Доклад на тему: «Формирование основ внутренней убежденности здорового образа жизни». Коррекционная школа VIII вида.
материал (9 класс) на тему

Обобщение опыта работы по формированию основ ЗОЖ в 5-9 классах в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_zozh.ppt1.4 МБ
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_vnutrenney_ubezhdennosti_zozh.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формирование основ внутренней убежденности   здорового образа жизни»

Слайд 1. Как укрепить и сохранить здоровье наших  детей, каким образом способствовать формированию физической культуры учащихся, как прививать навыки здорового образа жизни?  Эти проблемы были и остаются более актуальными в практике общественного и семейного  воспитания.

 Здоровье  ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью  для личности является самосохранительное  поведение, здоровый образ жизни и формирование  потребности быть здоровым. Медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патология зрения, нарушения в опорно-двигательной  системе, депрессивные состояния. У подростков повышается утомляемость, и уже никого не удивляет такой диагноз, как синдром хронической усталости. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь специальная (коррекционная) школа 8-го вида) должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

        Зачастую у школьников с  интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное  надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

        Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы 8-го вида (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).

        По словам Б. Н. Чумакова (1997), купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

        Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения  современной школы.  

Слайд 2. Пути достижения ЗОЖ -  иметь цель в жизни; соблюдать режим двигательной активности; дышать чистым воздухом; правильно питаться; уметь распределять труд и отдых; соблюдать личную гигиену; отказаться от вредных привычек. Слайд 3. Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. Чтобы помочь детям в формировании основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни  я постоянно  читаю литературу  по данной теме. Особенности психофизического развития детей с отклонениями в развитии требуют необходимость  включения в режим дня охранительных и здоровьесберегающих мероприятий: утренних, дневных и вечерних прогулок (интернат), проведение динамических пауз, как на уроках, так и на воспитательных  занятиях, выполнение санитарно-гигиенических требований. Поэтому, когда я начала работать с детьми 5 класса,  назрела необходимость  взять эту тему по самообразованию. Навыки  социально – личностного развития  находились в процессе формирования, особенно санитарно-гигиенические. Дети не  следили за своим внешним видом, (грязная одежда, неухоженные волосы, чистили зубы только под контролем воспитателя и т. д.) Постепенно, шаг за шагом на воспитательных занятиях целенаправленно проводилась работа по привитию санитарно-гигиенических навыков, самообслуживания, здорового образа жизни. Уже в 6 классе появились небольшие положительные  результаты. Это наглядно  было видно на открытом занятии «Волосы и уход за ними». Где ребята показали неплохие теоретические знания и смогли  отработать их практически. (Слайды 4-10.).

           Не менее значительное место  в  воспитательной  работе отводится  физическому воспитанию. Это спортивные секции в школе. Ребята активно  участвуют во всех  спортивных мероприятиях. Один из учащихся,  три года посещал секцию «Греко-римской борьбы»  в ДСШ, в этом году посещает спорткомплекс «Колымский» секцию футбола, вместе с ним  еще два подростка из 9 класса. Слайд 11-12. Пятый год подряд учащиеся  проходят оздоровление в санатории «Синегорье», три раза я ездила с ними, где также соблюдались все режимные моменты, проводились прогулки, принимались водные процедуры: лечебный душ, бассейн. В старших классах продолжается отработка санитарно-гигиенических навыков, это внешний вид, чистота рук, волос, гигиена зубов, в  интернатной группе  гигиена тела. В классе работает санитарная комиссия, которая следит за чистотой, проветриванием классной комнаты, внешним видом учащихся. Большинство ребят научились следить за  своим внешним видом, но есть и исключения (одна девочка). Знает санитарно-гигиенические правила, но часто приходит в школу  в грязной одежде, с грязными волосами, в этом году  стала больше внимательней к своему внешнему виду. С такими детьми провожу индивидуальные  наглядные беседы, практические занятия (учимся  стирать вещи, утюжить, зашивать, учимся в меру  пользоваться косметикой).

 Достучаться до сердца подростка, добиться того, чтобы разговор о здоровье стал для него личностно значимым, - непростая задача для педагога. Несговорчивые и ершистые современные подростки ко всему сказанному  взрослыми  нередко относятся с недоверием и скептицизмом.  В данном направлении систематически проводятся мероприятия в форме бесед, ролевых игр, проблемных ситуаций, КВН, практических занятий. Основное содержание, которых связано с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,  формированием представления  о здоровье как ценности.  Это: «Сбереги природу – сбережешь здоровье», «Не рядись в сто одежек», «Скажи наркотикам – нет!», «Чем опасно употребление психотропных веществ»- встреча с психологом наркодиспансера, «Забудем о простуде», «Курение или здоровье – выбираем сами», «Окно в мир»- охрана зрения, «У здоровья на посту», «Поговорим о гигиене», «Секреты здорового питания», «Красота и здоровье», «Легенды и быль о продуктах», «Мы бодры и веселы»,  «Волосы и уход за ними», «Здоровье и безопасность», «Три ступени ведущие вниз», и т.д.

Мероприятия, которые проводятся в игровой форме, особенно соревновательного плана для ребят дают положительные  результаты, т.е. если индивидуально  Марина, Иван   не проявляют активности в работе, то в команде они работают не хуже других, конечно задания подбираются с учетом возможности  ребят. Слайд 13-14. Стараюсь разнообразить виды деятельности на занятиях – это решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссвордов, ребусов, оформление рисунков по теме занятия, составление пословиц из разбросанных букв на карточке или разрезанных букв из конверта, сценическое обыгрывание небольших ситуаций. Активно ребята включаются в игровые задания – викторины, «Поле чудес», КВН. Это может быть и групповая работа и индивидуальная, и работа в паре. Во время закрепления использую карточки «Дополни предложение», «Выбери правильный ответ», памятки по темам занятия. Это по ПДД, ППБ, по культуре поведения и т.д.   На занятиях ребята узнают о правильном питании, о  предупреждении простудных заболеваний, о режиме труда и отдыха, о вреде никотина, алкоголя, о том к чему приводит наркомания, и т.д. Подкрепляю это презентациями по каждой теме, ребята наглядно могут убедиться в том, о чем узнали на занятии. Например, на какие органы, и каким образом влияет никотин, алкоголь, наркотики и т.д        .  

         Большая работа по основам здорового образа жизни проводится на занятиях по ОБЖ, которые непосредственно готовят детей к жизни, учат не теряться в экстремальных ситуациях, принимать правильное решение, дорожить своей жизнью и жизнью людей живущих рядом. ОБЖ имеет также воспитательное значение; значима его  роль как пропедевтики правильного поведения учащихся. Занятия по ОБЖ позволяют обучающимся,  получить  систематизированное представление  о личном здоровье, об опасностях, о прогнозировании  опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий  на  здоровье и жизнь человека.

