"Формирование и развитие основных компетенций на уроке истории".
статья на тему

виды компетенций, методы формирования, из опыта работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii_nxpowerlite.docx84.14 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с.Преполовенка

муниципального района Безенчукский  Самарской области

Тема: «Формирование и развитие основных компетенций на уроке истории.»

Автор:  Шашкова Алла Геннадьевна

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ с. Преполовенка

м.р. Безенчукский Самарской области

                

2014 г.

План.

1.Введение.

2.Понятие компетенции.

3.Виды компетенций.

4. Методы формирования и развития компетенций.

5.Заключение.

6. Приложение.

7.Список используемой литературы.

1.

Взаимосвязь человека, природы и общества приводит к тому, что любые изменения в любой из этих категорий, влекут за собой изменение других.

Деятельность человека на протяжении многих веков, приводит к истощению природных ресурсов, изменения климата на всей планете. С каждым годом все труднее находить средства для все возрастающих потребностей человека. Современное общество озадачено решением этой проблемы. Наше государство не исключение. Правительством РФ был объявлен курс на переход от «сырьевой» экономики, с преобладанием доходов государства от добычи полезных ископаемых, к - «производящей», с развитой перерабатывающей промышленностью. Эта сложная задача требует качественно- новых, подготовленных кадров, подготовки всех членов общества к жизни в новых условиях.

В статьях закона об образовании ясно прослеживается ориентация системы образования на запросы меняющегося общества.

Статья 14. («Закона об образовании») Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Главное изменение современного общества, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает.

Развитие процессов информатизации— создает условия для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний.

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

Поэтому концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования, и предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения.

«Федеральные государственные образовательные стандарты- один из основных инструментов реализаций конституционных гарантий прав человека и гражданина на образование». Ст.43 Конституции РФ. В настоящее время в РФ действуют два стандарта общего образования:

- «переходный» от 05.03.2004г., Э.Д. Днепрова;

- «ФГОС второго поколения» от 22.12.2009г; А.М. Кондакова.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека.

                                                           

2.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

  •  Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» . То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть целый веер – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).

    Мы называем компетенции
    метапредметными, что означает «запредметные» или «допредметные», имея в виду то, что они носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов и лишь в ходе разработки проектов обучения какому-либо из этих предметов конкретизируются в программе и в учебном материале.

    Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям.
    Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. 
    Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.

    Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а также при проектировании учебников и учебного процесса.

3.

Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются
три уровня:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Например, ключевые учебно-познавательные компетенции находят свое воплощение в общепредметной рефлексивной компетенции, а затем в такой предметной компетенции по истории, как способность выделять в любом историческом событии борьбу интересов различных сторон.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку
компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

-
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

-
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

-
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
-  
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
-
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

-
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Можно сформулировать основные, базовые компетенции следующим образом:

-информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы);

-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

         - самоорганизация  (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

-самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

4.

А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Какие же способы организации образовательного процесса помогут педагогу в процессах формирования и развития ключевых компетенций? Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, обратимся к понятию об образовательной технолог Образовательная технология, в современном понимании – это совокупность специальных форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, выстроенная в определенной последовательности, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых дидактических принципов, направленная на достижение конкретного результата обучения [1]. Технология – это система, охватывающая все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства.ии.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.  Чего мы хотим от обучаемых. На основе этого формулируются цели, далее конструируется содержание, выстраивается последовательность действий субъектов, определяется образовательный (сочетание форм, методов и средств обучения) и контрольный инструментарий.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:

- название компетенции;
- тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
- круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
- смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
- знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
- способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
- индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников, в том числе и в измерителях уровня их креативной подготовленности.

Формирование ценностно-смысловой компетенции

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

- Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам  понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

- Иногда  учитель предоставляет ученикам  самостоятельно изучить  параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

- Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

- Предлагает ученикам вопросы, ответы на которые встречаются в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания по предмету, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

Формирование общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

- для формирования грамотной, логически верной речи используются  устные  задания на грамотное произношение и употребление имен, терминов, географических названий и др.;

- во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников;

-  использовать задания с информационно – познавательной  направленностью;

- практиковать задавать для домашней работы  составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Формирование учебно-познавательной компетенции

- Особенно эффективно данный вид компетентности   развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини -исследований на основе изучения материала.

- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

-  При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

Формирование информационной компетенции

Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:

- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения понятиям, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…,  в космонавтике модуль – это… и т.д.

- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

- Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

-  предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;

- использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.

Формирование коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

- использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

- сдача различных устных зачетов.

Формирование социально-трудовой компетенции

Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:

- контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций;

- задания социально-трудового характера;

- проведение различных исследований;

- составление тестов самими учащимися.

Формирование компетенции личного самосовершенствования

- С целью формирования данной компетенции, учителем применяется такой вид деятельности на уроках истории и обществознания, как решение задач с «лишними данными».

- С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполненных заданий. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий.

 В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

- С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

5

     Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата в “Стратегии модернизации образования” рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах.


 


Приложение.

В моей работе, большую помощь в формировании и развитии компетенций оказывает использование следующей системы приемов

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • игровые технологии
  • метод проектов
  • метод обучения в сотрудничестве
  • дифференцированный подход в обучении
  • тестовые технологии
  • информационные технологии

1.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Доказано, что развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности уч., решения ими проблемных задач.

Одной из уникальных форм, позволяющей сделать интересной и увлекательной работу уч., является ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. Игра поможет развить умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Во время такой деятельности складывается и совершенствуется самостоятельное управление ученика личностно- оценочным поведением.

В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком.

ФУНКЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Развлекательная: пробудить интерес к изучаемому материалу

-коммуникативная: освоение диалектики общения

-самореализация: проявление личностных качеств

-диагностическая: самопознание

-межнациональные коммуникации. Усвоение единых для всех людей социокультурные ценности

-социализация. Усвоение норм человеческого общежития

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕТНАЦИИ:

-дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению уч. Материала, позволяет быстро проверить результат.

-развивающая. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизирует развитие мотивационной направленности учеб. Деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

-воспитательная. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля.

КЛАССИФИКАЦИЯ

-для изучение нового материала

-для закрепления

-проверки знаний

-обучающие

-релаксационные

-историка- литературные и т.д.

-на основе работы с наглядностью

-на основе практической работы

-на основе устного изложения уч. Мат.

-групповые

-индивидуальные

-парные

-массовые

РЕШАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ

-развитие познавательного интереса к истории

-глубокое усвоение материала

-активизация познавательной деятельности

-создание условий для самовыражения личности

-повышение творческого потенциала учащихся

-разнообразие учебной деятельности

-развитие навыков коммуникации

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-устное изложение-текст

-наглядность

-практическая работа

-ИГРЫ:

«Три предложения» -изложить главное в трех предложениях. Можно записать в тетради. (развивается умение выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и умение составлять план, конспект, развитие речи)

«Чистая доска». Перед объяснением на доске: схема, дата, карта, картина. Во время объяснения, когда готовы ответить на вопрос- он стирается

- «Переводчик» -работа с терминами. Скажи своими словами.

- «оживи картину»

МЕТОДИКА

1.Постановка уч. Игровой задачи.

2.Организация самостоятельной работы.

3.Применение полученных знаний.

ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Логическая взаимосвязь терминов, дат, имен, фраз, фактов.

«АУКЦИОН»

«РЕСТАВРАЦИЯ»

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЯТНАШКИ»

«СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ»

  1. Применение алгоритмов.

              Алгоритм- система работы по строго определенным правилам

-главные понятия ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО.

-все, что изучается имеет ПРИЧИНЫ и ПОСЛЕДСТВИЯ для человека, общества и природы.

-схема человека и общества.  Ч                                                                            О                                      

                                                                                                                                                     С               П                                                                            

                                                                                                                                                      Э                К

                                          Б                                          С

Учащимся легче аргументировать свою позицию опираясь на данные алгоритмы.

ХОД УРОКА

  1. АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ПЛАН.

Например:

Тема урока: «Развитие компетенций»

-что такое компетенция (понятие компетенции);

-виды, формы;

-роль в жизни человека и общества.

- отвечая на поставленный вопрос, приведи аргумент;

Методы и приемы: -индивидуальная(предварительная работа), групповая, фронтальная;

-решение познавательных задач;

-диалог;

-эвристическая беседа;

-составление сравнительно-обобщающей таблицы, характеристики.

-создание образа-символа(словесного эскиза памятник), героев.

Самостоятельная работа: индивидуальная, фронтальная, групповая. Назначение – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления.

3.работа с источником.

-пересказ основной мысли абзаца (развитие речи, логического мышления)

-разделить текст на смысловые части и выделить в них главное короткими, четкими фразами (умение создавать планы: простые, развернутые)

Памятка «Как составить конспект».

-учить выделять признаки чего- либо

-составлять аналитические схемы. (главное – второстепенное, представлять как систему.)

