Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»
статья на тему

Федченко Оксана Александровна

Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежа­щих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению освоения основной профессиональной образовательной программы. Каждый модуль соответствует определённой функции или виду профессио­нальной деятельности, отражённой в профессиональном стандарте, который должен особо оцениваться, а в перспективе - и отдельно сертифицироваться. В рамках каждого профессионального модуля осуществляется комплекс­ное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов то­го или иного вида профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pedsovet.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01

«Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»

        Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению освоения основной профессиональной образовательной программы. Каждый модуль соответствует определённой функции или виду профессиональной деятельности, отражённой в профессиональном стандарте, который должен особо оцениваться, а в перспективе - и отдельно сертифицироваться. В рамках каждого профессионального модуля осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов того или иного вида профессиональной деятельности.      

    Для реализации основных требований Федерального государственного стандарта для специальности 151901 «Технология машиностроения» появилась необходимость в разработке рабочей программы профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин». С этой целью на заседании цикловой комиссии была создана рабочая группа по разработке модуля. При создании рабочей программ модуля было уделено внимание повышению качества подготовки специалиста, чтобы обеспечить конкурентоспособность наших выпускников и готовности их к решению новых социальных задач.

        Первым этапом нашей работы, которая началась зимой прошлого года во время каникул, было подробное изучение Федерального государственного стандарта. Далее, по  графику, утвержденному на методической комиссии началась работа по оформлению необходимой документации, в первую очередь рабочей программы профессионального модуля. Бланк для заполнения был представлен на портале нашего колледжа. Некоторые сведения по оформлению можно было найти там же. Был проведен анализ существующих рабочих программ и календарно-тематических планов, анализ применения  их в соответствии с условиями ФГОС третьего поколения.  Для обмена опытом по созданию программы, были проведены встречи с коллегами из Машиностроительного колледжа имени Котина и Политехнического колледжа в Колпино. В сентябре  этого  года началось оформление рабочей программы модуля.


   Оформление рабочей программы профессионального модуля начинается с заполнения  разделов «Паспорт профессионального модуля» и  «Результаты освоения профессионального модуля», для которых  соответствующая информация переносится из ФГОС без изменений. Данные разделы дополнены в прошлом году

Раздел 5 «Требования к контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля».  В данном  разделе программы указываются основные показатели оценки результата, формы и методы контроля по освоению профессионального модуля, направленные на измерение освоенных целостных профессиональных компетенций, а не отдельных знаний и умений или элементов практического опыта. Формы и методы контроля должны быть направлены на проверку освоения профессиональных и общих компетенций, должны оценивать деятельность (процесс или результат).

Раздел 3 «Структура и содержание профессионального модуля» содержит тематический план и содержание междисциплинарного курса (курсов), а также план учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности).

Структура профессионального модуля представлена в тематическом плане, в котором раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов программы, показывается распределение учебных часов по темам междисциплинарного курса (курсов), этапам учебной и производственной практики (практики по профилю специальности).

Примерное содержание междисциплинарного курса (курсов) должно включать в себя учебный материал из разных областей знания (в том числе разделов и тем общепрофессиональных дисциплин), который необходим для формирования компетенций при освоении профессионального модуля.

По каждой учебной теме междисциплинарного курса приводятся:

  • номер и наименование темы;
  • требования к практическому опыту, умениям и знаниям обучающихся;
  • содержание учебного материала;
  • лабораторные и (или) практические занятия (порядковый номер и на
    именование).

Формируя содержание учебной  междисциплинарного курса мы учли, что объём времени, отведённый на практические и лабораторные занятия, должен составлять не менее 50%.

Раздел 4 программы профессионального модуля «Условия реализации программы профессионального модуля» включает в себя:

  • Рекомендуемую тематику курсовых проектов (работ) - указываются примерные темы курсовых проектов (проектов) и общие требования к их содержанию и объёму.
  • Рекомендуемую литературу и средства обучения - указывается ос
    новная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные. После каждого наименования литературы или учебного пособия указываются изда тельство и год издания, а после каждого наименования средств обучения - выпускающие их организации и год выпуска;
  • Рекомендации по организации образовательного процесса, которые содержат описание технологий обучения по профессиональному модулю: деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и (или) учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе и т.п.); личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе; когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного подхода к решению проблем (метод решения проблем, проектный метод, методы групповой дискуссии); информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах и другие. Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные, работа в малых группах могут стать условием реализации указанных технологий. Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на формирование компетенций, освоение которых является результатом обучения по профессиональному модулю. Перед началом обучения обучающиеся должны быть ознакомлены с содержанием обучения по профессиональному модулю, с тем чтобы они понимали, какие результаты от них ожидаются, т.е. что они будут уметь делать после завершения освоения профессионального модуля.
  • Рекомендации по планированию и организации самостоятельной
    работы
     обучающихся содержат задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. (аудиторная, внеаудиторная

Трудности: новизна программы, необходимость учитывать, что не должно быть дублирования в МДК и УД, распределения часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональные модули. Сварщик. Методическая разработка урока производственного обучения "Изготовление сварной урны"

Тема программы:     Сварка пластин из низкоуглеродистой стали в нижнем, вертикальном положении. Тема урока:      Сварка угловых соединений из низкоугл...

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин составлен на 1 семестр, включает в себя максимальную нагрузку 113 часов, ...

Технологический процесс изготовления деталей

Все технологические процессы обязательно должны быть под­чинены установленным нормативным актам. Это осуществляется для того, чтобы исключить в любой работе нарушений, ошибок, не допускать выпуска...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Рабочая программа ПМ 01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин для специальности среднего профессионального образования 15.02.16 «Технология машиностроения»

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.16 Технология машиностроения....