ОБЖ охватывает большой круг вопросов – от правил личной гигиены до правил психологического познания самого себя.  Занятия по привитию здорового образа жизни  дают положительные результаты.  При проведении занятия «Мой дом – моя крепость» ребята показали, что они знают режим дня, какие продукты относятся   к жирам, белкам и углеводам. Рассказали о соблюдении техники безопасности  при пользовании электроприборами на кухне.  Что при просмотре телепередач  необходимо  соблюдать  расстояние не менее 1,5 метра.  Подготовили  и  поделились информацией  о работе с компьютером, поспорили: компьютер друг или враг для человека, пришли к выводу, что при соблюдении техники безопасности в работе с компьютером он является другом. Собираясь на прогулку, проверили, как необходимо одеваться по сезонам года, практически все выбрали правильную  одежду. Собирая из букв названия лекарственных растений, ребята работали в паре,  справились все, и рассказали, при каких заболеваниях используются данные лекарственные травы. Во время обыгрывания ситуации «На приеме у врача» показали, что владеют навыками культурного поведения. Возвращаться  домой из больницы ребятам  необходимо было переходить дорогу, и здесь все справились, дали правильные ответы на викторину по ПДД. При подведении итогов занятия ребятам было предложено упражнение на внимание. Три картинки, где неправильно были подключены электроприборы, очень близко у экрана  телевизора сидела семья  во время просмотра, и  не по сезону одетый молодой человек на пляже среди отдыхающих. Ответили правильно, да и еще определили, что у отдыхающих  нет головных уборов, при сильной жаре у них может случиться солнечный удар. Это, конечно, радует, но не все ребята одеваются по сезону сами. В зимнее время приходят в школу в легкой одежде, без перчаток, зимних шапок. В этом возможно не ребят   вина, а их  родителей.  Проблемы не только в одежде,  в  классе  появилась новая проблема – это курильщики, причем девочки,  которые переведены в 10 класс, появилась одна новая курильщица. Родители знают, что их дети курят, мер никаких не принимают.  Слайд 15-16. В данном направлении  проводятся   встречи с работниками наркодиспансера, на воспитательных занятиях применяю презентации о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков, провожу индивидуальные беседы с девочками  и их  родителями, что курение негативно сказывается на здоровье  детей. В этом направлении необходимо продолжать работу.

Несмотря на то, что имеются еще проблемы, хочется отметить и положительные результаты. У всех ребят сформированы социально-личностные навыки, если еще в 7 классе у некоторых ребят был 3 уровень, то к январю в 9 классе 3 уровня нет ни у кого, 1 уровень пять учащихся, остальные стабильно 2 уровень. Таким образом, у учащихся наблюдается положительная динамика, благодаря системному подходу в работе по привитию здорового образа жизни.

        

Литература

1. Журнал «Здоровьесберегающее  образование»  №1 2009 год.

2. А.А. Левитская  «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях».

3. К.А. Катаев, М.В. Шаповалов «Здоровьеразвивающие  педагогические технологии в теории и практике обучения и воспитания».        

 4. Журналы «Справочник классного руководителя» 2009 год. Рубрика «Здоровый образ жизни».

5. Пороцкая Т.И.  Работа воспитателя  вспомогательной школы.                            

Мачихина  В.Ф. Внеклассная воспитательная работа  во вспомогательной  школе – интернате.        

6. Бгажнокова И.М. Методические рекомендации и программа воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми младшего  школьного возраста в условиях интерната.

7. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни.

8. Белоножкина О.В. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе.

9. Брагина С.А., Авдощенко Л.В. Диалоги о здоровье.

10. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух.

11.  Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. 191с.

12. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей

13. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая         медицинская помощь.  

14.Пороцкая Т.И.  Работа воспитателя  вспомогательной школы.                            

15. Мачихина  В.Ф. Внеклассная воспитательная работа  во вспомогательной  школе – интернате.        

16. Бгажнокова И.М. Методические рекомендации и программа воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми младшего  школьного возраста в условиях интерната.

17. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни.

18. Белоножкина О.В. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе.

19. Брагина С.А., Авдощенко Л.В. Диалоги о здоровье.

20. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....

Урок составлен учителем МАОУ СОШ №14 Николаевой Г.Е. Тема урока «Les sports d’hiver olympiques». Цель урока: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни средствами французского языка.

Пояснительная записка.           Данная разработка урока предназначена для учащихся 10 -11 классов с целью популяризации здорового образа жизни и спор...

Методическая разработка по теме "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни"

Цель работы: формировать социальные установки на здоровый образ жизни с првлечением школы, родителей и общественных организаций.  Данная проектная разработка создана на основе здоровьесберегающих...

Проект на тему: Формирование и потребность к здоровому образу жизни детей на занятиях тяжелой атлетикой

Тяжелая атлетика – индивидуальный и специфический вид спорта. Она не так эмоциональна, зрелищна как, например, спортивные игры, борьба, бокс. Поэтому для подростков он менее привлекателен. Многие роди...

Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

            Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.  ...