Информатизация в работе школы
статья на тему

Мизерина Ирина Валерьевна

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Кроме того, разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл информатизация школы64.56 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

« Ключевые изменения происходят тогда,

когда изменяется учитель»

                                                                                                                             Я.М. Каменский

Информатизация  школ - направление в развитии образования России.

В настоящее время проект «Образование» является одним из наиболее приоритетных национальных проектов, объявленных указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным. Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Данный законопроект включает программу по информатизации школ и призван ускорить темпы модернизации образовательных учреждений, а также внедрения в них единой информационной системы (ИС) начального и общего образования.

Важное место в рамках данного законопроекта занимает расширение использования цифровых технологий. Программа информатизации школ включает создание передового цифрового инструментария, интерактивных систем обучения и электронных образовательных ресурсов нового поколения. Все эти нововведения приведут к принципиальным изменениям процесса образования..

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Кроме того, разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.

На первое место сегодня ставится умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Концепция советского образования как «обучение на всю жизнь» меняется на концепцию современную – «обучение в течение всей жизни».

На текущий момент основными направлениями развития информатизации национальной системы образования являются:

  1. Информатизация процессов обучения в общем и профессиональном образовании.
  2. Получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными стандартами уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной информационной культуры.
  3. Создание информационной инфраструктуры сферы образования
  4. Информатизация процессов управления образованием
  5. Информатизация научных исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе образования
  6. Оснащение сферы образования современными информационно-вычислительными средствами и телекоммуникационной техникой
  7. Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения
  8. Создание и развитие современной системы дистанционного образования.
  9. Обеспечение доступности информации о деятельности  учреждений среднего образования в сети Интернет
  10. Повышение квалификации педагогических кадров
  11. Переход на использование свободного программного обеспечения,    

                  Сегодня уже появилась нормативная основа для реализации такой среды на практике. Приводим далеко не полный перечень документов федерального и регионального уровня.

 Нормативная база федерального уровня:

ƒ ƒЗакон об образовании Российской Федерации;

ƒ ƒЗакон Российской Федерации от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», в котором отражены перспективы развития отрасли, включая направления, связанные с использованием информационных технологий в системе образования;

       Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика

 Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года) – КДР-2020;

Государственная программа «Образование и инновационное развитие России: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»;

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

ƒ ƒПлан реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года;

ƒ ƒПослание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года;

ƒ ƒНациональная стратегическая образовательная инициатива «Наша новая школа»;

ƒ ƒЕдиный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в котором определены требования к информационной компетентности работников образования

 ƒФедеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

ƒ  ƒПисьмо Минобразования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях»;

 Письмо Рособразования от 06.10.2008 № 8470; 15-51-947ин/01-09 «О контроле за предоставлением ОУ услуг доступа к сети Интернет по истечении 2-летнего периода со дня их подключения в рамках ПНП «Образование»;

ƒ ƒ Письмо Федерального агентства по образованию от 01.02.2007 № 15-51-ин/01-10 «Об ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и возможных выходах из сложившейся ситуации»;

ƒ ƒ Письмо Рособразования от 17.06.08 № 15-51-450ин/01-09 «Об использовании пакета «свободного» ПО для ОУ Российской Федерации» и ряд других документов по внедрению СПО в образовательных учреждениях;

ƒ ƒ Письмо Рособразования от 23.06.08 № 15-51-472ин/01-09 «О сроках переустановки ПО с момента получения комплекта СБППО «Первая Помощь 1.0» и своевременном продлении действия активационных ключей»;

ƒ ƒ Письмо Рособразования от 30.05.08 № 15-51-352ин/01-09 «Порядок действий по внедрению и осуществлению управленческого учета СБППО»;

 ƒПисьмо Рособразования от 20.08.2008 № 15-51-741ин/01-09 «О недопустимости перерывов в доступе к сети Интернет образовательным учреждениям при переходе на финансирование из средств бюджетов субъектов Российской Федерации».

Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»

Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010 г.  № 2299-р «План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы

Нормативная база регионального уровня

ƒ  ƒ ƒ  ƒПлан мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга в 2010–2015 гг.;

        Распоряжения Комитета по образованию от 10.09.2010 № 1616   «О внедрении комплексной автоматизированной системы каталогизации ресурсов образования»

        Письмо Комитета по образованию от 1911.2010 № 4604/10   «О внедрении сервиса «Электронный дневник»

       Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года

ƒ  ƒРаспоряжение Комитета  по образованию «Об утверждении типового регламента работы педагогических работников и обучающихся государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в сети Интернет».

  Перед каждым образовательным учреждением стоит задача формирования собственной базы локальных актов, которые помогут упорядочить деятельность школы в сфере информатизации в соответствии с индивидуальными особенности школы и теми конкретными задачами, которые перед ней стоят.

Основные задачи информатизации школы:

Управленческие:

  • внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность для создания единого информационного пространства школы;
  •   автоматизация учета кадров и документации школы для оперативного ведения и архивного хранения информации;
  •   автоматизация статистических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;

Методические:

  • обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
  • повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации

Организаторские:

  • обеспечение условий  для формирования информационной культуры обучающихся, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
  • организация работы и развитие фонда школьной медиатеки

  Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса.

Основными  факторами, способствующими повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования, являются:

  • оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
  • снижение прямых и обратных потоков информации;
  • оперативное получение и обработка отчетности;
  • системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;
  • снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
  • унификация компьютерной техники, программной продукции;
  • использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
  • реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;
  • активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.  

         Современные руководители, чтобы ориентироваться в нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и современных средств связи. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров. Ведь использование IT-технологий в административной деятельности позволяет активизировать работу педагогов.

         

         

        

Она включает в себя: – аппаратные и программные средства, эксплуатируемые в учреждении; информационно-телекоммуникационные и педагогические технологии, применяемые в ОУ;

– информационные ресурсы;

– автоматизированные информационные системы, в т. ч. управления, средства массовой информации.

  Информационные ресурсы школы –  комплексное понятие, объединяющее в себе: приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы), создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся, научные публикации и результаты исследований, коллекции изображений), привлекаемые ресурсы (внешние ресурсы, ссылки на которые систематизированы и каталогизированы в соответствии с информационными потребностями школы).

Сейчас все большее распространение получают так называемые электронные библиотеки – достаточно представительные базы данных образовательной информации, учебных компьютерных программ, электронные учебники. Последние являются достаточно новым видом учебных пособий, специально подготовленных для целей образования и самообразования на основе последних достижений мультимедийной техники и педагогической науки.

Электронные учебники уже доказали свою высокую эффективность для некоторых видов учебных занятий: при самостоятельном изучении иностранных языков, овладении некоторыми профессиональными знаниями, например, правилами вождения транспортных средств, в некоторых других областях образовательной практики.

Использование новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений позволяет решить и весьма острую для России проблему тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и других материалов учебного назначения.

  Базы данных ОУ включают в себя: базы персональных данных субъектов образовательного процесса, база помещений и технологического оборудования, базы результатов деятельности ОУ и т. д. Следует отметить, что в образовательном учреждении могут функционировать базы данных под управлением различных информационных систем. Важным условием их использования является доступность данных для системы управления образовательным учреждением.

Система автоматизированного контроля знаний должна обеспечивать организацию проведения рубежного и тематического контроля, промежуточную и итоговую аттестацию, в т. ч. по программам дистанционного и профильного обучения. Результаты обучения должны накапливаться в системе и обрабатываться системой управления образовательным учреждением. Накопление результатов деятельности учащихся может происходить по технологии портфолио, если понимать портфолио как технологию принудительной фиксации всех образовательных результатов средствами информационной среды.

  Сегодня образовательное учреждение должно активно участвовать в информационном обмене с социумом, публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Наиболее продуктивным нам представляется использование для этих целей школьных средств массовой информации. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют без существенных материальных затрат развернуть в образовательном учреждении целую линейку средств массовой информации: сайт ОУ, электронную газету или журнал, социальную сеть, интернет-телевидение.  

 

Сегодня каждое образовательное учреждение занимается информатизацией и почти каждое уважающее себя образовательное учреждение имеет программу информатизации. В нашей школе так же создана программа информатизации. (Приложение 1)

Информационные технологии неизбежно ведут к изменениям в организации учебного процесса.  Поэтому информатизация системы образования имеет два направления

 – внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения

-  информатизации системы управления образованием.

Состояние материально – технического обеспечения

в рамках информатизации образовательного процесса

Всего в школе: 67 персональных компьютера, из них 30 ноутбуков; из них 89% имеют подключение к сети интернет .

Серверы локальной сети

3

Для работы учащихся в компьютерных классах

25

Администрация

7

Библиотека

1

Психолог

1

Учебные кабинеты

23

Педагогические работники

7

Интерактивная доска

22

Проекторы

28

Цифровая лаборатория «Архимед»

14

Цифровой микроскоп

1

МФУ

15

Графический планшет

3

Сканер

3

Принтер

6

Фотокамера

3

Видеокамера

2

В настоящее время для реализации программы созданы следующие условия:

  1. Персональными компьютерами оборудованы 24 учебных кабинета , спортивный зал, актовый зал, кабинеты директора и заместителей директора, библиотека, конференц-зал,  кабинет социального педагога, учительская.
  2. Мультимедиа-комплексами с проектором, интерактивной доской оборудованы 22 учебных кабинетов из перечисленных выше, конференц-зал.
  3. Все компьютеры школы объединены в локальную сеть с доступом в интернет.
  4. В школе два компьютерных класса (также объединенных в локальную сеть), в которых не только проводятся уроки информатики и ИКТ, но и открыта возможность для учащихся и учителей, не имеющих компьютеров в своих кабинетах, поработать за компьютером, а также распечатать необходимую информацию.

Одно из направлений информатизации школы – административно-организационное. Этот компонент информационного пространства предоставляет оперативную информацию о ходе учебного процесса и обладает рядом преимуществ:

- не требует работы с бумажными документами, за исключением первичных;

- хранит всю существенную информацию бесконечно долго;

- обладает свойством расширяемости.

Успех реализации программы информатизации школы зависит, в основном, от управления этим процессом. В связи с этим в школе были введены изменения в структуре управления, а именно:

  • Введена должность заместителя директора по УВР (информатика);
  • Автоматизировано рабочее место директора школы, заместителей директора по УВР;
  • Автоматизировано рабочее место библиотекаря, социального педагога, заведующего хозяйством.

Использование информационных технологий в школьной управленческой деятельности позволило за короткое время создать единую базу данных, включающую в себя информацию о сотрудниках, учащихся и их родителях. Заместители директора не только формируют банк данных по курируемым ими направлениям, собирая сведения об одаренных детях, медалистах, асоциальных семьях и т.д., но и ведут электронную документацию, соответствующую их должностным обязанностям.

В школе достаточно широко используют ИКТ и в управлении и  документооборот осуществляется с помощью электронной почты, что позволяет:

- сократить время на движение документа от источника к получателю,

- перейти к безбумажному способу работы.

   В настоящий момент все члены администрации школы, а также учителя-предметники владеют компьютером и имеют его в личном пользовании.

Работники школы  (80%) прошли  подготовку по программе «Компьютерная грамотность» , сейчас по программе «Компьютерная грамотность» обучается еще один человек. Педагоги прошли обучение на курсах по разработке и использованию учебных материалов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Школа принимает участие в федеральном проекте обучения детей с ОВЗ.

 

Анкетирования (Приложение 2) выявляют неизменное желание педагогов обучаться разнообразным вариантам использования компьютера и мультимедиа-комплексов в профессиональной деятельности и, собственно, применять полученные знания и умения на уроках и во внеурочной работе

Формирование образовательной среды, которая активно использует средства ИКТ для повышения качества обучения, воспитывает информационную культуру через интеграцию медиобразования в предметные области – одна из приоритетных задач информатизации школьного образовательного процесса. Использование ИКТ становится необходимым условием для полноценного получения знаний.  

