Развитие навыка многоголосного пения a cappella в вокальном ансамбле. (младшие классы)
учебно-методический материал по теме

Хоровое или ансамблевое  пение в музыкально-эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.

Большая, если не решающая роль в музыкальном развитии учащихся принадлежит хоровому многоголосному пению. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно-исполнительской формой в хоровом искусстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

(младшие классы)

Составитель:

преподаватель  Т.А. АНДРЕЕВА

Хоровое или ансамблевое  пение в музыкально-эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.

Большая, если не решающая роль в музыкальном развитии учащихся принадлежит хоровому многоголосному пению.

Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Умение петь на два и на три голоса не есть что-то недостижимое в классной работе. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно-исполнительской формой в хоровом искусстве.

Хоровая практика показывает, что развитие навыка многоголосного пения проходит в несколько этапов.

Первоначальный этап работы — наиболее ответственный. Именно в это время закладываются основы многоголосного пения и, что не менее важно, воспитывается любовь к этому виду хорового исполнительства.

Базовый тезис, позволяющий видеть трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как таковом, сколько в умении слышать. Вот почему с самого начала, с самых простых примеров и упражнений нужно, чтобы дети приучались вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, их выразительность, в новое качество звучания по сравнению с одноголосием. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал учащихся и позволил бы уже с первых шагов дать им возможность ощутить многоголосное звучание.

Большинству этих требований отвечает исполнение канона. В каноне сохранена самостоятельность мелодической линии хоровой партии, его разучивание происходит так же, как разучивание одноголосной песни.

В основе этой музыкальной полифонической формы лежит имитация. Как известно, многоголосный склад появился впервые именно в полифонической форме. Да и в русской народной музыке многоголосие представляет собой характерный вид полифонии — подголосочный. Вот почему в воспитании слуха полифонической музыке отводится особое место. Как показывает практика, простейшие виды имитационной полифонии, и в первую очередь каноны, усваиваются детьми сравнительно просто. Исполнение разными голосами одной и той же мелодии значительно облегчает восприятие образующейся многоголосной ткани.

Наиболее трудным в каноне бывает момент вступления второго голоса, ибо, зная мелодию, дети как бы мысленно продолжают ее интонировать и вступают затем крайне неуверенно. Вот почему в подготовительный период полезно предлагать детям постоянно возвращаться к началу канона, например, с третьего, восьмого, десятого тактов на первый. Преодолеть неуверенность при вступлении второго голоса поможет и сознательное интонирование, опирающееся на  знание нотной грамоты.

После прочного освоения пения канонов можно включать в репертуар двухголосные песни.

Двухголосие. В переходе к многоголосию пение на 2 голоса является самым ответственным этапом. На этом этапе дети должны научиться воспринимать оба голоса одновременно и равноценно, что для музыкального мышления многих является трудной задачей.

Очень часто, а поначалу - всегда, дети старательно поют свою партию, почти не воспринимая мелодическую линию другого голоса. Получается механическое сложение двух голосов, местами звучащее удовлетворительно. Здесь и кроется главная опасность. Педагог должен чувствовать - слышат ли дети оба голоса, или им это только кажется.

Этап двухголосия оказывается одним из тех "подводных рифов" в работе хора, когда можно либо заложить фундамент будущего чистого и выразительного многоголосия, либо навсегда смириться с фальшивым пением. Если руководитель научил детей именно слышать 2 голоса, то пение 3-, 4-голосия не составит проблемы.

Перейдем к изложению начального этапа освоения двухголосного пения в школе на основе самостоятельного движения голосов. Опыт показывает, что двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо подготовлены к этому. Эту работу необходимо вести с начала учебного года. Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?

1. Прежде всего, необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания  голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.

2. Научить детей петь без сопровождения - a cappella, ибо такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении,  повышает внимание и выразительность исполнения.

3. Необходимо развить у детей музыкальную восприимчивость, то   есть   умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т. д.

Следует сказать, что хорошо развитая музыкальная восприимчивость у детей способствует более успешному освоению двухголосного пения. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.

4. Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд (до1—до2) в восходящем и нисходящем движении (с названием нот). Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала изучается верхний тетрахорд, так как это более удобно для детей данного возраста и настраивает их голоса на высокую позицию звучания; затем изучается нижний тетрахорд. После этого следует соединение тетрахордов.

При пении звукоряда необходимо направлять внимание детей на полутоновые и тоновые переходы, как на узкие и более широкие расстояния между звуками.

б) Мажорное трезвучие. К изучению трезвучия можно подойти следующим образом: пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в данном звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. И, наконец, поётся трезвучие (без промежуточных звуков) всем классом.

Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия явится ладотональной настройкой к песне.

в) Диатонические интервалы в пределах квинты.

Примечание:

 1) На первом этапе работы над двухголосием  возможно только освоение мажорного звукоряда и трезвучия.  Освоение минорного   звукоряда   и   минорного   трезвучия   должно быть   отнесено   на   более   позднее   время.

2) Пение тетрахордов и пентахордов    тональностей фа и соль мажор проводится без называния нот, а на слоги «до», «ду», «ми» и т. д.

Существует различный порядок слухового и вокально-зрительного освоения интервалов. Целесообразнее начинать с изучения секунд. Поступенные ходы чаще других встречаются в песнях, они более знакомы детям и по песням, и на основе звукоряда. Следовательно, секунды легче будут усваиваться детьми, с них и нужно начинать. За секундами должны следовать большие терции, чистые квинты и кварты (малая терция легче усваивается детьми при прохождении минорного лада). Изучение, точнее сказать, практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах. Для этой цели нужно выбирать такие песни, в которых было бы ярко выражено нужное сочетание звуков, нужная последовательность интервалов. Однако в этих песнях могут быть и другие, еще не изученные ходы. В таких случаях нужно следить за тем, чтобы детям легко было петь их по слуху.

5. Научить детей слышать и петь простые созвучия, сначала большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту. Для того чтобы дети лучше приучались слышать интервалы и различные созвучия, нужно реже прибегать к помощи музыкального инструмента.

После подготовительной работы, добившись более или менее стройного унисона, дав детям некоторый запас слуховых ощущений, навыков слышания и пения созвучий, можно приступить к двухголосному пению в его самом элементарном виде.

На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала. Репертуар будет являться решающим фактором в деле успешного освоения двухголосия; поэтому песенный материал должен быть подобран в порядке постепенной трудности — от самого легкого к более трудному. Необходимо также не забывать его воспитательного значения.

С музыкальной стороны песни должны отвечать следующим требованиям:

1) по форме — крайне сжатые, лаконичные  (не более одного периода);

2) по мелодии — яркие, выразительные, напевные;

3) по ритму — весьма простые (чередование не более 2—3 длительностей);

4) голосоведение – ясное, естественное и, желательно

самостоятельное;  склад диатонический;

5) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.

Наиболее полезными, отвечающими основным требованиям учебно-воспитательной работы с детьми   являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения и особенно диатоническим складом, вот почему они легко усваиваются детьми.

При двухголосном пении особое внимание пелагог должен обратить на характер и строение второго голоса.

Из педагогической практики известно, что дети не всегда охотно поют партию второго голоса. Среди них существует мнение, что второй голос «плохой», «неинтересный», и они с большим удовольствием поют первый голос. Причина этого кроется в неудачном подборе песенного материала. Учителя музыки часто предлагают детям такие песни, где второй голос либо находится в зависимости от первого, лишен самостоятельности и идет в одном направлении с ним (параллельное движение), либо в мелодико-ритмическом отношении второй голос построен очень однообразно, статично.

Убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны, можно только умелым подбором песен. На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном отношении интересную мелодию. Например, такие, как «Соловей, соловеюшка», «Как пошли наши подружки» и другие.

Для начала могут быть взяты и такие песни, где второй голос является ведущим. Например, русские народные песни «У меня ль во садочке», «Как у наших у ворот».

Для быстрого развития навыков двухголосия, в учебных целях, существует так назывемый "закон двухголосного пения": второй голос должен быть всегда на первом плане! Смысл этого требования заключается в следующем.

В музыке гомофонно-гармонического склада первый голос чаще всего несет главную художественную мысль-образ. Второй, третий и так далее гармонические голоса являются вспомогательными. Соответственно, и в музыкальной разработке, и в выразительности гармонические голоса ус¬тупают главной мелодии.

Но именно в силу особой художественной выразительности и музыкальной развитости главный голос в первую очередь и доходит до сознания слушателей и самих исполнителей. И если не уделять специального внимания гармоническим голосам, не подчеркивать сознательно их значение, то нивелируется или даже совсем исключается из восприятия то особое, что несет с собой гармония: раскрытие многогранности, глубины и красоты основного мелодического образа.

Между тем, в практике пения рядовых детских хоров нередко приходится и слышать, и видеть, как, с одной стороны дети при пении двух-трехголосия не чувствуют гармонию, что выражается в отсутствии динмического ансамбля между партиями, а с другой стороны, сам дирижер направленностью своего внимания, слуха, взгляда, даже поворотом корпуса управляет именно первым голосом, основной мелодией, как бы забывая или лишь смутно ощущая полный звуковой образ. Сознательное выделение при пении второго голоса помогает детям лучше услышать и почувствовать красоту двухголосия.

Итак, освоение детьми элементарных навыков двухголосного пения позволяет в дальнейшем перейти к исполнению трёх- и четырёхголосных произведений русской, зарубежной и народной музыки.

Когда двухголосные упражнения начинают получаться чисто и стабильно, мы делим каждую партию еще на 2 голоса.

С альтами дело обстоит просто, они делятся на 1-е и 2-е по возможностям диапазона и тембру (1-е альты более легкие, близкие 2-м сопрано.) Разделение на два голоса партии сопрано - весьма ответственный этап, так как 2-е сопрано - самый трудный в гармоническом отношении голос. Здесь нужен хороший природный гармонический слух.

