора  раза  чаще,  чем  у  мальчиков. Сексуальная  активность у  девочек  начинается  раньше, чем  у  мальчиков.  Девочек  младшего  школьного  возраста  с  сексуальным  распущенным  поведением   поступает  в психиатрическую  больницу  в три  раза  больше, чем  мальчиков.  Это  девочки,  мастурбирующие,  обнажающиеся,  стремящиеся  к  лицам  противоположного  пола  в  состоянии  сексуального  возбуждения,  рассказывающие о своем  сексуальном  опыте  или   забирающиеся  в  постели  к  другим  девочкам. В  подавляющем  большинстве   случаев  они сами  в  прошлом  подвергались  совращению.   Преходящий  подростковый  гомосексуализм  обычно  обуславливается  ситуацией. Часто  он  проявляется  в  закрытых   учебных  заведениях. У  младших  подростков  эта  девиация  может  обуславливаться  совращением,  развращением,  подражанием  и  принуждением. Эта девиация  чаще  обнаруживается у  подростков   мужского  пола,  чем  у  женского.  Возможность  возникновения  преходящего  гомосексуализма  объясняется  недостаточной  зрелостью  полового  влечения.  При  преждевременном  половом   развитии  в  одних  случаях  возникают  аффективные  расстройства, в  других – нарушения  поведения (претензиозность,  вспыльчивость,  агрессивность),  расстройство  сексуального  влечения.

   При  задержанном  половом  развитии  может  появиться  медлительность,  несобранность,  неуклюжесть, неуверенность,  вялость, импульсивность  и  трудности  приспособления  к  новой  ситуации.  В  связи   с нередко  возникающими   трудностями  в усвоении  учебного  материала  и  требованиями  педагогов  могут  возникнуть  отказы  от учебы, протесты,  агрессия.

Наличие    последствий  ранней  сексуальной  активности   подростка  приводит    к   психологическому  «  надрыву»  всех  сторон  его  личности,   развитию   различных  видов     функциональных  расстройств  в  центральной  нервной  системе.

   6.14 Суицидальные попытки.

     Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.

Основные  предпосылки, ведущие к возникновению суицида:

1.        Социальная апатия.

Незаинтересованность общества в личности, в свою очередь, ведет к разочарованию личности в обществе. Личность чувствует себя ненужной и невостребованной.

2.        Снижение ценности человеческой жизни.

Естественно, что, чем больше альтруизма в обществе, тем более востребованным чувствует себя человек, но, если уровень его субъективной самооценки выше того, что может предложить ему социум, появляется желание сменить его (социум), но за неимением такой возможности остается выход в аддукцию (саморазрушение).

3.        Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования

творческой и витальной активности.

Злоупотребление алкоголем и суицидальное поведение имеют общий источник - невостребованность личностных потенций человека, ощущение собственной несостоятельности, ненужности.

Основные мотивы суицидального поведения у подростков:

  1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
  2. переживание обиды, одиночества, непонимания;
  3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;      
  4. чувство мести, злобы, протеста;
  5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
  6. страх наказания;
  7. избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.

Рассмотренные  расстройства  поведения  и  личности  у  умственно отсталых  детей   помогут  педагогам в  их  повседневной   деятельности.  С  целью  предупреждения  антиправовых  действий  и  асоциальных  поступков лиц  с  умственной отсталостью   легкой  степени, а  также  для  своевременного  проведения   медицинских  мероприятий  и психолого- педагогической  коррекции, специалистам  при  общении с  такими  детьми  и  подростками  необходимо  обращать внимание на их  личностные  особенности  и  особенности  их  поведения.


ЛИТЕРАТУРА.

Абушева  З.Ф. с сотр. Анализ  адаптационных  возможностей  учеников  вспомогательных  школ  с  нарушениями  поведения  М. 1989г.

Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А.  Интеллектуальные  нарушения.  М. 2004г.