Для подготовки к урокам для учителей открыт доступ в Интернет-ресурсы. Учитель может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в школе. Специально для учителей-предметников на сайте школы создана страничка с указанием электронных адресов наиболее популярных и интересных сайтов по каждому предмету.

Основные направления информатизации образования в нашей школе:

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения ;
  • проведение уроков с использованием ИКТ, организации внеклассной работы и работы с родителями;
  • осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ;
  • вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность;
  • внедрение современных дистанционных методов обучения;
  • внедрение дистанционных технологий обучения

. Педагоги часто готовят уроки-презентации, позволяющие использовать на уроке большое количество качественного иллюстративного материала, таблицы, опорные схемы. Сегодня уже многие учителя готовят уроки для с применением мультимедийных программ. Внедряются в практику учебного процесса и Интернет-ресурсы. Так, на уроках в начальной школе,истории, физики, биологии, химии,географии, иностранного языка и других активно используются возможности образовательных порталов. Благодаря всему вышеперечисленному эффективность практической работы учащихся на уроках значительно возросла.

Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и педагогам. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.

 Педагоги регулярно используют ИКТ - технологии в своей работе. Повысился интерес учеников к тем предметам, на которых учитель использует компьютер, улучшились взаимоотношения с учителем, «говорящим» с подростками на  одном языке.

Дистанционное обучение

Участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах, проектах. Дистанционные обучающие олимпиады имеют ряд плюсов перед традиционными олимпиадами. Во-первых, они не ставят целью проконтролировать знания учащихся – здесь дети учатся, узнают что-то новое для себя, о чем в учебнике может быть не написано. Во-вторых, учитель получает огромный банк практических методических материалов, из которого можно многое почерпнуть.

Наша школа участвует в различных Интернет-проектах, конкурсах и олимпиадах.

Дистанционное образование в последнее время приобретает для жителей нашей страны все большее значение. Используя современные информационно-коммуникационные технологии, люди могут учиться или принимать участие в конференциях не выходя из дома. Это возможно за счёт технологии вебинаров.

Системы электронных дневников и журналов

Система электронных дневников и журналов – это единая информационная среда для эффективного взаимодействия учителей, учеников и родителей.

Проектная и научно-исследовательская деятельность.

Одним из направлений образовательного процесса, где наиболее активно используются ИКТ, является проектная и научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся. С тщательно подготовленными работами ученики выступают на различных тематических семинарах и научно-практических конференциях.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким: не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Учителя биологии, физики и химии активно используют на уроках и во внеурочной деятельности цифровую лабораторию «Архимед». Занятия проводимые с использованием этой лаборатории значительно повышает познавательный интерес учащихся к предмету и повышает качество преподавания. Учитель биологии внедряет на занятиях своего кружка применение цифрового микроскопа и цифровой лаборатории. А ученики нашей школы принимают участие в конференциях с проектно-исследовательскими работами в области биологии.

Школьный сайт. В 2008 году с появлением необходимого информационно-коммуникационного оборудования начал свою работу школьный Web-сайт .Сайт школы – это виртуальный мир школы в сети Интернет, рассказывающий о жизни всего школьного коллектива. Здесь публикуются творческие и научно-исследовательские материалы учащихся и педагогов, а также информация отдела образования администрации Невского района.

Чаще всего, цель разработки школьное сайта -  создание имиджа, привлечение дополнительных кадров и учащихся, организация взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реклама и многое другое. В школе постоянно проводятся различные мероприятия, праздники, разрабатываются проекты -все это должно отражатется на сайте. Кроме того, с помощью сайта школьники могут посещать какие-то занятия дистанционно, учителя - узнавать о предстоящих мероприятиях различного уровня, делиться опытом друг с другом, обращаться к своим ученикам  и их родителям. На школьном сайте можно размещать творческие работы учащихся и учителей.

