Методическая разработка «Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете»
учебно-методический материал на тему

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Сформулированы критерии оценки работы профессиональных учебных заведений: успешность выпускника на рынке труда, его конкурентоспособность, мобильность, умение адаптироваться к быстро меняющейся технике и технологиям, рыночным отношениям.

В этой связи подготовка выпускника к условиям реального рынка труда, формирование у него потребности и способности к постоянному обновлению знаний должны доминировать при обучении и воспитании современного специалиста. Перед преподавателями стоит задача моделирования экономических, производственных и иных ситуаций.

Поэтому серьезной педагогической задачей является разработка и

применение не только методов обучения студентов умению учиться, но и использование различных форм самостоятельной работы студентов, в частности, организация самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ СПО Старооскольский кооперативный техникум

Белгородского облпотребсоюза

Методическая разработка 

«Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете»

Составил:

преподаватель Л.Ю. Пашенко

Старый Оскол 2013 г


План

Введение

1.  Роль кабинета в учебном процессе.

2.  Виды самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете

3. Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы

Заключение

Литература

Введение

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Сформулированы критерии оценки работы профессиональных учебных заведений: успешность выпускника на рынке труда, его конкурентоспособность, мобильность, умение адаптироваться к быстро меняющейся технике и технологиям, рыночным отношениям.

В этой связи подготовка выпускника к условиям реального рынка труда, формирование у него потребности и способности к постоянному обновлению знаний должны доминировать при обучении и воспитании современного специалиста. Перед преподавателями стоит задача моделирования экономических, производственных и иных ситуаций.

Поэтому серьезной педагогической задачей является разработка и

применение не только методов обучения студентов умению учиться, но и использование различных форм самостоятельной работы студентов, в частности, организация самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете.

1. Роль кабинета в учебном процессе

Кабинет в учебном процессе играет очень важную роль, так как в нем сосредоточены все необходимые средства обучения и проводятся теоретические и практические занятия по предмету.

Основными задачами учебного кабинета являются:

- обеспечение учебного процесса необходимыми средствами обучения -наглядными пособиями, натуральными образцами товаров, справочниками и инструктивными материалами, стандартами;

- создание условий и организация самостоятельной работы студентов по выполнению домашних заданий;

- обеспечение кружковой работы по кабинету;

- организация лекций, конференций по проблемам товароведения, встреч и бесед   с   практическими   работниками-   старейшими   кооператорами, опытными    товароведами,    руководителями    торговых    предприятий, выпускниками техникума;

- ведение библиографической работы.

Кабинет должен обязательно функционировать после занятий, чтобы студенты, готовясь к занятиям, смогли работать с товарными коллекциями, альбомами, справочниками...

Незаменим кабинет для постоянной самостоятельной работы студентов, для успешной организации их поисково-исследовательской работы.

2. Виды самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете

Самостоятельная работа, выполняемая студентами в кабинете и в вне его, содействует выработке и развитию умений и навыков, которые пригодятся им в их практической деятельности:

-  умение анализировать материал, систематизировать его в виде таблиц, читать их;

-  умение работать с нескольким источниками, умение подобрать материал, систематизировать его, подготовить доклад, реферат;

-   умение выступать с докладами, сообщениями;

Итак, самостоятельная работа:

-  развивает познавательные способности;

-  стимулирует творческое мышление;

-  повышает культуру умственного труда;

-  повышает   интерес   к   работе,   предмету,   к   более   рациональному использованию рабочего времени;

-  делает приобретенные знания более осмысленными, глубокими;

-  повышает познавательную самостоятельную, творческую активность

При изучении курса товароведения продовольственных товаров студенты подбирают информационный материал по всем темам программного материала, например, о новых видах продукции, об истории появления хорошо знакомых продуктов, об экспресс - методах оценки качества, о результатах тестирования товаров и т.д.

С интересом студенты относятся и к изготовлению бутафорных образцов колбас, сыров, масла сливочного и других продуктов, пополнению кабинета различными видами упаковки новых продовольственных товаров.

Студентами написаны доклады по темам:

«Оскольская витрина»,

«Продукты питания, напитки в зеркале СМИ»,

«Ярмарка продовольствия»,

«Натуральные пищевые добавки».