 Гурьева  В.А. Систематика  психогенно-травматизирующих  факторов  М. 2001

 Гурьева В.А.,Гиндикин В.Я.  Психопатология  подросткового  возраста. ТГУ  1994

Еникеева Д.Д.  Пограничные  состояния  у  детей  и  подростков. М.1998

Запрягаев Г.Г  Психологическая  характеристика умственно отсталых  подростков  с  трудностями  поведения.  М 1986

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и  подростков. С-П. 2004

Исаев Д.Н,Микиртумов Б.Е  К систематике психопатоподобных  расстройств  у детей  и  подростков   с общим  психическим  недоразвитием .М 1978

Кебриков О.В. Клиническая динамика  психопатий и неврозов.Актовая речь. М.1962

 Певзнер М.С.  Дети олигофрены  1959  

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины проявления неадекватных поведенческих реакций у детей – агрессия, девиантное поведение, суицидальные попытки и т.д. – индикатор микроклимата в школьном коллективе.

Слайд 2

Виды поведенческих расстройств Побеги из дома (интерната) и бродяжничество Агрессия, аутоагрессия Повышенная аффективная возбудимость Грубость, недисциплинированность, отказ от обучения Параустическое поведение Дисфорическое расстройство поведения Неустойчивое расстройство поведения Патологически измененные влечения Воровство Активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение Суицидальные попытки.

Слайд 3

1. Побеги из дома (интерната) и бродяжничество Основные причины побегов: - неблагополучная семья , в которой ребенок чувствует себя «голодным и холодным» ; - ребенок испытывает психологический пресс как основной метод в воспитании ребенка; - побег вследствие сексуального насилия или домогательства; - повышенная требовательность и строгость учителей; - побег вследствие совершения подростком правонарушения или преступления как попытка уйти от законного воздействия; - побег вследствие поиска новых развлечений и впечатлений; -побег вследствие безнадзорности; - побег обусловленный умственной неполноценностью ребенка, легко попадающего под отрицательное влияние асоциальных лиц.

Слайд 4

2. Агрессия, аутоагрессия Агрессия – направленные действия, с целью причинения вреда окружающим. Аутоагрессия – осознанное или неосознанное причинение себе вреда в физической и психической сферах.

Слайд 5

3. Повышенная аффективная возбудимость. Развивается , если человек подвержен частым стрессам, недосыпу, раздражению и нервозности.

Слайд 6

4. Грубость, недисциплинированность, отказ от обучения Дерзкие, оскорбительные и иногда нецензурные ответы Упрямство Непослушание Прогулы уроков

Слайд 7

5. Параустическое поведение - это своеобразное стойкое девиантное поведение. Снижение активности Отсутствие побуждений Формальное общение с окружающими Общая или избирательная потеря контактов Пассивный протест

Слайд 8

6. Дисфорическое расстройство поведения характеризуется почти постоянным эмоциональным напряжением с нарастающей раздражительностью, тревожным беспокойством, капризной плаксивостью или хмурым недовольством.

Слайд 9

7. Неустойчивое расстройство поведения Отсутствие устойчивых мотивов поведения Повышенная внушаемость Зависимость настроения от внешнего влияния

Слайд 10

8. Патологические измененные влечения Игромания Алкоголизм Токсикомания и т.д.

Слайд 11

9. Воровство т айное хищение чужого имущества

Слайд 12

10. Активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение преждевременное психосексуальное развитие; повышение сексуального влечения; патология полоролевого поведения; нарушения половой аутоидентификации ; нарушение психосексуальных ориентации.

Слайд 13

11. Суицидальные попытки суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь); переживание обиды, одиночества, непонимания; любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность; чувство мести, злобы, протеста; подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам; страх наказания; избежание трудных ситуаций;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...

дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература

Дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература...

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»

В статье описано понятие коммуникативной компетенции,  структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....

Презентация на тему«ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность дестру...

«ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность дестру...

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"

Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...