Урок XXI века трудности и новаторство
методическая разработка на тему

Новикова Елена Юрьевна

Выступление на методическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_xxi_veka_trudnosti_i_novatorstvo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок XXI века трудности и новаторство

Образовательный процесс в школе – это кровеносная система,
а урок – это биение сердца”

Конаржевский В.С.

“ Урок – это клеточка педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.”

Скаткин М.Н.

     Целью образовательного процесса школы является целостное развитие каждого ученика, становление широко образованной личности, высоконравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе.

Слайд №3 Основной формой обучения в школе является урок. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не свершались реформы, урок остаётся вечным и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними океан знаний и рифы противоречий.

Нас волнует, как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащегося знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое состояние?

Начальное и главное назначение урока – организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и развивать. Сейчас на уроке дети не задают вопросов, учат материал ради отметок или похвалы, значит, у них познавательный процесс приглушен, не востребован или направлен совсем на другой предмет познания. Если это так, то урок проходит впустую, воспитывает человека, не способного адекватно и творчески жить в этом мире. Почему детям стало неинтересно учиться? Как изменить это? Ориентация нашего МО на гуманизацию образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармонического сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Современный урок – эффективный урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. У нас постоянно возникают вопросы: “Что влияет на современность урока? Мастерство педагога? Совокупность методов приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть современный урок?” Эти проблемы можно перечислять до бесконечности. Но прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том “как надо”, мы попытаемся сегодня ответить на вопросы: “Какой он, урок 21 века в действительности? Какой он нужен сегодняшним школьникам? Какие традиции его надо продолжать? В чем проявляется эффективность новаторства?

Мы стали задумываться: почему наши дети от класса к классу слабее учатся, менее ревностно относятся к занятиям, менее охотно бегут на уроки, на наши уроки? Может потому, что они превращаются в формальную организацию обучения. Сейчас труднее собирать детей в коллектив, объединять единым делом, единым суждением. Мы стремимся, чтобы урок стал нравственным. Урок не только просвещает своими качествами в истинных законах нравственности, но и, по выражению А.С. Макаренко, становится тренажерным залом для упражнения нравственности самого высокого уровня. Духовно-нравственная природа урока – это вера учителя и учеников друг в друга.

Жизнь не стоит на месте. Меняются цели и содержание образования, что способствует использованию новых приемов и методов обучения; появляются новые средства и технологии обучения – не может не меняться и урок. Урок должен быть современным, эффективным. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок, важный, существенный для настоящего времени.

А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном , изученном. Традиционная тема может быть оригинально решена, методически блестяще выстроена на ярком, интересном содержании.

При планировании процесса обучения учителя нашего МО ориентируются на богатство и разнообразие видов деятельности, которые позволят сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомительной.

Слайд 4 На уроке непременно должна работать формула 5 “у” – учёба + удивление+ удовольствие + увлечение = успех. Современные требования к уроку делятся на дидактические, психологические, гигиенические, требования к технике проведения.

Слайд №5 При подготовке и планировании урока наши педагоги осуществляют целый комплекс действий:

  1. Учитывают особенности класса: уровень успеваемости, отношение к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.
  2. Учитывают свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, профессиональную компетентность, уверенность в своих знаниях, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.
  3. Соблюдают правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
  • Выделить главную идею урока.
  • Отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала.
  • Четко и ясно ставить задачи перед учениками.
  • Следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование.
  • Экономить время, поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приемы, которые позволяют ему успешно проводить уроки. Накопленный опыт наших учителей, задачи и поэтапная реализация программы развития позволили умело сочетать в образовательном процессе традиции и элементы новации. Обновлению подвергся прежде всего урок. Нам удалось трансформировать традиционный урок в урок нового поколения, соединив лучшее старое с инновациями. В основном учителя владеют методикой урока ХХI века и умеют проводить его с учётом всех требований.

Посещённые уроки позволяют констатировать следующее:

– улучшилось здоровьесберегающая направленность уроков.

– предпочтение даётся демократическому стилю управления;
– большинство  уроков носят развивающий характер;
– научили наши учителя детей ставить коллективные и личностные цели урока, предугадывать новые темы, активно участвовать в рефлексии.

Оснащенность  кабинетов компьютером даёт возможность учителям сделать уроки современными. Содержательные собственные презентации делают учение с увлечением. Вырос профессионализм наших учителей в проведении уроков, в развитии мотивации учения, совершенствовании обучения.

Слайд №6–9 Существуют различные типы уроков, причем разные авторы по-разному их классифицируют. Я не буду подробно на этом останавливаться. По сути же все типы являются развернутыми этапами комбинированного урока. Ну и конечно, наряду с традиционными уроками существуют и нетрадиционные уроки. Глядя в программу нашего семинара, вы можете увидеть, что мы предлагаем вашему вниманию уроки разных типов.

Слайд №10 По словам Н.Е. Щурковой: “ Современный урок – дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.

Слайд 11 Основные пути совершенствования урока в современной школе разнообразные.

  1. Усиление целенаправленной деятельности учителя и учащихся на уроке.

Одна из важных задач учителя – мобилизировать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

  1. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций.

Качество обучения на уроке во многом определяется умениями учащихся работать с источниками знаний, учебниками. Источник – тот родник, откуда черпаются силы, знания, идеи, выводы, принципы жизни и деятельности. Это связь прошлого, настоящего и будущего. Источник – место, откуда постоянно бьет живой ключ свежей воды, он всегда полноводен, неистощим и первороден. Источник знаний в процессе урока – это наравне с учебником, письменные, а также другие вещественные, новые, разные, устные тексты.

