Подводящие упражнения к прыжковым видам дисциплины "Лёгкая атлетика и методика преподавания" Учебно-методическое пособие.
методическая разработка по теме

В пособии описаны техника, подводящие упражнения и правила соревнований по прыжкам в длину и прыжкам в высоту. Включено задание для самостоятельной работы студентов и учащихся. пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета физической культуры, может быть полезным специалистам физической культуры и преподавателям дисциплины "Лёгкая атлетика и методика преподавания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_2011g.doc2.51 МБ
Файл 2.docx828.03 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК С РАЗБЕГА

Условно технику тройного прыжка делят на следующие части:

  1. разбег, «скачок», «шаг», «прыжок», приземление.

Разбег. Длина разбега в тройном прыжке несколько меньше, чем в прыжках в длину. Скорость разбега достаточно высока и зависит от физической подготовленности прыгуна. Начало разбега такое же, как в прыжках в длину. Можно начать или с места (с высокого старта), или с подхода (подбега), но с обязательным попаданием на контрольную отметку. Скорость разбега должна постепенно возрастать. В разбеге необходимо добиться стабильности ритма и длины шагов, особенно последних, где происходит подготовка к первому отталкиванию. Перед отталкиванием нельзя менять структуру беговых шагов.

Первое отталкивание. Толчковая нога ставится на место отталкивания на всю стопу быстрым, но естественным беговым движением. Туловище выпрямлено и слегка наклонено вперед. Руки, согнутые в локтях под углом 90°, работают как при беге. Нога, почти выпрямленная в коленном суставе, ставится достаточно близко к проекции ОЦМ прыгуна, что создает эффективные условия для последующего отталкивания с минимальной потерей горизонтальной скорости. Маховая нога, сильно согнутая в колене, выносится активно вперед, толчковая нога полностью выпрямляется под углом отталкивания 62°. Прыгун как бы  пробегает отталкивание, завершая его вслед движению ОЦМ.

Скачок. В этой полетной фазе необходимо вытолкнуться так, чтобы не увеличивался угол вылета, который может привести к потере скорости, повысить траекторию полета, создавая тем самым отрицательные условия второму отталкиванию (перегрузка).

В первой трети полета прыгун сохраняет положение полета «в шаге», затем маховая нога опускается вниз, сгибаясь в колене, и продолжает движение бедром назад. Толчковая нога одновременно с маховой выводится коленом вперед, голень и бедро составляют угол примерно 90°. В последней части полета толчковая нога, выпрямляясь в колене, опускается вниз. Постановка ее на место отталкивания осуществляется широким «загребающим» движением на полную стопу. Необходимо помнить, что первое и второе отталкивания осуществляются одной и той же ногой. После активной постановки толчковой ноги на место второго отталкивания начинается фаза второго отталкивания. Руки в «скачке» могут работать разноименно, как в беге, а если происходит одноименная работа рук, то прыгун в момент первого отталкивания выводит две руки вперед, затем круговыми движениями вверх-назад-вниз подготавливает их для махового движения во втором отталкивании. Туловище во время «скачка» держится вертикально, лишь ко второму отталкиванию слегка наклоняется вперед.

Второе отталкивание. Нога ставится на опору почти прямая «загребающим» движением. Угол постановки ноги — около 70°, в момент постановки ноги на грунт выносится вперед бедро маховой ноги, помогая приблизить ОЦМ к вертикали и тем самым снизить потери скорости и воздействие тормозящих сил. Туловище занимает вертикальное положение. Активное движение бедра маховой ноги снижает угол отталкивания до 60°, соответственно и снижает угол вылета ОЦМ до 15°. В конце отталкивания несколько увеличивается наклон туловища вперед. Руки работают или разноименно, как в беге, или одноименно, т. е. обе руки выводятся активно вперед, помогая выполнить отталкивание.