Итак, официальный сайт школы - это и один из компонентов имиджа,

Сайт динамически развивается и пополняется материалами не реже 2 раз в неделю. На сегодняшний день сайт – один из инструментов обеспечения учебной и внеучебной деятельности школы, а также деятельности школьного самоуправления. Сайт помогает решать многие социальные задачи. Родители, ознакомившись с учебными возможностями школы, формируют свой социальный заказ на образование своих детей.

Результаты работы:

  •  Уовершенствована материально-техническая база информатизации школы.
  • Педагогические работники обладают компьютерной грамотностью
  • Предоставлена возможность активно использовать электронные библиотеки и коллекции цифровых образовательных ресурсов учителями на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Разработан, постоянно модернизируется и наполняется актуальной информацией сайт школы.
  • Педагогические работники зарегистрированы в педагогических интернет-сообществах.
  • Ученики и их родители используют электронную почту школы не только для обращения с вопросами к учителям и администрации, но и для участия в различных внутришкольных конкурсах.
  • Внедрён «Электронный дневник»

Вполне очевидно, что использование в образовательном процессе средств информатизации требует иных, нежели ранее, методических подходов, а точнее, педагогических технологий. Путь к успеху в этом важнейшем деле должен быть максимально творческим и демократическим.

 Информационные технологии позволяют создать в школе уникальную среду, обладающую значительным образовательным потенциалом и позволяющую повысить эффективность управления образовательным процессом.

педагогической информации школы.

 

 Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением, формирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, и т.д. – это верный путь повышения эффективности учреждения.

Приложение 1

                                     «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ»

                                               Сроки реализации 2011–2015 гг.

  • Целевое назначение:

  1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности и личностных достижений учителей, реализацию их интеллектуально-творческого потенциала;
  2. Сбор и интеграция всех видов информационных, аналитических, прогнозных и учебно-методических ресурсов, создаваемых в процессе обучения и развития учащихся
  3. Создание единого информационного пространства школы, повышение качества образования путем широкого внедрения  инновационных педагогических технологий.
  4. Повышение доступности информационно-образовательных ресурсов для учителей. Учащихся школы.
  5. Повышение качества управления персоналом и образовательным процессом в целом.
  6. Качественная диагностика работы школы.

Задачи подпрограммы:

  1. Эффективное использование современных образовательных и информационных технологий
  2. Создание условий для широкого внедрения в учебную и воспитательную работу школы информационно-коммуникационных технологий.
  3. Создать условия для освоения всеми членами педагогического коллектива школы компьютерной грамотностью и ИКТ.
  4. Создание медиатеки для использования в учебной  воспитательной работе.
  5. Установка программ «Консультант», «Бухгалтерия 1С», других программ, повышающих эффективность управления.
  6. Обеспечение доступности качественного образования

  • Ожидаемые результаты:

  1. Повышение качества образования за счет использования современных образовательных технологий и повышения доступности информационно-образовательных ресурсов.
  2. Повышение качества образования за счет применения в работе инновационных педагогических технологий.
  3. Повышение уровня обученности учащихся.
  4. Повышение качества управленческой деятельности.

Этапы работы:

Совершенствование информационной среды

Этапы

Содержание

Результаты

Аналитически-проектировочный этап работы

2011-2012 уч.год

Анализ состояния информационной среды школы.

  • Анализ материально-технических возможностей школы.
  • Создание нормативной базы в области информатизации образовательной среды школы.
  • Анализ условий повышения качества образовательного процесса в ИКТ - насыщенной среде (на основе анализа опыта работы зарубежных и отечественных образовательных учреждений)

  • Разработка концепции формирования информационной среды школы, как фактора повышения качества образовательного процесса школы.
  • Создание системы внутришкольного и внешкольного обучения персонала основам компьютерной грамотности и технологиями использования ИКТ в учебной и внеклассной работе.
  • Проектирование деятельности рабочих групп по разработке циклов уроков (включая междисциплинарные уроки) и элективных курсов с использованием ИКТ.
  • Научно-методический семинар «Проектирование и проведение междисциплинарных уроков и элективных курсов с использованием ИКТ»

  • Систематизированные научно-методические6 материалы по анализу и синтезу условий повышения качества образовательного процесса в ИКТ - насыщенной среде.