Обучение только по учебникам давит на человека своей жесткой конструкцией, заданностью , уже доказанностью. Сейчас учебники ветхие, морально устарели, не все необходимые есть в продаже, но есть аудиокниги, ТV, ПК, Интернет. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

Важно отобрать тот материал, который служит решению поставленных задач наиболее простым доступным способом.

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса – это целенаправленный выбор наилучшего оптимального варианта построения процесса обучения, сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих к достижению целей урока.
  2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке.

Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха

В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

  1. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

При переходе к новому материалу ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Это возможно разрешить, используя межпредметные связи. Они осуществляются с целью обобщения и систематизации широкого круга знаний, способствуют усвоению нового по различным учебным дисциплинам.

Технология современного урока.

Выбор технологии обучения – это сложный процесс перехода к новому, преобразования.

Сколько учителей – столько и методов обучения. Сейчас перед нами, резко встали вопросы о характере и качестве работы:

  • почему возникла необходимость обновлять технологию урока, что побудило обратиться к новшествам?
  • какие противоречия и недостатки в деятельности с детьми очевидны?
  • каковы причины их проявления?
  • что хотелось бы изменить?
  • нельзя ли исправить положение и снять противоречия? Как?

Решая эти вопросы, мы рекомендуем учителям применять в своей работе элементы новаций. Через них учитель самореализуется, проявляет творчество. Технологий много. Условно их можно разделить на 4 группы: Слайд 12 

  1. Технологии программно – целевого управления познавательным процессом 
  2. Технологии психического воздействия на процесс познания.
  3. Технологии воспитания в процессе жизни.
  4. Технологии свободного (естественного) воспитания.

Каждая группа технологий обучения эффективна для очень конкретных условий, ситуаций, располагает богатыми методами, приемами и средствами обучения и вариантами их применения. Важно учитывать: инновационные технологии хороши тогда, когда они не отрицают, а развивают классику. Надо помнить: ни одна технология урока, даже самая успешная, не может считаться таковой, если она ухудшает детскую нравственность и физ. здоровье. Это должно быть непреложным законом отношения учителя к выбору технологии урока. Мои коллеги в сюжет  урока вводят динамические паузы с музыкальным сопровождением, “мозговую гимнастику”, гимнастику для глаз, эмоциональные разрядки.

   Сейчас резко обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы массовая практика отреагировала новыми, нестандартными уроками с целью возбудить и удержать интерес учащихся к учебному труду.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, учат их самообучению, творчеству, оригинально мыслить и самовыражаться.

    А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение новой техникой – позволяет придумывать новые нестандартные уроки. Нестандартные уроки тяжело, долго готовятся, но лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках.

Слайд 13 “Эффективность современного урока – стимул к успеху учителя и ученика”

Слайд 14 “Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”. В.А.Сухомлинский

Слайд 15 “Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом”. (Галилео Галилей)

Слайд 16-17. 

 Слайд 18 Изменение представления учителя о современном уроке.

Ученик – это субъект учебной деятельности. Разнообразие источников знаний:

слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления. Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность

Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся. Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися.

Слайд 19 Управление уроком

Слайд 20 Эффективность урока (слайд)

Слайд 21 – Какой урок можно считать эффективным?

Эффективность урока

Критерии

  • Конкретность поставленной цели и задачи
  • Создание ситуации успеха
  • Обучение через открытие
  • Демократичность и открытость
  • Результативность
  • Качество учебного материала
  • Формирование ключевых компетенций
  • Способность ученика проектировать свою деятельность
  • Разнообразие методов, приёмов
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Творчество
  • Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося.

Слайд 22 Современный урок – современный учитель...Учитель – какой он?

Слайд 23-24 Синквейн (нашей школы)

     Урок XXI века должен быть эффективным, целостным, завершенным, доведенным до логического конца, продуманным и выстроенным до мелочей.

Открытый современный урок является проблемным, уроком взаимодействия, иллюстрацией системы работы научных позиций, технологических убеждений педагога. Очень важно, чтобы мы, видели в уроке учителя, сочетание его профессионального опыта, безграничного творчества, современного подхода к преподаванию. Урок – это показатель качества жизни людей, возможность прогнозировать будущее.

Всегда интересно и полезно посещать уроки, кто бы их ни давал – сильный или слабый педагог, консерватор или новатор, молодой или опытный. В каждом уроке можно найти и хорошее, и плохое, а главное, поучительное для себя. Каждый урок о чем-то предупреждает, что-то советует, наталкивает на какие-то мысли, что-то неожиданно открывает.

Слайд 25 Урок жив! У некоторых учителей он распускается прямо на глазах, как бутон розы, играет всеми цветами радуги, временами свертывается до неприметного серенького макового зернышка и становится видимым только посвященным в его природу. Как захватывающе интересно зрелище настоящего хорошего урока, удовольствие видеть и открывать которое не раз доставляли наши учителя. Невольно становишься защитником этого маленького чуда-урока, длящегося всего 45 минут. Он еще не исчерпал своих возможностей, и педагоги далеко не все их открыли для себя!

Слайд 26  Все дети могут успешно учиться, если школа УМЕЕТ учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок 21 века. Какой он?

В статье дается описание современых технологий, применяемых на уроках....

Презентация к уроку Поэт века. С.Есенин.

Отражены основные этапы жизни поэта....

Урок природа Антарктиды ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОРЕСУРСОВ НА КОНКУРС «УРОК XXI ВЕКА»

ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОРЕСУРСОВ НА КОНКУРС «УРОК XXI ВЕКА»...

Открытый урок на тему: "Трудности, с которыми сталкиваются туристы за границей"

Этот урок - результат творческого сотрудничества с учениками 10-х классов Новополоцкого Государственного Лицея г.Новополоцк Витебской области респ.Беларусь...

Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.

мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...