«Деятельностная образовательная среда – необходимое условие формирования креативного потенциала школьника»
учебно-методический материал на тему

Еремина Наталья Владимировна

Выступление по тема практического семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ № 2

Практический семинар по теме:

 «Деятельностная образовательная среда – необходимое условие  формирования креативного потенциала школьника»

Выступление заместителя директора

                                             по учебно-воспитательной работе,

                           учителя русского языка

                                                  и литературы МКОУ  СОШ № 2

                                                  Ереминой Н. В.

с. Труновское.

   Актуальность темы. Вступление.

Основная цель востребованного обществом в современных условиях развития государства общего среднего образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самобразованию и самосовершенствованию.

Интегральным результатом современного образования должно стать становление человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

Современные стандарты поставили ребенка в центр образовательного процесса – возраст, деятельность становятся ключевыми для его организации. Каждому возрасту соответствует определенная программа обучения, каждому ребенку выстраивается индивидуальная траектория развития и обучения, определяется индивидуальный подход.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для школы документ, определяющий все стороны работы школы, формирующий уклад школьной жизни. Изменилась как структура стандарта, включающая в себя совокупность требований к основной образовательной программе, к условиям реализации, к результатам ее освоения, так и методология стандарта, реализующая системно-деятельностный подход, ориентированный не только на предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучающихся.

Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правовогогосударства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Методическая тема школы в 2012-2013 году «Деятельностная образовательная среда - необходимое условие креативного потенциала школьников». В рамках реализации ФГОС второго поколения эта тема актуальна и значима. В этом году у нас в школе уже прошли:

- педагогический совет «Перспективы и задачи, стоящие перед коллективом в рамках введения ФГОС ООО»;

-семинар - практикум  «Системно - деятельностный подход как методологическая основа  введения ФГОС второго поколения»;

- методическая  неделя:  «Деятельностная образовательная среда - необходимое условие формирования креативного потенциала школьника.

И сегодня мы с вами проводим  практический семинар по методической теме.

 В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

     Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника на каждой ступени обучения. Эта модель и должна  стать   нашим ориентиром.  А ключевыми направлениями  работы должны стать  такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать, креативно и творчески  мыслить.

  1. Cоциально-педагогические условия развития креативности школьников

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемами креативности занимаются В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.  Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.

При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может.

Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.

                                           Интеллект и креативность

Среди учащихся 11-12 лет были выявлены четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решениям проблем:

 дети с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают адекватной самооценкой, высоким самоконтролем интересом ко всему новому и независимостью оценок;

 дети с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, скрытны, обладают заниженной самооценкой;

 дети с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью тревожны, невнимательны, отличаются плохой социальной адаптацией;

 дети с низким интеллектом и креативностью хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, отличаются адекватной самооценкой.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что соотношение уровня процессов креативности и интеллекта влияет на личностные качества и способы адаптации.

 Д. Маккиннон, К. Якимото и П. Торренс пришли к выводу, что для проявления креативности необходим определенный пороговый уровень развития интеллекта; креативность и интеллектуальность связаны до определенного уровня, выше которого креативность является независимой переменной. Эта концепция получила название «теории порога».

По мнению А.М. Матюшкина "в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления". Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют "латентным", у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.

Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более, что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.

Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.

ИМПРОВИЗАЦИЯ И КРЕАТИВНОСТЬ

Способность к импровизации можно с полным правом отнести к наиболее ярким проявлениям креативности.

 В процессе импровизации особое значение имеет фактор времени, в течение которого человек реагирует на событие.

 Суметь быстро и внешне легко воспользоваться «Случайными», ситуативными элементами для продуктивного решения внезапно возникшей проблемы способен далеко не каждый.

 Традиционно принято считать, что человек, который за словом в карман не лезет, имеет творческий ум. При этом в народе всегда говорили, что задним умом мы все крепки, подчеркивая тем самым, что по прошествии времени многие могут находить интересные решения, но делать это стремительно – здесь и сейчас – под силу не всем.

 Импровизируя, человек демонстрирует все параметры, по которым традиционно оценивается креативность: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность не просто разрабатывать идею, а делать это молниеносно.

 Способность импровизировать можно тренировать с помощью сказок.

Это можно делать, концентрируя внимание детей на способности к импровизации многих известных сказочных персонажей. Вспомните Кота в сапогах, Алису в стране чудес, Буратино.

 В совершенствовании практики импровизации могут помочь специальные методики сочинения сказок, импровизаций:

 сочинение оптимистических историй;

 одно и то же событие с разных точек зрения;

 с помощью разноцветных шляп;

 сочинение сказок по цветовым ассоциациям.

Сочинение сказок-импровизаций

Используются карточки с картинками, изображающими разных животных, людей, растения (персонажей традиционных сказок).

 Первый участник поднимает первую карточку и без паузы, сразу, говорит несколько предложений по поводу того, что на ней изображено. Его задача – сделать зачин новой сказке. Затем сказку продолжают следующие карточки и участники.

 При работе с младшими школьниками целесообразно привлекать к такой работе не более 5-6 детей. Обязательно будет прогресс в создании подобных импровизаций.

^ Одно и то же событие с разных точек зрения

На столе (лицом вниз) раскладываем карточки с изображением традиционных, хорошо известных детям сказочных героев.

 Затем предлагаем детям ситуацию, например, встреча с Карабасом-Барабасом. Дети поочередно поднимают карточки с изображением своих героев и говорят о том, как бы каждый из них отнесся к этой встрече.

 Следует обязательно отмечать и поощрять наиболее яркие, артистичные, точно соответствующие характеру героя ответы, меняя героев и обсуждаемые ситуации, и можно постоянно вводить в игру неожиданные повороты. Это скажется на развитии оригинальности и гибкости мышления людей.

^ Сочинение очень правдивых историй

Всем известно, что одна из главных особенностей сказки - непременное наличие в ней фантастических, вымышленных событий. На первый взгляд, придумывать очень легко, но это не так. Предлагаем методику – сочинение очень правдивых историй.

 Детям дается задание придумать сказку о каких-то предельно фантастических, вымышленных событиях. Это существенно усилит развивающий эффект занятия.

^ Путь решения творческих задач с помощью разноцветных шляп

Не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу психологов, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению.

 Почему используются именно шляпы? Автор методики подчеркивает, что головной убор – это то, что обычно очень точно указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек.

 Надевая шляпу, мы исполняем новую социальную роль, а в соответствии с ней – новую модель поведения и новый взгляд на окружающих. Важно и то, что шляпу можно легко снять: она не является чем-то фундаментальным.

 А еще можно каждой шляпе задавать определенный эмоциональный настрой. Этот настрой будет определяться наиболее характерными ощущениями, вызываемыми тем или иным цветом.

 Например, белая шляпа – светлые мысли, красная – яркие, сильные эмоции и чувства.

^ Сочинение сказок по цветовым ассоциациям

Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприятия. Определенные цвета вызывают у людей одни и те же эмоции, чувства. Поэтому для развития творческого потенциала педагоги-художники всегда заботятся о том, чтобы рассказать ребенку о «теплых» и «холодных» цветах.

 Для развития ребенка в данном направлении разработано много направлений.

 Например: Нарисуй предметы, окрашенные в теплые и холодные тона.

 Использование выразительных возможностей цвета. Например, выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров.

Контуры города раскрасить город злого героя

 раскрасить город доброго героя

 птица одна птица взволнованная

 вторая птица спокойная

лес мрачный

 веселый и солнечный

Стереотипы доминирующего цвета. Не внушаем ребенку, что трава зеленая и т.п. тем не менее, предлагаем детям карточки с квадратиками и кружочками разного цвета – 2 голубых, 2 желтых, 2 красных и т.п.

 Задание: придумай волшебную историю, в которой было бы столько же голубого, красного и желтого.

Подходы к развитию креативности.

На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:

1. генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности;

2. средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;

3. генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Также были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:

1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:

А) гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

Б) творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;

В) общности интеллектуальных интересов членов семьи;

Г) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.

2. Социально-педагогические условия развития креативности в школе:

А) приемов программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности;

Б) доверительные отношения в классе;

В) разрешение и поощрение множества вопросов;

Г) стимулирование ответственности и независимости;

Д) акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

Е) социальное подкрепление творческого поведения.

Одним из социально-педагогических условий развития креативности

является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

В качестве основных условий, способствующих развитию креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.

Основными приемами, обеспечивающими воспитание креативности, являются:

1. Вооружение занимающихся специальными знаниями в связи с их знаниями по другим предметам учебного плана школы.

2. Использование взаимообучения, которое помогает решать как минимум три задачи. Во-первых, обучая товарища, каждый обучающийся  начинает глубже понимать содержание упражнения, его технику, что способствует лучшему усвоению. Во-вторых, взаимообучение помогает формировать инструкторские навыки. В третьих, оно способствует оптимизации обучения на уроках. Учитывая это, к взаимообучению следует привлекать всех обучающихся без исключения. Взаимообучение имеет и воспитательное значение. Оно воспитывает чувство сопереживания успехам и неудачам товарища, повышает ответственность.

3. Развитию креативности учащихся способствует также воспитание критического отношения к себе. С этой целью следует пробуждать у занимающихся интерес к собственному развитию, научить их ставить ближайшие цели, чтобы самостоятельно и целенаправленно воздействовать на определенные стороны собственного развития.

4. Инициативность, самостоятельность и креативное отношение к учебному процессу воспитываются посредством привлечения учеников к выполнению ими обязанностей капитанов команд, физоргов, дежурных, групповодов. При этом педагог должен оценивать и поощрять общественную деятельность занимающихся.

5. Креативность учеников стимулируется, как показывает опыт, эмоциональностью занятий. Для оптимизации уровня эмоционального состояния, а следовательно и интереса к занятиям, необходимо обеспечить каждому ученику посильную нагрузку.

Опыт показывает, что бедность содержания уроков, чрезмерные или недостаточные требования, плохая организация самостоятельной работы могут быстро снизить интерес учеников к занятиям.

Развитию креативности и инициативы занимающихся способствует организация самостоятельных форм воспитания учеников, которые проводятся без участия учителя.

На уроках часто можно наблюдать ситуации, когда приемы активизации учителем используются, а активизации учеников не наблюдается. Объяснить такое положение можно двумя причинами. Первая: приемы используются не систематически, а эпизодически, и ученики не приучены к креативной деятельности. Это особенно важно знать молодому учителю, так как на его первые попытки активизировать учеников они могут не ответить. Вторая: при использовании приемов активизации не соблюдаются дидактические условия; например, не учитываются возрастные особенности учеников, уровень их подготовки и т. п.

Конкретный выбор приемов и средств активизации деятельности учеников обусловливается задачами урока, этапом обучения, характером учебного материала, уровнем подготовленности учащихся и способностями педагога. Задача учителя — в каждом конкретном случае наилучшим образом учесть возможности учеников и открыть простор для проявления их самостоятельности в учебе, а также предусмотреть рациональные формы управления их учебной деятельностью. Следовательно, активизация должна осуществляться учителем постоянно, поскольку является не самоцелью, а средством достижения цели.

Таким образом, активизация— это организация деятельности каждого ученика, направленная на осознание и решение учебных задач. При этом характер деятельности учителя и учеников определяют используемые в занятиях методы. Наиболее успешному решению намеченных учебных задач способствует комплекс методов. Вначале целесообразно формировать знания, умения и навыки путем репродуктивной деятельности. По мере накопления школьниками знаний и двигательного опыта следует постепенно применять элементы творческой деятельности, а затем все шире практиковать самостоятельность и поощрять инициативу. Нельзя подготовить ученика к трудовой жизни и самостоятельной деятельности, если в процессе проведения занятий не будут преобладать продуктивные методы работы.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие креативности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию креативности у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие креативности у детей. Поэтому она развивается в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.  И здесь наибольшая ответственность ложится на плечи учителей начальных классов, так как младший школьный возраст является периодом, в котором отмечается особая детская восприимчивость к новому опыту и социальному взаимодействию. Поэтому учитель младших классов должен ставить перед собой задачу - выявление наиболее скрытых областей личности детей: все, что будет способствовать развитию и функции самостоятельно в будущем. Учитель, который хочет развивать творческие способности большинства школьников должен организовать ситуации, которые их провоцируют. Одним из них является удовольствие, которое связанно  с совместной деятельностью. Дети учатся совместной работе, соблюдать определенные нормы и правила, совместного планирования. Тематические детские игры, обладают богатым словарным и физическим выражением, часто удовлетворяют их потребности к раскрытию творческого начала.

 

Мы должны помочь детям, особенно в младшем школьном возрасте вступить на путь творческой деятельности, которая позволит им достичь лучших результатов.

 

Заметим, однако, что не всегда способные и творческие дети получают хорошие оценки в школе. Часто бывает так, что из-за частых вопросов школьник или гиперактивности с ним учителю очень трудно. Наиболее распространенные негативные характеристики таких детей включают в себя:

·  трудности в адаптации к группе (стремление доминировать или отсутствие интереса к группе);

·  тщеславие, показная пренебрежительность к своими сверстниками и учителями;

·  эгоцентризм, сосредоточенный на себе, утомляет учителя;

·  эмоциональные расстройства и нестабильность, застенчивость или гиперактивность.

Понятие «Творчество»

Рассматривая понятие креативности необходимо остановиться  на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. 
                Ребенок , как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. 
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ  нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано.  И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

 Понятие «Способности»

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести  мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, кроме этого он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. А важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение.

Развивать творческие способности? Что это значит?              

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Алгоритм активизации творческого мышления

Мозговой штурм - Синектика - Метод творческих преобразований

Мозговой штурм

Прочитайте внимательно условие задачи и предложите все возможные, в том числе и самые абсурдные, гипотезы ее решения

Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите из них те, которые наиболее вероятны

Правила проведения мозгового штурма:

 Создать творческие группы по 5-7 человек

 В каждой группе выбрать секретаря, который будет записывать идеи

 Предложенные идеи обсудить в группе и выбрать 2-3 наиболее интересные

 Подготовить защиту идей

 Во время обсуждения принимаются любые идеи, даже самые невероятные

Очень важно:

 Комфортная психологическая обстановка

 Необходимо раскрепоститься

 Забыть о самокритике и не бояться оценок окружающих

 Как  можно больше идей (наиболее ценны идеи, которые высказываются в середине и в конце штурма)

 Количество идей ценно (надо поощрять)

 Поощрять выдвижение ярких и сумасбродных идей

 Поощрять развитие комбинаций и заранее выдвинутых идей

 Возможность говорить по кругу дает возможность высказаться каждому

Синектика – метод решения творческих задач путем поиска аналогий

 Прямая аналогия – с некоторой системой живых или неживых процессов в природе (круговорот воды, симбиоз)

 Личная аналогия – представить себя в образе той системы, в которой возникла проблема. Что стоило бы изменить?

 Символическая аналогия – изображение условия задачи в виде рисунка, схемы

 Фантастическая аналогия – изложение условий задачи в виде сказки и применение фантазийных ситуаций для поиска ответов

Метод творческих преобразований

 Альтернативное применение предмета

 Изменения

 Уменьшение

 Увеличение

 Замещение

 Перемещение

Вывод:

Креативность это способность к творчеству

Значит, на уроках, внеурочных занятиях креативность можно рассматривать как способность к новым открытиям, способам действий и поиску ответов на вопросы, способность к фантазированию и моделированию, к искусству. По мнению российских педагогов, характерными особенностями креативного мышления являются оценочность,  собственное мнение и рефлексия собственных суждений, самовыражение в творческой деятельности.

Креативность-творчество-способности

Креативность –наивысшее проявление творчества.

 Способности - индивидуальные особенности  людей, от которых зависит   развитие творческой активности и формирование креативности.

Одна искра, случайно или нет промелькнувшая во тьме, может разжечь сильнейший огонь. Вся трудность только в том, чтобы эту искру поймать, удержать, не погасить и старательно раздуть из нее пламя. Кому-то это дано от рождения, но большинству людей приходится все время учиться этому искусству.

Практическая часть

        Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей.

^ Мини-тесты для исследования способности к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления

А. Предлагаем вам решить нестандартную задачу: Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?

^ Правильный ответ: Путники подошли к разным берегам реки и сначала переправился один, а затем другой.

 Вы увидели, что задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы («Двое подошли к реке»), которое наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.

Б. Как зачеркнуть, не отрывая карандаша от бумаги, четыре точки, являющиеся вершинами квадрата, тремя прямыми линиями и вернуться в исходную точку?

 И в этой задаче мешают найти решение стереотипы. Здесь надо отказаться от шаблонного представления о том, что нельзя выйти за пределы пространства, ограниченного точками.

Методики по развитию собственной креативности.

Методик по развитию креативности  сейчас очень много:

1).Дорисуй картинку. Это самый известный тест на креативное мышление из всех существующих. Он существует с 60-х годов, его автор Эллис Пол Торренс. Все очень просто — вам дают картинку с кракозяброй и просят закончить изображение.

2). Креативное мышление также можно развивать с помощью необычных загадок. Приведем несколько примеров задач с "подвохом"

«Сундук без петель, ключа или крышки, но золотое сокровище сокрыто в нем. Что это?», спросил Бильбо Бэггинс в толкиеновском «Хоббите». Загадки ставят вопрос, на который на первый взгляд нет ответа. Но потом он появляется как вспышка: «Ааа, это же яйцо!». Психологи используют загадки, чтобы измерить способность человека креативно подходить к решению проблемы или конвергентность мышления.

в люстре горело 5 лампочек, 2 из них погасли. Сколько осталось гореть в люстре? (Их осталось 5, в задаче не сказано, что их выкрутили, когда они погасли);

на воду сели три воробья. Один улетел. Сколько птиц осталось? (Остался лишь тот, который улетел. Остальные утонули).

Таким же образом можно решать любую задачу из детского учебника по математике. А в дальнейшем и любую непростую жизненную задачу. Главное – научиться не обращать внимания на шаблонность мышления, быть уверенней и верить в силу собственной мысли!

Попробуйте сами: В одной комнате три лампочки, а в другой комнате три выключателя. Как определить, какой выключатель от какой лампочки, если в каждую комнату можно зайти только по одному разу?

Ответ на загадку: Включить две лампочки, подождать, выключить одну и пойти в комнату с лампочками. Одна будет гореть, вторая будет теплой, третья — комнатной температуры.

3) Ассоциации

Тест на ассоциации представляет собой набор из трех несвязанных между собой слов, и человеку предлагается придумать четвертое слово, которое связало бы все три. Например, если взять слова «Падающий — Актер — Пыль», то ответом будет «звезда»: падающая звезда, звездный актер, звездная пыль.

 Методичный подбор синонимов и слов из устойчивых выражений срабатывает не всегда и занимает слишком много времени. Как и в случае с загадками, помогает озарение, так часто посещающее по настоящему креативных.

Попробуйте сами:

 Время — Волосы — Эластичность

 Поведение — Круг — Теннис

 Боль — Охотник — Чеснок

Ответ на ассоциации: Длинный, Стол, Голова

4) Альтернативное использование

Тест был придуман  ещё в 1967 году психологом Джоем Полом Гилфордом и заключается он в том, что вам дается ровно две минуты на то, чтобы придумать как можно больше вариантов альтернативного использования обычных вещей. Стулья, кофейные кружки, кирпичи и так далее. Например, скрепку можно использовать как сережку, запонку, закладку, ей можно предохранять провода наушников от запутывания и перезагружать роутер.

 Это задание фактически измеряет вариативность мышления сразу в четырех категориях:

 Скорость — сколько вариантов придумается;

 Оригинальность — насколько варианты необычны;

 Гибкость — сколько областей жизни покрывают эти варианты;

 Точность — уровень детализации предложенных вариантов.

 Попробуйте сами: ложка. У вас две минуты.

5) Безумный архитектор.

 Выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационно-исследовательский проект «Система компьютерной информационной образовательной среды (КИОС) в процессе обучения школьников иностранному языку»

Современное постиндустриальное общество  базируется на информационных технологиях. Сейчас они - движущая сила  человеческого прогресса  и степень овладения  ими  приобретают...

Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.

Актуальность  темы вытекает  из  противоречия между новыми требованиями общества  к подготовке школьников:  формирование  новых качеств – инициативность, способность само...

Презентация "Образовательная среда как условие сохранения здоровья школьников с ОВЗ"

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"

Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...

Управленческий проект "Комфортная развивающая образовательная среда лицея как условие развития личностного потенциала субъектов образовательных отношений".

Одним из показателей качества является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Выявление и организация адекватных потребностям и возможност...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...