Шаг. После второго отталкивания прыгун в полетной фазе занимает положение «шага», т. е. выполняет прыжок с ноги на ногу. Туловище несколько наклонено вперед. Маховая нога бедром выводится вперед до горизонтали, голень почти вертикально направлена вниз. Толчковая нога после завершения отталкивания слегка сгибается в коленном суставе, затем пяткой приближается к тазобедренному суставу. Когда ОЦМ начинает спускаться вниз, то и маховая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе. Ее постановка на опору осуществляется на полную стопу «загребающим» движением. В момент постановки ноги на грунт бедро маховой ноги активно выводится вперед-вверх, начиная третье отталкивание.

Третье отталкивание должно выполняться активно и быстро, сохраняя оставшуюся горизонтальную скорость. Нога ставится почти прямая упруго и энергично, угол сгибания в коленном суставе должен быть минимальным - до 140°. Угол вылета достигает 65°, несколько больше, чем при «скачке», также больше и угол вылета ОЦМ - до 20°. Это достигается опережающими махами ногой и руками, направленными вперед и вверх.

Прыжок - завершающая полетная фаза в тройном прыжке, выполняется так же, как и в прыжках в длину с разбега. Движения прыгуна в «прыжке» совпадают по технике с прыжками «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницы». Применение того или иного способа зависит от квалификации прыгуна и его координационных способностей. Единственное отличие от прыжков в длину с разбега - более кратковременная фаза полета.

«Тройной прыжок с разбега»

Обучение технике тройного прыжка с разбега

Обучение технике тройного прыжка с разбега  обычно начинается после того, как занимающиеся освоят технику спринтерского бега и научатся прыгать в длину и в высоту с разбега. В процессе обучения также используются упражнения, направленные на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, специальные и подготовительные упражнения, развивающие те группы мышц, которые несут большую нагрузку в тройном прыжке (мышцы спины, брюшного пресса, тазобедренной области, голени и особенно стопы). Для обучения технике тройного прыжка с разбега необходимо решить следующие задачи:

Задача 1. Ознакомить с техникой тройного прыжка с разбега.

При ознакомлении занимающихся с техникой тройного прыжка с разбега применяется  общепринятая схема обучения: рассказ техники, показ техники прыжка в целом и по отдельным элементам с детальным объяснением; демонстрация плакатов, кинограмм, учебного фильма и видеозаписей с комментариями преподавателя; ознакомление с правилами соревнований и профилактикой травматизма.

Задача 2. Обучить технике «скачка».

Для решения этой задачи необходимо рассказать о технике «скачка», а затем преподавателю показать ее, сопровождая анализом техники движений. Для этого можно использовать кинограмму. При обучении этой части техники тройного прыжка обратить внимание на активную постановку ноги «загребающим» движением ближе к проекции ОЦМ и на быстрый отскок в сочетании с махом руками. Маховая нога, сильно согнутая в коленном суставе, выносится вперед.

Основные упражнения для освоения техники «скачка»:

  1. многократные «скачки» на одной ноге;
  2. «скачки» через скакалку, набивные мячи, скамейки, барьеры и другие препятствия;
  3. «скачки» по отметкам;
  4. «скачок» с небольшого разбега с приземлением на толчковую ногу;
  5. спрыгивание с высоты 40 – 60 см с последующим отталкиванием.

Задача 3. Обучить технике «шага» в сочетании со «скачком».

Как правило, обучаемым трудно дается выполнение этого элемента техники тройного прыжка, т.к. успешность освоения упражнений во многом будет зависеть от силы ног прыгуна. Поэтому целесообразно сочетать средства, направленные на овладение техникой прыжка, со специальными упражнениями, развивающими силу мышц ног. При выполнении прыжковых упражнений необходимо обращать внимание на активную постановку ног для отталкивания и широкую амплитуду всех движений. Многоскоки целесообразно выполнять по отметкам 3 - 3,5 м, ориентирам, с использованием звуковых сигналов. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением ноги далеко сзади.

Для овладения техникой этих элементов выполняются следующие упражнения:

  1. прыжки с ноги на ногу;
  2. прыжки «в шаге» с 5 – 7 беговых шагов с приземлением в яму;
  3. то же, но «шаг» выполняется с мостика (тумбочки) высотой 30 см;
  4. «скачок» и «шаг» на возвышение;
  5. «скачок» и «шаг» по отметкам;
  6. «скачок» и «шаг» с постепенно увеличивающегося разбега и приземление в яму на маховую ногу.

