Игровые технологии на уроках русского языка
учебно-методический материал на тему

Плужник Татьяна Петровна

Выступление на семинаре учителей русского языка в рамках ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игр овые технологии на уроках русского языка . Учитель русского языка и литературы МАОУ лицея «Морской технический» Т.П.Плужник

Слайд 2

Задачи: 1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. 2. Рассказать о дидактических играх на уроках. 3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов. Цель данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.

Слайд 3

«...она [ игра ] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы». Л. С. Выготский «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Ф.Шиллер

Слайд 4

Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии . Функции игры Познавательный интерес, активизация деятельности Развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей Коммуникативная Социализация, толерантность Межнациональная коммуникация Повышение самооценки

Слайд 5

Условия использования игр на уроках: 1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока. Игровые задачи всегда соединяются с дидактическими. Доступность для учащихся данного возраста. Эмоциональная установка. Умеренность в использовании игр на уроках. Игра не самоцель, а средство, способствующее сотрудничеству на уроке. Вовлечение в работу всех учеников. Умение выслушивать мнение других.

Слайд 6

Возможности использования игровых технологий: 1) Ролевые игры на уроке (инсценирование); 2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий ( урок - соревнование , урок - конкурс, урок - путешествие , урок – КВН , урок-фестиваль ); 3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий , которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Слайд 7

Преимущества игровых технологий 1.Игровая методика особенно хорошо работает на слабых учеников. 2. Реализует потребность подростков в общении. 3. Способствует развитию сферы общения школьников. 4. В игре проявляются все три стороны общения: информативная ( передача и сохранение информации); интерактивная (организация взаимодействия и совместной деятельности) и перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком).

Слайд 8

Преимущества игровых технологий 5. Меняют форму взаимодействия учителя и ученика. 6. Изменяет объектную позицию учащегося в субъектную, активно действующую. 7. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. 8. Игра развивает интерес к предмету и активизирует мыслительную деятельность учащихся. 9. Игра включает ученика в активный процесс получения и переработки знаний. 10. Игра расширяет кругозор учащегося, ставит его перед ситуацией нравственного выбора, принятия самостоятельного решения. 11. Именно в процессе игрового диалога ребёнок усваивает те модели и методы, которые позволяют ему действовать самостоятельно. (Д. Бруннер) 12. Игра имеет психотерапевтическое воздействие на ребёнка. 13. Именно в игре происходит в основном переход с низших на более высокие уровни развития ребёнка.

Слайд 9

«Лестница» ...ЛИС... ...ЛИС... ...ЛИС... ...ЛИС... ...ХОД... ...ХОД... ...ХОД...

Слайд 10

«АУКЦИОН» Назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, язык, зубы, ноги

Слайд 11

«Скрытое слово» Подберите к каждому слову антоним и прочитайте «скрытое слово». Все слова-антонимы должны начинаться одинаковой буквой. 1. Конкретный 2. Мирный 3.Несчастный 4. Пассивный 5. Симпатичный 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 12

«Орфографическая эстафета» Класс делится на команды (по рядам). На доске написано слово с орфограммой. Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось бы буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. Например, юность – теснина – атомоход -...

Слайд 13

«Отгадай слово» А) Угадайте слово, в котором: корень от слова земля, суффиксы от слов весенний, кровать, окончание от слова лопата. Б) Угадайте слово: государственная песня +часть мира. В) Угадайте слово: воронье слово+игровая карта. Г0 Угадайте слово, в котором: приставку от слова бесцветный, корень от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова парный, окончание от слова красивый.

Слайд 14

«Займи позицию» На доске – в разных местах – листы с надписями: «качественные», «относительные», «притяжательные». Каждый ученик, предварительно вытянув листок с написанным на нем словом, должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать свой выбор.

Слайд 15

«Алфавитные истории» 1. Давным-давно, декабрьским днём, дворник Данила демонстрировал детворе доброго длиннохвостого, дружелюбного, дрессированного дракона, дудящего в длинную деревянную дудку. Сочините свои рассказы на следующие буквы: А,К, М, О, С. 2. Попробуйте «составить алфавит» из названий зверей, или из названий фруктов и овощей.

Слайд 16

«Лингвистические раскопки» Определите, сколько слов, относящихся к школьному обиходу, «спряталось» на стыках слов. Свой ответ аргументируйте. Пройдя по едва заметной тропе налево, к реке, мы залюбовались утренним пейзажем. Спящую воду окутал таинственный пар. Там же, где его уже съело солнце, видно, как с дальних береговых круч к аметистовому небу струится лёгкое марево. Под тяжестью обильной росы трава на поляне поникла. С сырой, болотистой низины собирает речка питающие её ручейки. Они журчат ласково и вблизи нашей стоянки. И чтобы подойти к воде, надо с камня на камень прыгать и не расслабляться. С пустым ведром бежишь резво, но к полному отношение другое.

Слайд 17

Пройдя по едва заметной тропе налево , к реке, мы залюбовались утренним пейзажем. Спящую воду окутал таинственный пар. Там же, где его уже съело солнце, видно, как с дальних береговых круч к аметистовому небу струится лёгкое марево. Под тяжестью обильной росы трава на поляне поникла. С сырой , болотистой низины собирает речка питающие её ручейки. Они журчат ласково и вблизи нашей стоянки. И чтобы подойти к воде, надо с камня на камень прыгать и не расслабляться. С пустым ведром бежишь резво, но к полному отношение другое.

Слайд 18

«Филворд» В А С О В В В Р О Н А Н Е А Х И О С О Б В О Н А М Н С К И Й А Г Р О Т О О В О П В О Д А Р Г Н О Т Е С Т Д А Р А О Н Н Б О О В Л И Л М А Я Ф В К О Ь Н Л О П Р О А Ш В О Т А Н У Т А Х М А Т О В Щ Е Р Б

Слайд 19

«Битва мудрецов» Каждая из команд выбирает пословицу и доказывает, что эта пословица верна во всех случаях, вторая команда доказывает обратное. Игра проводится в два раунда. Сначала доказывает первая команда, вторая опровергает, затем наоборот.

Слайд 20

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Слайд 21

Список литературы 1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1999 г. 2. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г. 3. «Русский язык в школе», 2002 г., №4 4. «Русский язык в школе», 2001 г., №5 5. «Русский язык в школе», 2001 г., №3 6. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994. 7. Литература в школе. – 1998. - №4. 8. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, 2006. – 128с. – (Педагогика. Психология. Управление). 9. Скоркина Н.М. Литературные гостиные. (Тематические вечера для старшеклассников).- Волгоград: «Учитель – АСТ», 1999. – 96с. 10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. -288 с.

Слайд 22

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Тема «Игровые технологии на уроках русского языка»

Учитель русского языка и литературы  МАОУ лицея «МТ» Т.П. Плужник

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск  ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровье сберегающие технологии.

Остановлюсь на игровых технологиях, элементы которых активно применяю в своей практике.

Человечество играет, как мне кажется, с момента сотворения мира. (слайд3) «...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы», - говорил выдающийся педагог Л.С. Выготский. А известный немецкий поэт Ф.Шиллер утверждал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Поскольку новые стандарты образования призваны развивать всестороннюю личность учащегося,  учитель в своей деятельности, я считаю,  не может обойтись без такого замечательного инструмента как игра.

Рассмотрим функции игры (слайд 4).

Каковы же условия использования игр  на уроке? (слайд 5)

Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. (слайд 6)

В чем же преимущества игровых технологий ( слайд 7-8). Используя на уроках данные технологии можно увидеть определенный результат: учащиеся не только усваивают знания, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. То есть, такая работа способствует очень высокому уровню активности учащихся, это является результатом того, что главным источником мотивации обучению становится интерес самих учащихся.

Учителю использование таких технологий позволяет решать ряд задач: предлагать свою точку зрения с позиции научного знания, а не заставлять склоняться к своему мнению, развивать критическое мышление школьников, научить видеть ошибки или логические нарушения в утверждениях других учеников, уметь аргументировать свои мысли, изменять их, если они неверны и т.п.

Также помогают способствовать повышению познавательной деятельности, мотивации учащихся 5 - 6 классов к изучению языка игровые задания, которые нужно стараться использовать на своих уроках чаще (если это мотивировано типом урока, его задачами), потому что они, в сочетании с другими формами работы, способствуют более глубокому усвоению знаний, индивидуализации обучения, определению уровня сформированности умений и навыков учащихся, развивают память, внимание, умение анализировать, сравнивать языковые явления. К тому же, школьников этого возраста лингвистические игры в определенной степени активизируют.