Поисковая работа может заключаться и в том, что изучению теоретического учебного материала предшествует практическая работа по инструкции, на основании которой студенты должны сами сделать выводы, например, о свойствах того или иного продукта, связи между его химическим составом и пищевой ценностью, условиями и сроками хранения, способах повышения биологической ценности...

Затем следует эвристическая беседа, в ходе которой под руководством преподавателя студенты на основе проведенных наблюдений и экспериментов делают обобщения и теоретические выводы.

Исследовательский метод заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют исследование, а затем на занятии сообщают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретические положения курса. Результаты исследований преподаватель может использовать как иллюстративный материал при объяснении (лекции) изучаемой темы.

Студенты товароведного и технологического отделений техникума изучают и анализируют ассортимент товаров, вырабатываемых местными предприятиями, анализируют ассортимент товаров в магазинах при изучении отдельных тем курса товароведения, делают выводы, дают рекомендации по его совершенствованию, по улучшению обслуживания покупателей.

Исследования обычно организуются поэтапно.

Первый этап предусматривает приобретение теоретических знаний, умений и навыков исследовательской работы, введение в специальность, включает исследовательскую деятельность студентов второго курса.

Широко используются такие формы поисково-исследовательской работы как разработка таблиц с градациями качества продуктов, планшеток и карточек со сведениями о товарах, их идентифицирующих признаках, методах обнаружения фальсификации продуктов, написание докладов, рефератов, оформление стендов «Мы изучаем тему ...», «Товаровед» с последующей их презентацией.

В результате работы с различными источниками информации, студенты7 обобщая материал для сообщений, углубляют навыки конспектирования, учатся осознанию проблемы, умению выдвигать гипотезу, формировать задачи исследования.

На втором этапе (третий курс) тематика исследования определяется актуальностью проблем, студенты учатся актуализировать полученные результаты, пишут курсовые работы, приобретая при этом навыки отбора необходимой литературы, ее анализа, учатся обобщать теоретический и практический материал, делать выводы и давать рекомендации.

Тематика курсовых работ по товароведению продовольственных товаров следующая:

«Формирование ассортимента различных групп товаров».

«Исследование технологического цикла продуктов на конкретных предприятиях»

«Упаковка и маркировка продуктов как элемент товарной политики»

«Товарные потери продуктов»

«Изучение качества продовольственных товаров различных видов социологическим и органолептическим методами»

«Оценка конкурентоспособности .... »

«Идентификация и фальсификация ....»

3. Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы

Самостоятельная поисково-исследовательская работа студентов осуществляется при проведении уроков и по традиционной методике—можно применять мини-исследования, экспресс - исследования, приучать студентов к самостоятельной работе с учебной литературой, учить применять методы исследования.

Для формирования навыков исследовательской деятельности следует использовать активные методы обучения и нетрадиционные формы уроков (семинары- презентации, уроки-конкурсы, деловые игры). Индивидуальная исследовательская деятельность работа со студентами осуществляется на занятиях кружка, например, студенты, подбирают материал о развитии местных пищевых предприятий, о рынке (мировом и региональном) отдельных видов продуктов.

Исследовательская работа студентов должна тщательно планироваться:

-  определяется   проблема   и   масштаб   исследования   (при   этом   важно отношение студента к проблеме, мотив исследовательской деятельности);

- разрабатываются средства и формы для сбора данных (анкеты, например, о причинах курения, о влиянии никотина на организм, таблицы и др);

- проводится    сбор    информации    методами    анкетирования,    опроса, наблюдения;

-  анализируются полученные данные;

-  представляются результаты в форме отчета, доклада, реферата, обзора и др.

При оформлении результатов исследования называется тема исследования, цель и объект исследования, источники информации, делаются выводы и, следовательно, формирование навыков исследовательской деятельности студентов проводится как на учебных занятиях, так и при организации кружковой, самостоятельной работы, при проведении внеаудиторных мероприятий, при написании курсовых работ, во время производственной практики.

 Исходя из этого, можно сделать следующие рекомендации:

- процесс формирования навыков исследовательской деятельности целесообразно начать с диагностики уровня школьного и общепрофессионального образования, а также уровня креативности,

это необходимо для определения степени подготовленности студентов к исследовательской работе.

Затем с учетом индивидуальных особенностей студентов, следует планировать этапы формирования навыков исследовательской деятельности.