Задача 4. Обучить технике «прыжка» в сочетании с «шагом».

Особенностью «прыжка» является то, что он выполняется с маховой ноги. Следовательно, в «прыжке» важно научиться мощно отталкиваться маховой ногой. При решении этой задачи следует также обратить внимание на достаточно высокое выполнение «шага».

Средства осуществления этой задачи:

  1. прыжки в длину, отталкиваясь маховой ногой;
  2. прыжки в длину через препятствие (планку, скакалку);
  3. выполнение связки «шаг» - «прыжок» с постепенно увеличивающейся скоростью разбега;
  4. многократные «скачки» на маховой ноге;
  5. спрыгивание с высоты 40 – 60 см на маховую ногу с последующим отталкиванием;
  6. выполнение сочетания «шаг» - «прыжок» по отметкам.

Задача 5. Обучить ритму разбега и технике тройного прыжка в целом.

В процессе обучения технике тройного прыжка с короткого и среднего разбега необходимо закрепить правильный ритм прыжка, обращая внимание на длину и высоту прыжков, используя ориентиры, отметки, сигналы.

Начинать обучение полному разбегу необходимо с определения длины разбега и выбора удобного положения начала разбега.

Основные средства обучения:

  1. повторные ускорения на 40 - 50 м в секторе для прыжков с попаданием на место отталкивания;
  2. тройной прыжок с 6 - 7 шагов разбега;
  3. подбор полного разбега и пробегание без отталкивания;
  4. тройной прыжок с полного разбега в целом.

Задача 6. Совершенствовать технику тройного прыжка с разбега.

В процессе совершенствования в технике тройного прыжка длина разбега увеличивается постепенно, по мере закрепления навыков всех трех отталкиваний. Большое значение для закрепления и совершенствования навыков имеет регулярное применение специальных упражнений для обучения простому прыжку и исправлению ошибок.

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПРЫЖКАМ

Судейство соревнований по прыжкам в длину и в высоту имеет много общего по составу бригад и технологии судейства.

Количественный состав судейской бригады зависит от масштаба и уровня соревнования и колеблется от 3 - 4 до 6 - 8 человек, куда входит старший судья бригады, 2 судьи-измерителя и судья секретарь.

Горизонтальные прыжки

Требования к месту соревнований

Место для прыжков состоит из дорожки для разбега, бруска для отталкивания и ямы с песком для приземления.

Брусок для отталкивания имеет ширину 198 - 202 мм, длину 1,21 - 1,22 м, находится на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Поверхность бруска для отталкивания окрашивается в белый цвет. Расстояние между бруском для отталкивания и ближним краем ямы должно быть в прыжках в длину - от 1 до 3 м, в тройном прыжке - для мужчин не менее 13 м, для женщин не менее 11 м. Расстояние между бруском для отталкивания и дальним краем ямы должно быть не менее 10 м в прыжках в длину и не менее 21 м в тройном прыжке.

За краем бруска, совпадающим с «линией измерения», устанавливается съемная планка-индикатор (фиксатор заступа) длиной 1,21 - 1,22 м и шириной 98 - 102 мм. Планка вставлена в специальный паз, покрывается слоем пластилина, на котором фиксируется след при заступе, заравнивается с помощью шпателя. На соревнованиях необходимо иметь запасные съемные планки-индикаторы.

По обе стороны от бруска для отталкивания по линии измерения на грунт наносятся белые линии шириной 1 см и длиной 0,5 м каждая. На эти линии на расстоянии 0,1 м от краев бруска ставятся прямоугольные указатели местоположения бруска, размером 200 x 250 мм, лицевая плоскость которых обращена в сторону разбега и окрашена в белый цвет с темной полоской под углом 45° к горизонтали.

Дорожка для разбега, ограниченная линиями шириной 50 мм, должна иметь ширину 1,22 - 1,25 м и длину (считая от бруска для отталкивания) не менее 40 м.

Яма с песком для приземления в прыжках в длину и тройном должна иметь ширину от 2,75 м до 3,00 м и располагаться симметрично по отношению к оси дорожки.

Яма обрамляется бортами, которые не должны выступать над поверхностью сектора; ближний к бруску борт ямы должен быть не менее чем на 3 см ниже уровня дорожки для разбега. Песок в яме должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега.

Во время соревнований по тройному прыжку на участке дорожки от бруска до ямы запрещается оставлять брусок для прыжка в длину; он должен быть удален, а место тщательно заделано. Между бруском для отталкивания и ямой приземления для выполнения фаз «шага» и «прыжка» должна быть зона отталкивания с минимальной шириной 1,22 м, обеспечивающая жесткую постановку стопы.

По обе стороны дорожки для разбега и вдоль боковых бортов ямы для приземления должна предусматриваться зона безопасности шириной не менее 1 м, а за дальним краем ямы - не менее 5 м, лежащая на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега и свободная от посторонних предметов, представляющих опасность получения травм.

Покрытие дорожки для разбега должно отвечать требованиям, предъявляемым к покрытию беговых дорожек.

Правила проведения и судейство соревнований по прыжкам в длину и тройному

Соревнования по прыжкам в длину и тройным проводятся в несколько этапов. Отбирается необходимое количество участников:

  1. после квалификационных соревнований – выполнивших норматив;
  2. после основных – 12 лучших участников;
  3. затем 8 – для финала (от худшего к лучшему).

Финальные соревнования начинает участник с наименьшим результатом, а последним прыгает спортсмен с лучшим показателем.

В соревнованиях каждому участнику предоставляются три попытки. В зачет берется лучший результат.

Участники должны знать, что красный флажок в вытянутой в сторону руке, как бы перегораживающей дорожку, означает запрет разбега; белый флажок, поднятый вверх, - попытка засчитана; красный флажок, поднятый вверх, - попытка неудачная.

Для подготовки и выполнения прыжка участнику отводится время - 1,0 мин. Услышав команду, спортсмен должен приступить к выполнению попытки. Если по каким-то причинам он не уложился в отведенное время, то старший судья в зависимости от того, умышленно или нет затягивает участник выполнение попытки, делает ему предупреждение. Если участник и в следующей попытке необоснованно затягивает время, старший судья имеет право его дисквалифицировать (лишить возможности использовать эту попытку). Если судья посчитал, что причина затягивания времени является уважительной, он может ограничиться замечанием участнику. Также он имеет право предоставить дополнительную попытку участнику, если была какая-то помеха.

После выполнения участником попытки старший судья, убедившись в том, что не было допущено ошибок, подает команду «Есть!» и поднимает белый флаг.

Если выполняется тройной прыжок, судья дополнительно должен убедиться в правильном чередовании ног участника при прыжке.

В случае какого-либо нарушения правил старший судья подает команду «Нет!» и поднимает вверх красный флажок. В соревнованиях в тройном прыжке при заступе рекомендуется делать это немедленно, не дожидаясь завершения прыжка.

Результаты прыжков измеряют от ближайшей к бруску точки следа, оставленного на песке любой частью тела, по прямой линии перпендикулярно к линии измерения. Результат округляется с точностью до 0,01 м в сторону уменьшения, если измеряемое расстояние не составляет целого сантиметра.

Результат вписывается в соответствующую графу; в случае неудачной попытки ставится знак «X»; если по каким-то причинам участник пропускает выполнение попытки, то ставится знак «—».

Прыжок не засчитывается, если прыгун:

  1. не выполнив прыжка, пробежал через брусок или сбоку от него через линию измерения;
  2. при отталкивании наступил или заступил за линию измерения;
  3. оттолкнулся сбоку от бруска;
  4. во время приземления коснулся любой частью тела поверхности сектора за боковым краем ямы ближе к бруску отталкивания, чем след в песке, оставленный при приземлении;
  5. после совершения прыжка возвратился назад через яму для приземления;
  6. при прыжке применил любую форму сальто;
  7. покидая яму, имел первый контакт с землей за пределами ямы ближе к бруску, чем ближайшая отметка, оставленная на песке при приземлении;
  8. в тройном прыжке попытка не засчитывается также в случае, если прыгун нарушит последовательность чередования ног при прыжке.

Определение победителя.

По окончании финальных соревнований определяются победитель и призеры.

