Методика применения средств современных информационных технологий на уроках истории и обществознания.
статья на тему

Атамась Татьяна Вячеславовна

 Выступление на РМО учителей истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Введение.

Задача современного образования – обеспечить такими условиями образовательный процесс, которые будут максимально способствовать становлению и дальнейшему развитию личности учащихся, отвечающей требованиям, которые ставит информационное общество. Особенностью становления и развития информационного общества  является умение работать с информацией. Главной задачей информации является формирование глобального информационного пространства. Среди других, менее глобальных задач информатизации выделяют:

повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий:

применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих  учебной деятельности;

интеграции различных видов деятельности (творческой, исследовательской и т.д.)

адаптация  информационных технологий обучения и индивидуальным особенностям учащихся;

разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности и повышение мотивации учащихся;

обеспечение непрерывности и преемственности  обучения;

разработка информационных технологий дистанционного обучения;

совершенствование методического сопровождения процесса обучения.

Сама информация нередко выступает в роли основного пути модернизации системы образования и общества. Информация требует умелого обращения, как при поиске, хранении, распространении, так и при ее восприятии. Информационно-коммуникационные технологии являются проводниками развития и распространения информационных технологий.

 1. Современные ИКТ в педагогической деятельности и их роль в системе образования

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача преподавателя – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни.

Основой любого учебного курса, а также истории, обществознания и права, являются следующие проблемы:

        1.1. Передача учащимся некоторого объема учебной информации, которая должна быть ими усвоена и послужить основой (фактическим материалом) для формирования учебных умений и навыков.

        Понятно, что процесс передачи информации должен постоянно находиться под контролем, а значит, сопровождаться выстроенной системой обратных связей, позволяющих преподавателю отслеживать то, насколько новая информация воспринимается слушателями, включается в их общетеоретические и практические представления об изучаемых объектах (предметах, явлениях), насколько она является понятной и доходчивой.

        1.2. Создание учебного взаимодействия между учителем и учащимися, а также обеспечения работы учащихся над учебным материалом, в процессе чего должны формироваться базовые учебные компетенции, связанные с формированием учебных умений и навыков. Значение этого процесса для подготовки квалифицированного специалиста трудно переоценить, поскольку речь идет о формировании тех качеств и ценностных норм, которые в дальнейшем обеспечивают профессиональную компетентность.

        1.3. Организация контроля за процессом и результатами обучения, получения адекватных ответов на вопросы, связанных с качеством учебного процесса в целом и отдельных его этапов, а также уровнем, достигаемым учащимися в процессе обучения.

Решение поставленных проблем состоит в применении различных форм и методов информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

        Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей учащихся.

        Такую возможность в современном образовании дает такое устройство, как компьютер. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Он обеспечивает возможность реализовать на уроке следующие направления:

        1) «при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; технологии Power Point);

        2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

        3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

        4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

        5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

        6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.)».

        Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами.


2. Применение интерактивного оборудования на уроках истории

        Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. Одной из форм применения информационно-компьютерных технологий на уроках истории - применение интерактивной доски.

        Сегодня инновационные и развивающие технологии обучения приобретают все большую популярность. Исследования по воздействию технологии на обучение показали, что благодаря интерактивной доске обычные уроки превращаются в интересную и увлекательную игру.

        Это заметно по результатам, которые улучшаются от занятия к занятию. Широкие возможности интерактивных досок позволяют сделать уроки более динамичными, а большой экран позволяет работать всем вместе. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и умений – ученикам достаточно просто коснуться поверхности доски - палец работает как мышь. Использование интерактивной доски позволяет педагогам и ученикам размышлять и создавать новые идеи.

        Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся.

         На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

        У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

        Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. Огромную роль в использовании интерактивных технологий играет деятельностный подход.

3. Формы работы с ИКТ

        На уроках истории применяются следующие формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

3.1. Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

3.2. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся. Пассивности на уроке позволит избежать ознакомление учащихся с набором задач, поэтапная работа над которыми приведет к решению проблемы урока с привлечением многочисленных источников и с «публикацией» своих доказательств на интерактивной доске.

3.3. Благодаря интерактивной доске, учащиеся могут видеть большие цветные изображения, диаграммы и таблицы. На уроке можно дать задание заполнить таблицу, дописать цитату. Заполняя таблицу, учащиеся учатся делать анализ, выводить причинно-следственные связи, с целью воссоздания определенного процесса, давать комментарии.

3.4. Создание презентаций и использование презентаций на уроке.

        Сегодня учащиеся школы хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями, и  перед учителем встает задача - развивать информационную культуру учащихся. Данная задача успешно через внедрение в проектный метод ИКТ, создание презентаций как самостоятельно, так и в содружестве с учителем.

Разного рода компьютерные презентации по истории сейчас нетрудно найти и на страницах Интернета. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Подготовка и использование презентации – это процесс творческий, который, безусловно, несет на себе печать индивидуальности человека, создающего презентацию. Кроме того, любая презентация требует детальной методической разработки урока и не может быть использована без привязки к этой разработке. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры или истории войн, в которых участвовала наша страна. Создание презентаций очень тесно с проектной деятельностью. На уроках истории используются исследовательские проекты как индивидуальные, так и групповые. В любом случае проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которые выполняют его в течение определенного отрезка времени.

4. Средства контроля и оценки результатов

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся с применением ИКТ на уроках истории, являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

4.1. Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.

4.2. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.

4.3. Рубежный - проводится по итогам изучения темы, раздела курса.

4.4. Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.

Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жёсткое самотестирование, контрольное тестирование.

При мягком самотестировании обучающийся имеет возможность многократно пытаться ответить на вопрос (пока не выберет правильный ответ). При жёстком самотестировании для ответа предоставляется только одна попытка, однако результат не сообщается преподавателю. Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебника и реализуются как неотъемлемая его часть. Последний вариант предполагает, что результат тестирования учитывается при оценке уровня знаний.

Заключение

        Все перечисленные приемы доказали свою эффективность, так как развивают деятельностный подход в процессе изучения курса истории.

Приходиться признать, что информатизация уроков началась и пока сводится по большому счету к визуализации. Но и этот, пусть незначительный, но все же шаг вперед, безусловно, нужен и ученику и учителю.

        Применение современных технических достижений, информационных технологий сегодня становится первоочередной задачей преподавателя любой дисциплины, так как наш «продукт» – это сформированные компетентности: информационные, коммуникативные и так далее. Важно не столько «заполнить» багаж ученика отдельными знаниями, сколько «положить» туда путеводители, которые позволят ему встроиться в современное динамичное общество.

Важным условием реализации возможностей ИКТ в школе являются:

- оборудование в школе компьютерного класса;

- желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет;

- готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе;

- выполнение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2621-10 основного общего образования, 2010г.

Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.


Список литературы

1. Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2621-10 основного общего образования  .- М.: Просвещение, 2010г.

2. Захарова Н.И., Внедрение информационных технологий в учебный процесс, Журнал «Школа» №1, 2008г.

3. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления школьников, Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006г.

4. Материалы сайтов:

- «Электронные интерактивные доски  – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/).

- сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект На тему: «Методика применения средств современных информационных технологий при обучении истории и обществознанию»

Применение ИКТ технологий даёт возможность решить задачу индивидуализации и дифференциации процесса обучения, развивать интерес к предмету, делать уроки яркими и содеожательными, развивать познаватель...

«Технология подготовки современной информационной среды на уроках истории и обществознания»

Доклад на районном семинаре учителей истории и обществознания....

«Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания».

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания». Причиной...

Применение средств современных информационных технологий на уроках истории.

Тезисы выступления наXXVII Международной конференции "Современные информационные технологии в образовании"....

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Применение современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в целях реализации ФГОС.

Анализ современных педагогических  технологий, используемых на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС и системно-детельностного подхода в образовании....

Мастер класс « Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»

Мастер – класс   Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»...