Развитие алгоритмического мышления посредством использования среды программирования Скретч
статья на тему

Шишкина Анастасия Николаевна

В данной статье авторы раскрывают возможность развития познавательной активности у обучаемых 5-6 классов и развития их логического мышления при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» посредством использования среды программирования Скретч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Шишкина А.Н., Семененко О.А.

РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СКРЕТЧ

МАОУ СОШ № 5 г. Богданович

Аннотация

В данной статье авторы раскрывают возможность развития познавательной активности у обучаемых 5-6 классов и развития их логического мышления при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» посредством использования среды программирования Скретч.

Согласно ФГОС в результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. Алгоритмическое и логическое мышление отлично развивается в процессе изучения темы «Алгоритмизация и программирование».

Программирование является неотъемлемой частью изучения курса «Информатики». Олимпиады по информатике состоят из задач по программированию. Однако данный раздел не является легким, обычно он вызывает множество затруднений у обучаемых, поскольку логическое мышление у них развито слабо.

Если алгоритмическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию алгоритмического и логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь им пользоваться и всячески способствовать его развитию.

Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Трудно сомневаться в значении развития этих видов мышления для всех детей, особенно если учитывать результаты влияния на изучение базовых дисциплин.

Для развития познавательной активности у обучаемых 5-6 классов и развития их логического мышления на внеурочных занятиях мы начали использовать среду программирования Скретч.

Скретч – это бесплатная визуальная объектно-ориентированная среда программирования на русском языке для обучения школьников младших и средних классов. Скретч позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды. Когда ученики создают проекты в среде Скретч, они осваивают множество навыков 21 века, которые будут необходимы для успеха:

  • творческий подход;
  • критическое мышление и способность решать проблему;
  • инициативность и самостоятельность;
  • саморазвитие;
  • мультимедийная и ИКТ-грамотность;
  • проектирование.

Скретч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего. В этой среде можно создавать фильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Программы на Скретче состоят из графических блоков. Основными компонентами Скретч-программы являются объекты-спрайты. Спрайт состоит из графического представления – набора кадров-костюмов и сценария-скрипта. Для программирования сценариев используется drag-and-drop-подход: блоки из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов. Данная среда программирования (как и Лого) оперирует числами, текстовыми строками, логическими значениями, а также списками, играющими роль динамических массивов. В Скретче можно работать в режиме online, либо скачать программу с официального сайта и работать автономно.

В результате изучения программирования в среде Скретч у обучаемых отмечается более повышенный интерес к изучению программирования, чем у их сверстников прошлых лет, ребята с удовольствием создают анимированные истории. Они погружаются в мир увлекательной игры, где их герои оживают, разговаривают друг с другом и решают разные задачи.

Таким образом, создавая скрипты, обучаемые используют простейшие алгоритмические конструкции, тем самым развивая алгоритмическое и логическое мышление, формируют навыки выделения объектов, процессов и явлений, понимания их структуры, и, что самое главное, вырабатывают умение самостоятельно ставить цель и решать задачи.

Полезные ссылки:

Литература:

Аргументы в пользу пропедевтики логических и алгоритмических основ информатики.  [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://school2100.com (дата обращения: 13.04.2015)

Скретч (язык программирования) Материал из Википедии – свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 13.04.2015)

Скретч. Материал из Letopisi.Ru.  [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://letopisi.org/ (дата обращения: 13.04.2015)

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 13.04.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»

Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у школьни...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Творческие задания в среде программирования «Скретч»

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению  «Творческие задания  в среде программирования «Скретч» Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Целевая а...

Создание игр в среде программирования Scratch как инструмент развития алгоритмического мышления

В статье описан процесс разработки классической игры Tetris в среде программирования Scratch.Случайные фигурки тетрамино падают сверху в прямоугольный стакан. В полёте игрок может поворачивать фи...

Программа внеурочной деятельности "Творческие задания в среде программирования СКРЕТЧ"

Содержание программы курса «Творческие задания в среде программирования СКРЕТЧ» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие познавательной сферы школьников, наблюдательности,  умения а...

Пояснительная записка к программе «Творческие задания в среде программирования Скретч»

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что, как учебный предмет, информатика обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися знаний о процес...