-составление опорных конспектов (заменять текст символами)

-СМИ, иллюстративный материал (рис.-придумать название иллюстрации, сделать описание сюжета, придумать диалог, рассказ по картине, сочинение; диаграммы, схемы

-решение теста

-составление теста, кроссворда, текст с ошибками, оживление картины, иллюстративные работы (презентации)

4.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

-презентации

- исслед. работа. ЭТАПЫ: -подбор литературы-чтение-написание плана-уточнение темы-написание работы-публичное выступление

Выработка целостного взгляда на мир.

МЕТОД ПРОЕКТА

Задачи:

-формирование мировоззрения

-воспитание чувства патриотизма

-выявление творческих способностей

-активная жизненная позиция

Особенность: баланс между академическими знаниями и практическими умениями

ВИДЫ: индивид., парная, групповая.

-Выявляется рабочая группа

-Выбор темы по интересам

-Определить проблему и Предполагаемый результат

-задачи и действия каждого

-сроки

-оформление результата

5.КОНСТРУКТОР УРОКА

1.НАЧАЛО урока.

- «да-нетка»

-экспресс- опрос (по датам, именам, понятиям)

2.НОВЫЙ материал

-постановка привлекательной цели-

-театрализация

-персонификация

-работа в группах

-защита рефератов

-интегрированный урок

- видео урок

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ, обработка умений.

-тесты

-составить таблицу

-работа с документом

-оживление картины

-составление плана

-составление конспекта

-эссе

4. ПОВТОРЕНИЕ.

-тест

-работа с картой

5.КОНТРОЛЬ

-дидактическая игра «пятнашки» по датам,

-тест

-эссе

-рассказ по иллюстрации

5.ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА. Домашнее задание.

- взаимооценка

-самооценка

-составить план ответа

-взять интервью у Петра1

-написать письмо….

-рисунки по понятиям, событиям

-заполнить таблицу-

-характеристику личности

-эссе

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ТЕСТИРОВАНИЯ

Ф.И.

А1

А2

А3

А4

А5

В1

%

оценка

1

Аникин А.

+

+

+

-

-

-

42

3

2

Галепа М.

+

+

+

-

+

+

83

5

3

Ефремов А.

+

-

+

+

-

+

66

4

5

МаршенкоМ.

+

+

+

+

+

+

100

5

6

Смирнова Е.

+

+

-

+

+

+

83

5

7

%

100

80

80

60

60

80

62

Ф.И.

А1

А2

А3

А4

А5

%

оценка

1

Аникин А.

-

+

+

+

+

80

4

2

Галепа М.

+

+

+

+

+

100

5

3

Ефремов А.

+

-

+

+

-

66

4

4

Горбунова Е.

+

+

+

+

-

80

4

5

МаршенкоМ.

+

+

+

+

+

100

5

6

Смирнова Е.

+

+

+

+

+

100

5

7

Шершнев Р.

+

+

+

+

+

100

5

8

КартамышеваТ.

+

+

+

+

-

80

4

9

Трофимова Е.

+

+

+

+

-

80

4

10

Богданчиков Ю.

+

+

+

+

-

80

4

11

Кулагин А.

+

+

+

+

-

80

4

12

Мишин Н.

+

+

+

+

-

80

4

13

Яиков И.

+

+

+

+

-

80

4

14

Анчугов И.

-

+

+

+

-

60

3

15

Блоха А.

-

+

+

+

-

60

3

70

Библиография

  1. История. 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.- сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: «Учитель», 2009г.

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании /И.А. Зимняя.
  2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  3. Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999 - С. 97
  4.  Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2. – С.3-10.
    http://www.eidos.ru/journal/2002/khutorskoy.jpg

Хуторской А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие компенсаторной компетенции на уроках английского языка

Исходя из учебных планов общеобразовательных учреждений, где на овладение иностранным языком выделяется три часа в неделю, мы полагаем, что приоритетным должно стать развитие ...

«Основные подходы к формированию и развитию социальных компетенций на уроках химии»

Выступление на Городском круглом столе «Формирование ключевых компетенций на уроках химии»...

«Формирование и развитие ИКТ-компетенции на уроках французского языка»

Тема охраны окружающей среды сегодня является актуальной как никогда. В то же время, часто подача "экологической проблемы" не является увлекательной, тем более, уже столько всего сказано за последние ...

Компаративистский подход как средство формирования и развития лингвокультурной компетенции на уроках английского языка

В статье исследуется  значение и  способы применения   компаративистского  подхода  в преподавании английского языка как средство повышения мотивации обучающихся к изучае...

Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы

Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы п...