  • Создание плана модернизации информационной сети школы.

  • Организация внутришкольных  курсов для персонала основам компьютерной грамотности.

  • Методические рекомендации по формированию ИС школы
  • Описание алгоритмов профессионально-педагогической деятельности по разработке циклов уроков и элективных курсов в виде технологической карты

Деятельностный этап работы

 2011-2012;   2012-2013 уч. год

  • Разведение сети Интернет во все аудитории школы.
  • Совершенствование материально-технической базы информатизации школы.
  • Разработка  УМК для цикла уроков (включая междисциплинарные) и элективных курсов как компонентов ИС школы.
  • Организация внутришкольной курсовой системы  для повышения уровня ИКТ-компетентности
  • Апробация циклов уроков и элективных курсов.
  • Подготовка материалов для составления коллекции УМК и методических рекомендаций по их использованию в образовательном процессе с целью повышения его качества
  • Создание единой информационно-образовательной среды

  • Доступность сетевых образовательных ресурсов для всех участников образовательного процесса.

  • Повышение информационной компетентности всеми участниками образовательного процесса.

  • Создание  и работа школьного сайта, участие в поддержке сайта «Два берега»,

Обобщающий этап работы

2013-2014;   2014-2015 уч. год

  • Обобщение опыта работы в рамках подпрограмме «Информатизация»
  • Создание электронных портфолио учителей и учащихся
  • Создание условий для самостоятельной работы учителей и учащихся со средствами ИКТ,
  • Организация и контроль доступа в Интернет-пространство
  • Поддержка работоспосоюности информационных баз данных (Школьный офис, Статистика, 1с: библиотека
  • Модернизировать и развивать информационно-технологическое оборудование школы.
  • Оборудовать компьютерами рабочие места учителей

  • .Создание современной школьной информационной образовательной среды.
  • Повышение качества образования.
  • Создание медиатеки методических разработок уроков и внеурочнх мерориятий.
  • Организация доступа к мультимедийным ресурсам

  • Техническая поддержка внутришкольных и Интернет-проектов учителей и учащихся  

Приложение 2

Анкета:

Компьютер в работе и повседневной жизни

1. Имеете ли вы дома компьютер? (да/нет) ______________

2. Имеете ли Вы свободный доступ в Интернет? (да, нет) ________

3. Имеете ли Вы навыки работы с компьютером? (нужное подчеркнуть)

 Не имею

 Минимальные навыки (включить, выключить, найти нужную программу)

 Имею некоторый опыт (работа в текстовом редакторе, создание презентаций)

 Имею достаточный опыт

 Опытный пользователь (знаю не только программное обеспечение, но и структуру компьютера, установка и удаление программ)

4. Как Вы используете на своих уроках и при подготовке к ним компьютерные технологии? (нужное подчеркнуть)

• Использую при подготовке к урокам:

• составление тематического планирования

• поиск информации в Интернет

• составление конспекта урока

• разработка презентаций

• использование программ диагностики и мониторинга ЗУН

• Использую при проведении уроков

• Презентации

• Электронные учебники

5. Облегчает ли проведение уроков и подготовку к ним использование компьютерных технологий? (да/нет) _________

6. Ваши пожелания по организации работы с ИКТ в школе ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа информатизации МКОУ Каменской школы

Информатизация является одной из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования. Для решения информатизации в нашей школе создана и реализуется программа "ИКТ как средство повышения ...

планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"

В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта  "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...

планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"

В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта  "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

Доклад на тему: «Информатизация образовательной среды школы»

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образователь...

Из опыта воспитательной работы. Школа должна быть "школой радости".

В работе я рассказываю о методике патриотической работы в классе, о проводимых мероприятиях с 5-го класса по  11 класс....

Информатизация учебного процесса школы.

Одним из основных направлений развития школы является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс...