Система подготовки учащихся к новой форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и ЕГЭ
статья на тему

Файзрахманова Зиля Салимьяновна

На сдачу экзаменов ЕГЭ и ОГЭ можно смотреть пессимистическим и оптимистическим взглядом.

Мы – учителя,  и поэтому нам всем, конечно же, присущ оптимизм. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Файзрахманова  Зиля  Салимьяновна
МОБУ       Куртлыкульская  СОШ,
Караидельский  район   Республика Башкортостан

Система подготовки учащихся к новой форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и ЕГЭ

На сдачу экзаменов ЕГЭ и ОГЭ можно смотреть пессимистическим и оптимистическим взглядом. Мы – учителя,  и поэтому нам всем, конечно же, присущ оптимизм.

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести?

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ - это длительная и кропотливая работа учителя.

 В нашей школе    эта работа реализуется в рамках программы, которая предусматривает различные направления  деятельности: организационно-методическая работа, повышение профессиональной компетентности учителя, изучение нормативных документов различного уровня, работа с учащимися и их родителями, аналитическая  работа по  результативности проведения  итоговой аттестации.

            Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа.

Для того чтобы подготовиться и успешно сдать ОГЭ (ЕГЭ), необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.

Варианты заданий ОГЭ по химии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по химии, рекомендованными Министерством образования РФ.

Подготовку к ЕГЭ целесообразно начинать с первого года изучения предмета,  с момента освоения алгоритма решения расчетных задач. В контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена содержится 5-6 расчетных задач в каждом варианте, большая часть из них повышенного и высокого уровня сложности. Поэтому я постепенно знакомлю учащихся с различными видами усложненных задач, предлагая им дифференцированные домашние задачи.

Все мы знаем, что большое домашнее задание вызывает у школьников негативные эмоции, поэтому на дом я задаю немного, а расчетную задачу только одну, но дифференцированную по уровням сложности. Эти уровни обозначаю буквами, как части в материалах  ЕГЭ.

При подготовке учащихся к экзамену в 9 классе стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать план самостоятельной подготовки к ОГЭ.

После итогового повторения проводятся предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы ученики сдали обязательную часть зачетной работы. Информация о выполнении работ доводится до сведения родителей. Для этого используется  диагностическая карта.

         Повторение пройденного материала надо начинать с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забвения, а не возобновлением забытого”.

Особое значение для повторения и систематизации учебного материала имеют повторительно-обобщающие уроки, которые  целесообразно проводить после изучения нескольких тем. Например, при изучении органической химии обобщающие уроки я провожу после изучения углеводородов, кислородсодержащих органических веществ и азотсодержащих органических веществ. Это позволяет сопоставить изученные понятия, рассмотреть логические связи, углубить знания на основе новых взаимосвязей.

Особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.

В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающее - тренировочную.

Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Я использую тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.

Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ОГЭ новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры “Сдаём ОГЭ” и другие, что активизирует их познавательную деятельность.

 В нашей школе консультации проводятся в течение всего учебного года. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ. В своей работе активно использую ИКТ технологии, тесты в режиме он-лайн,  которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену и мне, как учителю  и  моим ученикам.

 Неотъемлемым   элементом подготовки к ОГЭ (ЕГЭ)  является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при  их заполнении  во время предэкзаменационных работ,  кто от волнения,  кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении  ведётся с  учащимися 9 класса  на консультациях.

Проводятся беседы  с родителями.

Выпускники нашей школы из года в год успешно сдают ЕГЭ по химии и поступают в различные вузы республики. Многие из них во время учебы в школе принимают участие в конкурсах, олимпиадах, НПК. Все это, на мой взгляд, помогает им лучше подготовиться к итоговой аттестации.