Кроме того, использование игровых заданий способствует развитию мыслящей личности. Во-первых, такие задачи в основном являются поисковыми. Они ставят ученика перед необходимостью самостоятельно находить пути решения, а следовательно, распознавать, анализировать языковые факты, сопоставлять их и формулировать выводы. А это развивает творческие способности школьника, внимание, инициативность. Во-вторых, работа с игровыми задачами создает положительную мотивацию обучения, пробуждает желание знать. В-третьих, самостоятельно открывая для себя определенные языковые явления, ученик получает удовольствие, уверенность в своих способностях, что приводит к самореализацию личности.

Достижению вышеуказанных задач и целей, урока способствуют целый спектр лингвистических игр, которые можно использовать на уроках 5-6 классах: кроссворд, викторина, аукцион, языковой конкурс, лингвистическая загадка, лингвистическая задача, «Ступени», «Перекресток», ребус, «Ты-редактор», «Излишки», «Поймай ошибку», «Верю - не верю», «Сортировка», «Самый умный», «Языковая дуэль», «Последнее слово - за тобой», «Кто быстрее», «Лингвистическая эстафета», «Ты - учитель», «Слово-пирамида» и другие.

Игровые задания можно использовать на разных этапах урока, потому что они дают возможность и активизировать внимание учащихся, и отработать усвоенные знания, и снять напряжение и повысить производительность. Приведем несколько примеров использования игровых заданий. (слайды 9-19)

Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках русского языка отдельных интерактивных технологий и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно - усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы. А мне (как учителю) позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, развивать аналитическое мышление учащихся, формировать у них навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения, воспитывать активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

Организовывать свою познавательную деятельность во время выполнения игровых заданий, интерактивных упражнений школьников нужно учить постепенно, поэтому необходимо практиковать, начиная с 5-6 класса, использование указанных технологий и форм работы, планируя усложнения их в старших классах.

Закончить свое выступление хотелось бы словами величайшего педагога: «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                    (В.А.Сухомлинский)  (слайд 20)

Плужник Т.П., учитель русского языка и литературы

МАОУ лицея «Морской технический»

Работа с тренажёром «Веб-Грамотей»

        После весенней апробации и летней кампании, совместно с родителями и учениками 7-А класса было принято решение продолжить работу с тренажером в этом учебном году, так как положительный результат на лицо: усвоение орфограмм улучшилось. Родителям очень понравился тот факт, что ребята могут использовать компьютер по назначению, а не для «игрушек»: ученики при деле, отрабатываются навыки грамотного письма.

        Еженедельно задается домашнее задание на отработку изученных орфограмм в этот период в объеме 150 слов с целью усовершенствования практических навыков грамотности. Хорошо, что задания можно выбрать из разных УМК. Хорошо, что на повторение ранее изученного материала можно задать упражнения за предыдущие годы, так как в базе данных есть учебники за 5 и 6 классы. Используется тренажёр, к сожалению, только дома, так как в лицее нет такой технической возможности. Но при составлении словарных диктантов использую материалы сайта, обращая особенно внимание на ошибки, допущенные учащимися. Приятно, что ребята уже узнают эти слова и словосочетания, хитро улыбаются и звучит кодовое слово «сайт». Так же на уроках составляем предложения и словосочетания со словами из упражнений «Веб-Грамотея».

        Составить задания не составляет особого труда: если просто просмотреть % выполнения, то до 5 минут займет времени. Если же нужно составить орфографический минимум, то придется потрудиться около часа, поскольку нужно проанализировать допущенные ошибки всех учеников.

        Польза, несомненно, от тренажёра есть. Спасибо разработчикам сайта. Хорошее и нужное подспорье для учителя. Повысился уровень грамотности, у ребят развивается орфографическая зоркость. Именно этих результатов и ожидала. Надеюсь, что дальнейшее использование сайта позволит уровень грамотного письма повысить еще больше.

Но, увы, следует отметить, что все еще есть сбои в работе сайта: ученики не могут войти на свою страницу либо же выдается ошибка, хотя её там нет. Хотелось бы, чтобы недочёты были устранены и работалось бы с «Веб-Грамотеем» легко и непринуждённо.

С уважением, Татьяна Петровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...