В соответствии с правилами призовые места занимают те спортсмены, которые показали лучшие результаты из всех шести попыток (основные соревнования и финал). При равенстве результатов места распределяются по следующему лучшему результату в остальных попытках. Если и в этом случае невозможно определить победителя, то участникам предоставляется поочередно по дополнительной попытке в прежней очередности (до тех пор, пока не определится победитель). Это правило распространяется и на случай, когда равны вторые результаты и т. д. После этого перепрыжка прекращается и места всех остальных прыгунов, участвующих в перепрыжке, делятся. При равенстве показателей участников, не претендующих на первое место, места также делятся.

Вертикальные прыжки

Требования к месту соревнований по прыжкам в высоту

В секторе для соревнования расположены: стойки, на которых устанавливается планка, место для приземления (маты или песок); площадка для разбега.

Размеры площадки должны допускать длину разбега не менее 15 м, а если позволяют условия - то 45 м. Минимальная ширина дорожки для разбега должна быть 1,22 м, максимальная - 1,25 м. Она должна быть обозначена белыми линиями шириной 5 см. Максимальная длина разбега не ограничена.

Покрытие площадки для разбега должно отвечать требованиям, предъявляемым к покрытиям беговых дорожек.

Стойки с пластинами, на которые устанавливается планка, могут быть переносными или стационарными. Конструкция стоек - произвольная, жесткая, прочная, позволяющая устанавливать планку на необходимой высоте. Расстояние между стойками 4,00 - 4,04 м.

Верхний край стоек должен быть выше планки не менее чем на 10 см.

Держатели, на которые укладывается планка, должны быть плоскими и прямоугольными, шириной 40 мм и длиной 60 мм, прочно прикреплены к стойкам друг против друга. Они не должны иметь пружин и не могут быть покрыты резиной или другим материалом, увеличивающим трение между ними и поверхностью наконечников планки. В зависимости от конструкции стоек держатели могут перемещаться вверх и вниз по стойкам или жестко прикрепляться к выдвижным частям стоек и перемещаться вместе с ними.

Место для приземления должно иметь размеры не менее 5 х 3 м. Оно может быть стационарным, сборно-разборным или перевозным. Это могут быть маты из поролона или других упругих материалов высотой 0,75 - 1,0 м.

Конструкция и положение стоек и матов для приземления должны исключать контакт стоек с матами, поэтому расстояние между стойками и ближайшими к ним частям матов для приземления должно составлять приблизительно 10 см.

Планка должна быть изготовлена из фиброволокна или из другого пригодного материала (но не из металла). Она состоит из 3-х частей: собственно планки круглого сечения диаметром 29 - 31 мм и двух полукруглых или квадратных наконечников, которые должны быть жесткими, полукруглой формы и иметь гладкие поверхности шириной 30 - 35 мм и длиной 150 - 200 мм.

Длина планки должна быть такой, чтобы между ее торцами и стойками были расстояния по 10 мм (т.е. планка на 20 мм короче принятого расстояния между стойками). Длина планки для прыжков в высоту составляет 4,00 м (±2) см, максимальный вес 2 кг.

Правила проведения и судейство соревнований по прыжкам в высоту.

В прыжках в высоту участникам предоставляется по три попытки для преодоления каждой высоты, которые они выполняют поочередно в соответствии с порядком записи в протоколе. При преодолении высоты с первой или второй попытки оставшиеся (неиспользованные) попытки участнику не предоставляются.

На подготовку и прыжок в одной попытке, так же как и во всех технических видах, участнику предоставляется 1,0 мин, если в прыжках в высоту на соревнованиях осталось 2 - 3 участника, то время на подготовку к прыжку увеличивается до 1,5 мин, а если 1 участник - до 3 мин.

Используется два флажка: белый и красный. После выполнения участником попытки старший судья, убедившись в том, что не было допущено ошибок, подает команду «Есть!» и поднимает белый флаг. В случае какого-либо нарушения правил старший судья подает команду «Нет!» и поднимает вверх красный флажок.

Высоту установки планки измеряют в средней части планки в целых сантиметрах от верхнего края планки до поверхности сектора.

Порядок подъема планки в прыжках в высоту оговаривается Положением или Регламентом и осуществляется обычно через 5 см до определенной высоты. Затем планка поднимается не менее чем на 2 см, пока не останется один участник. Далее высота согласовывается старшим судьей (а на соревнованиях высшего уровни - рефери) с оставшимся участником.

Участник может начать прыгать с любой из объявленных высот. При регистрации или при первом вызове для пробного прыжка участник должен заявить, с какой высоты он начинает прыгать. Он имеет право во время соревнований изменить свою заявку в сторону уменьшения или увеличения. При этом, если на новой заявленной им высоте соревнования уже начались и первая или вторая попытки уже проведены без его участия, спортсмен имеет право только на оставшиеся (соответственно две или одну) попытки на этой высоте.

Начав соревнования, участник может не выполнять (пропустить) прыжки на той или иной высоте (исключая случай перепрыжки), не теряя права на дальнейшее участие, или после выполненной им первой или второй незасчитанной попытки на данной высоте может использовать (соответственно две или одну) оставшиеся попытки на следующих высотах, но он не имеет права вернуться к выполнению прыжков на пропущенной им высоте.

Если участник сделал три незасчитанные попытки подряд, независимо от того, на каких высотах они были выполнены, он выбывает из соревнований. Если после одной или двух незасчитанных попыток подряд участник преодолевает планку, он вновь получает право на три попытки на следующих высотах.

Например, участник взял высоту 1,75 м, сбил планку при первой попытке на высоте 1,80 м и перенес две оставшиеся попытки на следующую высоту - 1,85 м. В первой попытке он не взял новую высоту и перенес последнюю попытку на следующую высоту - 1,90 м (или еще большую высоту). Если он не возьмет ее в единственной оставшейся попытке, то закончит соревнование как сделавший три незасчитанные попытки подряд (по одной на высотах 1,80, 1,85 и 1,90 м). Если же он с первой попытки возьмет высоту 1,90 м, то продолжит соревнование и прекратит прыжки лишь после трех незасчитанных попыток подряд на любых следующих высотах.

Прыжок в высоту не засчитывается, если участник:

  1. сбил планку;
  2. оттолкнулся от земли обеими ногами;
  3. дотронулся до поверхности сектора, включая зону приземления, расположенную за проекцией ближнего края стоек между или вне стоек, любой частью своего тела до того, как он преодолел планку. Однако если прыгун во время прыжка касается места приземления ногой и, по мнению судьи, он не получил от этого никакого преимущества, прыжок не считается неудавшимся.

В протоколе против фамилии участника на очередной высоте: знак «О» — при удачной попытке, знак «X» - при неудачной попытке и знак «—», если попытка пропускается.

Определение победителя.

Победителем становится участник, показавший лучший результат. Если последнюю взятую высоту преодолело несколько участников, то победителем будет тот из них, кто затратил наименьшее количество попыток на данной высоте. Если и этот показатель будет одинаковым для нескольких участников, что встречается часто, то победителем будет тот участник, который имеет наименьшее количество неудачных попыток на всех высотах, включая последнюю взятую высоту.

Если же и этот показатель одинаков у двух или нескольких участников, тогда назначается перепрыжка (только для определения первого места), которая считается как бы продолжением соревнований и проводится сразу же после окончания основных соревнований (для определения первого места). Результаты перепрыжки обязательно фиксируются в протоколе; если будут показаны разрядные или рекордные результаты, то все они будут засчитаны.

При перепрыжке участникам предоставляется по одной попытке на каждой высоте (начиная с высоты, следующей за взятой ими). Например, три участника со второй попытки преодолели высоту 220 см, а высоту 222 см (в соответствии с установленным перед соревнованиями порядком изменения высот) никому из них преодолеть не удалось. При перепрыжке планка устанавливается сначала на высоту 222 см; если кто-либо из них преодолеет эту высоту, он объявляется победителем и перепрыжка прекращается. Если высоту возьмут два участника (или все три), то планка поднимается на высоту 224 см. Если же высоту 222 см не преодолел никто, то планку опускают до 220 см и т.д., пока не будет определен победитель.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Упражнения для развития прыгучести