Разделив партии альтов и сопрано и получив, таким образом, 4-голосный состав, делаем еще одну перестановку в хоре по партиям и по принципу: высокие в центре и сзади, маленькие - впереди. Затем начинается работа по вычищению и выстраиванию партии вторых сопрано в двухголосных и в трехголосных упражнениях теми же приемами. Двухголосие выстраивается теперь между 1-ми и 2-ми сопрано. Затем добавляются альты, поющие все вместе 3-й голос.

Примерно месяц занятий уходит на выстраивание и отработку в упражнениях трехголосия, после чего переходим к первым пробам четырехголосия. Но большинство разучиваемых в этот период песен по-прежнему однодвухголосные. Только после того, как двухголосие в упражнениях начинает звучать абсолютно уверенно, хор поделен на 4 партии и в распеваниях идет работа над 3-, 4-голосными аккордами, основой репертуара становится сложное двухголосие. Произведения на 3- 4 голоса включаются постепенно и, вначале, очень простого гармонического склада.

Работа над  многоголосием обычно проходит на различных стадиях репетиционного процесса.

Следует отметить, что все четыре этапа взаимодополняют друг друга и являются очередным подготовительным звеном на пути к конечному результату – формированию навыка многоголосного пения.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:        

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М., 2000.

2. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.- М., 2005.

3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.- М., 1983.

4. Бандина А. В., Попов В. С., Тихеева В. Л.  Школа хорового пения. Вып.1.-М., 1981.

5. Демьянов Н. Школа хорового пения.- М., Ленинград, 1988.

6. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.- М., 1982.

7. Егоров А. Теория и практика работы с хором.- Ленинград, М., 1981.

8. Емельянов В. В  Развитие голоса. Координация и тренинг.- СПб., 2000.

9. Живов В. Л. Теория хорового исполнительства.- М., 1998.

10. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика.- М., 2003.

11. Казачков С. А. От урока к концерту.- Казань, 1990.

12. Красотина Е. А. Формирование музыкально-слуховых представлений в процессе изучения хорового школьного репертуара. Сборник статей: Методы активизации музыкального воспитания. Вып.1. Редколлегия Л. Г. Арчажникова, Л. А. Рахимбаева, Г. В. Яковлева.- Саратов, 1984.

13. Локшин Д., Давыдова Е., Шацкая В. Уроки пения в VII- VIII классах. Методическое пособие для учителей пения.- Ленинград, 1982.

14. Луканин А. Начало двухголосного пения в школе.- М., 1980.

15. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / «Из истории музыкального воспитания» Хрестоматия. Составитель О. А. Апраксина.- М., 1990.

16. Орлова Н., Алиев Ю. Хоровое пение. Сборник статей: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе.- М.. 1981.

17. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников.- М., 2001.

18. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.- М., 1999.

19. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором.- М., 2003.

20. Пигров К. Руководство хором.- М., 1984.

21. Романовский Н. В. Памятка любителю хоровой музыки.- Ленинград, 1981.

22. Романовский Н. В. Принципы работы над строем в хоре. Сборник статей: Хоровое искусство.- Ленинград 1987.

23. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М., 2000.

24. Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре.- М., 1987.

25. Соколов Вл. Работа с хором.- М., 1987.

26. Струве Г. А. Каноны для детского хора.- СПб., 1998.

27. Струве Г. А. Школьный хор.- М., 1981.

28. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором.- М., 2002.

29. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды.Т.1.- М., 1985.

30. Терацуянц Г. Кое- что из опыта хормейстера.-Петрозаводск, 1995.

31. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания.- М., 1990.

32. Чесноков П. Г. Хор и управление им.- М., 1981.

33. Шереметьев В. А. Пение и воспитание детей в хоре.- Челябинск, 1998.

34. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе.- М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».

Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы»....

Развитие навыков и умений диалогической речи по теме «Каникулы» (5 класс)

Цели:Образовательная: обеспечение в ходе урока развития навыков и умений диалогической речи, повторение образования и употребления разнообразных типов вопросов.Развивающая: развитие таких аналитически...

Формирование навыков многоголосного пения у учащихся подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля

Данная работа создана на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы. Цель данной работы - выявить приемы и методы, направленные на формирование навыков многоголосного пен...

План-конспект урока «Развитие навыков говорения и аудирования по теме «Мой дом» , 2 класс

Место урока в системе уроков: Spotlight 2, Module 1, Unit 3a (2 класс (базовый уровень)Тип урока: урок актуализации знаний и умений...

Открытый урок «Особенности работы в классе вокального ансамбля младших классов «БУСИНКИ»».

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного и трехголосного  пения в вокальном ансамбле младших классов.Задачи:Образовательные:•  формировать навыки пения a cappel...

"Особенности начального этапа певческого обучения в вокальном ансамбле младших школьников"

Обучение детей пению всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Руководители детских ансамблей, хоровых коллективов закономерно рассматривали начальный период обучения как о...

« Реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля младших школьников»

реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля младших школьников...