Формирование навыков исследовательской деятельности начинается на уроках, при использовании следующих приемов и методов:

1. Применение   приемов  умственной  деятельности   (анализ,   сравнение, абстрагирование, классификация и т.д. самим преподавателем).

2. Постановка проблемных вопросов заданий, требующих мыслительной деятельности студентов.

3. Проблемное изложение материала.

4. Сравнение образцов различных товаров.

5.  Изучение документации.      

Параллельно студенты учатся выполнять самостоятельную работу на простейшем уровне: готовят сообщения, обзоры, доклады, подбирают и обобщают материал из различных источников. Эта работа ведется систематически, вызывает интерес у студентов и мотивирует их на дальнейшее изучение учебной дисциплины по товароведению продовольственных товаров ...

• Например:

 - студенты анализируют ассортимент сыров, колбас и других продуктов в торговом предприятии по видам, поставщикам, дают рекомендации по его совершенствованию;

- выявляют наиболее конкурентоспособные виды, характеризуют идентифицирующие признаки продуктов, предлагают меры предупреждения фальсификации товаров, дают рекомендации по повышению биологической ценности;

- проводят оценку конкурентоспособности продуктов, описывают критерии качественной идентификации;

- изучают поставщиков товаров;

- исследуют этапы приемки товаров;

- устанавливают соответствие маркировки товаров необходимым требованиям;

- подбирают сертификаты соответствия, копии сопроводительных документов;

- описывают деятельность товароведа по формированию нового ассортимента товаров, по предупреждению попадания фальсифицированных продуктов в торговую сеть.

Таким образом, формы исследовательской работы студентов очень разнообразны. Это и решение усложненных ситуационных задач и проведение практических работ с элементами исследования, и написание рефератов, и участие в работе семинаров, конференций, которые способствуют формированию у юношей и девушек творческого мышления, развивают эрудицию, широту кругозора, формируют умение вести аргументированную дискуссию, учат работать с литературой, обобщать и анализировать теоретический и экспериментальный материал.

Массовой формой поисково-исследовательской работы является работа кружков, строящаяся по типу проблемных групп, в задачу которых входит не только обсуждение проблем, но и решение некоторых актуальных научных вопросов.

Каждый студент выполняет индивидуальное задание в период прохождения технологической практики.

Развитию творческих способностей и систематических навыков студентов способствуют олимпиады, конкурсы, викторины, касающиеся продовольственных товаров.

Большой интерес у студентов вызывают викторины «А знаете ли Вы ...», конкурсы пословиц, загадок, стихов, песен, а также фамилий, географических названий, связанных с продуктами.

Заключение

Многолетняя практика передовых учебных заведений страны показывает, что всемерное развитие самостоятельной поисково-исследовательской и творческой работы студентов - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов.

Эта работа способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых студентами при изучении дисциплины, развивает у них высокую требовательность к себе, аккуратность, точность к выполнению заданий и научную активность, расширяет возможность получения каждым студентом в стенах техникума навыков исследования.

Литература

1. А.Ф.   Щепотин,   Л.С.   Жданова   Научно-исследовательская   и   учебно-

методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях – М.:

2010

2. Специалист № 1, 2012 год

3. Специалист № 10; 2013 год

4. Среднее профессиональное образование № 10, 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Методическая разработка "Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит" ГБОУ СОШ № 538"

Организация работы школьного спортивного клуба "Фаворит". Секции. Педагоги....

Социализация обучающихся в процессе поисково-исследовательской краеведческой работы

Разработка, представляющая опыт работы по социализации обучающихся в процессе изучения литературы, русского языка, а также в процессе поисково-исследовательской краеведческой деятельности на базе школ...

Методическая разработка «Организация аудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Решение тригонометрических уравнений»

Методические указания к практическим занятиям по математике: "Решение тригонометрических уравнений" для групп первого курса социально-экономического профиля. Целью работы является обобщение ...

Методическая разработка по созданию поисково-исследовательского проекта

Поисково-исследовательская деятельность является одним из способов формирования метапредметных результатов обучения в условиях ФГОС. Данаая работа является примером....

Методическая разработка «Организация самостоятельной работы обучающихся»

Методическая разработка "Организация самостоятельной работы обучающихся"...