Современные высокие спортивные результаты в прыжках в длину и в высоту способны показывать только спортсмены отлично подготовленные, обладающие высоким уровнем прыгучести. Развитие прыгучести должно идти в специальном направлении в соответствии со структурой и характером усилий в каждом виде прыжка. Упражнения прыгуна можно разделить на общие и специальные. Те и другие выполняются с отягощениями и без них. Используя отягощения, следует учитывать уровень двигательной подготовленности спортсмена. Например, для новичков они не должны превышать 3 - 4% собственного веса, а для спортсменов-разрядников - 4 - 5%. Не рекомендуется использовать отягощения при прыжках через планку. Упражнения с ними дают в таком количестве, чтобы при прыжках не искажалась основная структура движения (они должны составлять не более 20 - 25% общего времени занятия). Здесь приведены лишь некоторые упражнения для развития прыгучести – в зависимости от поставленной задачи их можно усложнить или облегчить. Количество этих упражнений во время тренировок увеличивается, а во время непосредственной подготовки к соревнованиям уменьшается.

  1. Прыжковые упражнения без отягощения

Почти все общие и специальные прыжковые упражнения без отягощения могут (при достаточном уровне физической подготовленности учеников) применяться во всех возрастных группах.

1. Прыжки через барьеры, набивные мячи на одной и двух ногах — 3 - 4 серии по 10 - 15 прыжков. Высота барьеров зависит от подготовленности группы.

2. Прыжки с ноги на ногу (на мягком грунте, дорожке из матов, песке) —  3 - 4 серии по 10 - 15 прыжков.

3. Прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20 - 30 прыжков, постепенно увеличивая их количество.

4. Спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх — 2 - 3 серии по 8–10 раз.

5. Различные прыжки со скакалкой — до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20 - 30 раз в подходе.

6. Выпрыгивания одной ногой с места, доставая высоко расположенные предметы рукой, головой, плечом.

7. Прыжки на двух ногах (на мягком грунте) с продвижением вперед и подтягиванием коленей к груди — 3 - 4 серии по 7 - 15 прыжков.

8. Выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») - 2 -3 серии по 6 - 10 прыжков.

9. Выпрыгивания из полуприседа на одной и другой ноге — 2 - 3 серии по 20–30 прыжков на каждой ноге.

  1. Прыжковые упражнения с отягощением

Упражнения с отягощениями рекомендуется использовать с 13–14 лет, а остальные — с 15 - 16 лет. Однако если физическое развитие и двигательная подготовленность детей находятся на высоком уровне, упражнения с отягощением можно давать на 1 - 2 года раньше.

1. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с отягощением на плечах — 3 - 4 серии по 8 - 10 прыжков. Вес груза (мешок с песком, гриф от штанги или специальный пояс) — не более 30 - 35 кг.

2. Медленное приседание с отягощением и последующее быстрое выпрыгивание вверх — 2 - 3 серии по 5 - 7 прыжков.

3. Подскоки на двух ногах с отягощением на плечах. Особое внимание обращать на работу стопы — 2 - 3 серии по 15 - 20 прыжков.

4. Подскоки с отягощением на плечах со сменой ног в положении выпада — 3 - 4 серии по 5 - 7 раз.

5. Подскоки через скакалку с отягощением на поясе.

6. Прыжки на двух ногах (гимнастическая скамейка между ногами) с гантелями в руках, спрыгивая со скамейки и напрыгивая на нее, — 2 - 3 серии по 8 - 10 прыжков.

  1. Специальные прыжковые упражнения без отягощения

1. И.п. — толчковая нога впереди, маховая сзади, руки в положении замаха перед отталкиванием в прыжке в высоту. Выполняя маховое движение и отталкивание, «ударить» маховой ногой по мячу, подвешенному на высоте 130 -  160 см — 10 - 15 раз.

2. Выпрыгивая с шага вверх с одной ноги, достать головой, грудью или маховой ногой высоко расположенные предметы — 12 - 15 раз.

3. С разбега выпрыгивание вверх с последующим приземлением на толчковую ногу. Приземляться желательно на стопку матов высотой от 40 до 80 см. Выполнить 8 - 10 раз.

4. Выпрыгивание «на взлет» с одного, трех и пяти шагов разбега. Приземление на толчковую ногу.

5. Выпрыгивание вверх с одного и трех шагов разбега «на взлет» с мягкого грунта (дорожка из матов, песок).

6. Прыжки через планку с прямого разбега «на взлет» с приземлением на толчковую ногу.

  1. Специальные прыжковые упражнения с отягощением

1. И.п. — маховая нога на возвышении, штанга (груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге — по 10 - 15 прыжков на каждой ноге.

2. С одного шага разбега метание набивных мячей, цепляя их носком маховой ноги — по 10 - 15 раз каждой ногой.

3. Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1 - 3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12 - 15 попыток.

  1. Прыжки через препятствия

Чтобы достигнуть хороших показателей в прыжке, ученику необходимо развить наибольшую начальную скорость полета тела и направить ее под выгодным (оптимальным) углом к горизонту.

Часто занимающиеся плохо выталкиваются вверх, из-за чего траектория полета оказывается низкой, это происходит не столько из-за недостатка физических сил, сколько из-за неумения выталкиваться точно вверх. При обучении этому движению целесообразно использовать ориентир - препятствие определенной высоты, устанавливаемое между бруском для толчка и местом приземления (примерно посередине). В момент прыжка в длину с разбега надо пролететь над препятствием. Это в значительной степени мобилизует ученика, заставляя отталкиваться не только в длину, но и в высоту.

В качестве препятствия можно использовать легкие переносные ящики длиной 120 см, высотой и шириной 60/44, 44/30 и 30/18 см. Установив два-три разных ящика один на другой, можно варьировать высоту препятствия в зависимости от подготовленности занимающегося.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033100 – «Физическая культура». Квалификация – педагог по физической культуре. М., 2000.
  2. Д. Кеннет Догерти. Современная легкая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1958
  3. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., исп. М.: Академия, 2008.
  4. Лазарев И.А., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. М., 1999.
  5. Легкая атлетика. 2-е изд., перераб. и доп./под ред. Е.М. Лудковского и А.А. Филиппова. М.: Физкультура и спорт, 1977.
  6. Легкая атлетика/под ред. А.Н. Макарова, П.З. Сирис, В.П. Теннова.  М., 1990.
  7. Легкая атлетика/под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. М., 1989.
  8. Легкая атлетика/под ред. проф. А.Н. Макарова. М.: Просвещение, 1987.
  9. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике: учеб.-метод. пособие/под ред. В.И. Лахова, В.И. Коваль, В.Л. Сечкина. М.: Советский спорт, 2004.
  10. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. Легкая атлетика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1979.
  11. http://spo.1september.ru/articlef.php?ID=200800803
  12. http://athletics-sport.info/rules
  13. http://woolgathering/indexing?option=com_content&view=article&id=42:2009-08-07-13-56-13&cat id=7:2009-08-07-12-21-15&Item id=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок физической культуры. Тема: Волейбол: физическая и техническая подготовка, подводящие упражнения.

Задачи урока: Развитие основных физических навыков.Развитие координации движений.Развитие игровых навыков в волейболе.Развитие физических и технических возможностей волейболистов.    ...

открытое занятие "обучение техники прыжка через нарты путем новых подводящих упражнений"

Мною разработана методика тренировки по прыжкам через нарты для групп начальной подготовки, основанная на ранее разработанной методике республики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЛОКИРОВАНИЮ

Блокирование можно классифицировать: а) по количеству участвующих игроков: – одиночное; – групповое (двойное и тройное); б) по месту отталкивания: – на месте; – после перемещения; в) по тактиче...

Подводящие упражнения при обучении технике лыжных ходов.

Обучение технике лыжных ходов выполняют как правило, по такой схеме: упражнения на месте без лыж (в разминке); упражнения на лыжах на месте; упражнения при передвижении на лыжах....

"Комплекс подводящих упражнений для овладения элементами техники классических лыжных ходов, способов подъемов, спусков, торможений и поворотов."

Техника лыжных ходов поможет любителям и спортсменам ездить быстро, в удовольствие и безопасно....