СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ.
статья на тему

Соловьева Валентина Викторовна
Изменения социально-экономических основ общества и государства, включение национальной экономики в мировую хозяйственную систему предполагают глубокие качественные изменения системы профессионального образования как основного источника воспроизводства рабочей силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_k_attestatsii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ  ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ.

Изменения социально-экономических основ общества и государства, включение национальной экономики в мировую хозяйственную систему предполагают глубокие качественные изменения системы профессионального образования как основного источника воспроизводства рабочей силы.

Современному учащемуся предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в приобретении новых знаний и умений на протяжении всей жизни. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» отмечено, что в современном обществе ценится не столько владение большим объемом информации, сколько умение самостоятельно добывать и применять имеющиеся знания и умения на практике, умение развивать и обогащать свой опыт, а также, при необходимости, переучиваться. Это означает, что вместе с современными знаниями должны быть сформированы исследовательские умения: анализировать проблемные ситуации, понимать противоречия, планировать исследовательские действия, решать сложные задачи, делать выводы, выстраивать сложные суждения и умозаключения и т.п.

На сегодняшний день профильное обучение в школе призвано обеспечить более качественную подготовку учеников по определенному блоку дисциплин, максимально подготовить их к получению будущей профессии, а так же обеспечить успешность их дальнейшего образования.

 Система среднего профессионального образования ведет подготовку по различным специальностям, и процесс обучения в учреждениях такого уровня представляет интерес для организации профильного обучения в школе, так как в процессе обучения учащиеся техникумов, наряду с полным общим образованием получают специальность. Учебные планы для различных профессий содержат как общеобразовательный блок, так и профессиональный блок дисциплин. Их объединение и является профильным обучением.

Важная роль, в реализации задач модернизации содержания образования по развитию способности учащихся к самостоятельной созидательной деятельности в рыночных условиях, принадлежит системе среднего профессионального образования. В процессе функционирования которой, значительная часть учебного времени отводится общественно значимому преобразованию информации, материалов, энергии. Современные социально-экономические условия, приоритетная направленность обучения на развитие личности ученика, новые образовательные стандарты, требуют совершенствования профессиональной подготовки учащихся, в том числе ее составной части - исследовательских умений учащихся, под которыми мы понимаем совокупность правильно выполняемых как операционно, так и по содержанию эвристических умственных и практических действий учащимися в процессе обучения; как способность самостоятельных наблюдений, опытов приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Мы выделяем следующие признаки исследовательских умений:

  • Исследовательские умения формируются как в процессе повседневной практической учебной деятельности на уровне обыденного сознания, так и в процессе осознанной профессиональной работы и обучения на уровне научно-теоретического сознания.
  • Формирование исследовательских умений не может быть осуществлено без создания у учащихся активного научного информационного фонда (теоретических знаний, о формах, методах, приемах исследовательской деятельности).
  • Умение – всегда сознательный целеустремленный микропроцесс преобразования материального или идеального объекта. К.К. Платонов выделил сознательность этого процесса: «делание с умом, со знанием дела».
  • Умения всегда являются обобщенными, что позволяет их переносить, использовать в различных ситуациях деятельности, при решении определенной группы задач.
  • Умение – показатель высокой квалификации и изобретательности при выполнении действий. Так как умение – это действие, то в его структуре, как и в структуре любого действия, могут быть выделены: ориентировочная часть, исполнительная часть, контрольная часть.
  •  Специфика исследовательских умений состоит в том, что процесс формирования таких умений требует специальных знаний от педагога а так же специальное методическое обеспечение, и характеризуется высокой степенью внутренней мотивации к деятельности.

 Исследовательские умения не только качественно повышают уровень общеучебных умений, дают возможность сформировать профессиональные умения более высокого уровня, но и позволяют говорить нам о том, что в процессе обучения формируется совершенно новый тип профессионала. В результате обучения формируется активная творческая личность, обладающая готовностью и возможностью изменить окружающую действительность и себя, интеллектуальной самостоятельностью, предприимчивостью и конкурентоспособностью, что очень важно на сегодняшний день.

Условия, которые существуют сегодня в системе среднегопрофессионального образования, недостаточны для развития исследовательских умений будущего работника. В результате этого возникают противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности выпускника на рынке труда, и продолжающейся во многих случаях ориентацией образовательных учреждений среднего профессионального образования на узкопрофильную подготовку выпускников.

На сегодняшний день в учреждениях системы среднего профессионального образования (СПО) обучение осуществляется в основном путем передачи информации, и ее запоминания учащимися, а так же репродуктивными методами в процессе производственного обучения. Однако в настоящее время специалисту недостаточно единожды получить образование, ему приходится учиться и переучиваться в течение всей жизни. Поэтому формирование способностей ученика к исследовательской деятельности является важной задачей образования, в том числе при подготовке рабочих кадров в учреждениях СПО.

Опираясь на научные разработки в области формирования исследовательских умений, с учетом специфики образовательного процесса в учреждениях СПО, для оценки умений учащихся мы выделяем следующие критерии:

На этапе осознания задания:

  • характер мотивации к деятельности;
  • заинтересованность студента в поиске недостающей информации;
  • эффективность работы с дополнительной и справочной литературой;
  • умение выделить в большом объеме информации главное, существенное.

На этапе выбора пути и средств решения:

  • уровень теоретической подготовки;
  • умение использовать теоретические знания для решения конкретной задачи;
  • степень самостоятельности.

На этапе исследования:

творческая активность, оцениваемая отношением учащихся к выполняемой работе;

  • количество предложенных вариантов при решении определенной задачи;
  • качество выполненных решений задачи (проблемы, проекта);
  • самоанализ и самоконтроль в процессе выполнения исследовательской работы.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у учащихся учреждений СПО нами были разработаны тесты, включающие 10 вопросов, на каждый из которых предложено несколько вариантов ответов.

Тестирование проводилось в учреждениях среднего профессионального образования Московской области: Раменского политехнического техникума Московской области ГБОУ НПО ПУ№98 Раменский р-н, ПУ№6 г. Коломна. В тестировании приняли участие 43 учащихся различных курсов, обучающихся по профессии «БУХГАЛТЕР». Из них учащихся 1 курса - 28 человек, 2 курса - 5 человек, 3 курса - 10 человек.

Результаты тестирования показали, что в целом характер мотивации к исследовательской деятельности у учащихся всех курсов низкий.

Вместе с тем, интересен тот факт, что многие учащиеся заинтересованы в поиске недостающей информации для решения задачи.

Что касается такого критерия, как умение выделить в большом объеме информации главное, существенное, результаты показали, что учащиеся  не умеют выделять главную мысль. Они очень мало читают и самостоятельно работают с литературой, деятельность такого рода осуществляется только тогда, когда этого требует преподаватель.

Уровень теоретической подготовки учащихся по решению исследовательских задач оказался так же невысоким. Им больше нравится заниматься решением исследовательских задач с кем-либо в паре, или же в группе. Уровень самостоятельности низкий, особенно у учащихся первого курса.

Несмотря на то, что достаточно большой процент опрошенных учащихся после решения задачи удовлетворены результатом, среди них есть такие, которые хотели бы найти другие варианты ее решения.

В современном обществе возрастает потребность в специалистах, обладающих исследовательскими навыками в решении практических задач. Быстрая ориентация в проблемных ситуациях, нахождение технологичного решения, умение переносить знания в смежные области и выстраивать свой опыт деятельности, направляя его на личностное развитие и решение производственных задач - это неполное описание качеств студентов, которые формируются в процессе исследовательской деятельности в научном обществе учащихся. Становится очевидным актуальность развития исследовательских навыков студентов и востребованность таких специалистов на рынке труда. 

Полученные нами результаты являются предварительными, но они позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности исследовательских умений учащихся  СПО и НПО невысокий. Это объясняется отсутствием разработанных соответствующих методик обучения.

Возникает необходимость, опираясь на имеющийся уровень знаний и умений учебно-познавательной деятельности учащихся, разработать содержание и методику формирования исследовательских умений будущих рабочих в учреждения  среднего и начального профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений подготовки доклада на основе исследовательского задания:значение и ориентиры деятельности школьников

Статья посвящена работе учителя по развитию умений учащихся готовить доклады на основе исследовательского задания....

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Материалы Межрегионального научно-практического семинара «Литература, язык, искусство-основа формирования региональной, национальной и общекультурной идентификации личности учащихся»...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА

Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности с...

Статья на тему: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ"

В статье показано исследование адаптации к физической нагрузке путем анализа динамики порогового межимпильсного интервала при предъявлении испытуемому парных световых импульсов....

Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы

Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы...