Как научить ребенка речевому самоконтролю.
статья на тему

Содержание Федерального государственного образовательного стандарта, изменение представлений о роли русского  языка как средства общения и как учебного предмета в контексте современного образования требуют постановки новых задач в методике обучения языку, обоснования новых принципов и методов обучения языку и речи. В центре внимания современной школы — деятельность школьника по усвоению языка, речевое развитие и саморазвитие личности. Резервы совершенствования методики развития связной речи следует искать в теоретических исследованиях природы речевой деятельности, в раскрытии закономерностей усвоения речи, вот почему постановка проблемы формирования речевого самоконтроля школьников представляется своевременной и перспективной.

Проблема речевых ошибок остается одной из самых острых учебных проблем. Почему же так происходит? Большое значение для развития речи ребенка имеет языковая среда, окружающая его, чтение художественной литературы. Современные школьники мало читают, либо не читают вообще.

Речевой самоконтроль имеет определяющее значение для развития самостоятельной речевой деятельности обучающихся. Он сопровождает любое высказывание, его роль особенно заметна в таком виде речи, как письмо.

Приемы учебной работы, представленные здесь, помогут формированию у школьников умения осуществлять самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_rechevomu_samokontrolyu.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка речевому самоконтролю.

Содержание Федерального Государственного образовательного стандарта, изменение представлений о роли русского  языка как средства общения и как учебного предмета в контексте современного образования требуют постановки новых задач в методике обучения языку, обоснования новых принципов и методов обучения языку и речи. В центре внимания современной школы — деятельность школьника по усвоению языка, речевое развитие и саморазвитие личности. Резервы совершенствования методики развития связной речи следует искать в теоретических исследованиях природы речевой деятельности, в раскрытии закономерностей усвоения речи, вот почему постановка проблемы формирования речевого самоконтроля школьников представляется своевременной и необходимой.

Обучающихся следует приучать контролировать и корректировать себя с самого начала образовательного процесса . В результате подобной работы обучающиеся будут обладать внутренним аппаратом, позволяющим им регулировать собственную деятельность, еще до того как они получат оценку со стороны. В этом случае эталоном действия обладает не только преподаватель, эталон будет находиться и в сознании обучающегося. Это обеспечит двустороннее понимание того, что и каким образом контролируется. Что в свою очередь поможет снизить уровень непонимания, избежать или сгладить возможные конфликты. При наличии самоконтроля и оценки обучающийся находит источник стимулирования и мотивации не в отметке, а внутри учебно-воспитательного процесса, в своей учебно-познавательной деятельности.

Со стороны педагога важно понимать, что непременным условием формирования и развития самоконтроля является его методически грамотная организация. Психологи считают, что самоконтролирование не является врожденной способностью человека. Оно формируется как под влиянием личного опыта, так и в результате процесса воспитания и целенаправленного развития.

Для формирования у школьников умения осуществлять самоконтроль целесообразно использовать следующие приемы учебной работы:

- ознакомление с различными видами ошибок, установление причин их появления, демонстрация приемов нахождения и образцов исправления ошибки,

- редактирование чужого деформированного текста;

- работа с черновиком,

- проведение отсроченной повторной работы с текстом (взаимо- и саморедактирование и написание второго, улучшенного, варианта текста);

- сопоставительный анализ результатов собственных работ обучающихся.

- совместная работа обучающихся над созданием речевого высказывания,

- рецензирование, взаиморецензирование,

- индивидуальная беседа, направленная на преодоление нарушений связности речи в работе ребенка.

Важно, чтобы обучающиеся осознали необходимость в совершенствовании своих речевых произведений, в обеспечении своей творческой самостоятельности умениями речевого самоконтроля и самокоррекции.

Развитию умений прогностического самоконтроля служат такие задания

- на развитие языковой догадки — прогнозирование значения неизвестной субъекту речи языковой единицы с опорой на контекст высказывания (с последующей самопроверкой по словарю),

- на развитие умения адекватного выбора слова, синтаксической конструкции,

- на прогнозирование содержания и др характеристик текста по данной теме, заголовку, начальной и/или конечной фразе, ключевым словам и др ,

- на моделирование текста,

- на подбор фактического и языкового материала для высказывания.

Формированию умений текущего самоконтрочя способствуют задания

- на аспектный и многоаспектный лингвистический анализ текста (с использованием образца, памятки или алгоритма анализа),

- на конструирование (из данных элементов) и переконструирование текста и др языковых единиц (на основе модели или плана).

- на создание (воспроизведение и порождение) текста в условиях совместной деятельности.

Умения итогового самоконтроля развиваются в процессе выполнения заданий

- на сопоставление воспринятого или созданного текста с образцом, реальным (изложение, сочинение по аналогии) или предполагаемым (сочинение), или моделью текста,

- на обнаружение и исправление текстовых и речевых ошибок (редактирование с опорой на таблицы ошибок, памятки «Как распознать и исправить лексическую (грамматическую, стилистическую, текстовую) ошибку»);

- на совершенствование высказывания: а) в условиях совместной деятельности, б) в условиях индивидуальной деятельности — в результате взаимо-или саморедактирования.

Особое место в системе упражнений по развитию самоконтроля над качеством текста занимают задания на формирование мотивации самоконтроля и на развитие памяти.

Речевой самоконтроль имеет определяющее значение для развития самостоятельной речевой деятельности обучающихся. Он сопровождает любое высказывание, его роль особенно заметна в таком виде речи, как письмо.

Самостоятельность обучающегося в речевой деятельности обеспечивается

- опытом ценностного отношения к языку и речи,

- опытом речевой деятельности,

- коммуникативным опытом совместной текстовой деятельности.

Обучение речевой деятельности становится более эффективным, если соблюдаются следующие условия:

— построение учебного процесса с учетом принципов формирования самоконтроля в речевой деятельности,

— осознание обучающимися роли самоконтроля в процессах восприятия и порождения речи;

— формирование у школьников адекватной мотивации самоконтроля, воспитание критического мышления, потребности в совершенствовании своего речевого высказывания, в оценке выбора слова, разнообразия морфологических форм и синтаксических конструкций, точности, логичности и других достоинств связной  речи,

- включение школьников в совместную контрольно-оценочную и редакторскую деятельность;

Особую роль в реализации речевого самоконтроля, играет внутренняя речь.  Внутренняя речь служит средством функционирования знаний, мыслительных умений и навыков, необходимых для осуществления самоконтроля.  Внутренняя речь выступает и как «пусковой механизм» самоконтроля, и как тормозной механизм неправильных действий, делающий

возможным не только нахождение и исправление ошибок при восприятии и продуцировании текста, но и их предупреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как научить ребенка «любить» математику, если у него «гуманитарный» склад ума?»

Я в статье попыталась показать работу учителя с детьми "гуманитарного" склада ума.На конкретном примере рассмотрела,  как можно привить интерес к математике....

Чему НЕОБХОДИМО научить ребенка

Рекомендации психологов...

как научить ребенка читать без слез

материал предназначен родителям дошкольников. этапы обучения детей оаладению навыкам чтения....

Методическая разработка. "Метод личностно-ориентированного урока "Как научить ребенка вступать в диалог?"

Презентация методической разработки. Прием личностно-ориентированного урока по литературе....

Как научить ребенка связно рассказывать?

Несколько советов родителям для развития связной речи детей....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ?"

Конспект и презентация беседы с родителями....