Технологическая карта - инструментарий современного урока
статья на тему

Чем технологическая карта отличается от конспекта урока? Как составить технологическую карту? Какие  возможности имеет технологическая карта? На эти вопросы имеются ответы в данном выступлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта – инструментарий современного урока

Федорова Юлия Дмитриевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования состоит в  деятельностном подходе к обучению детей. Главной задачей является развитие личности ученика. Формулировки образовательного стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Главной частью ФГОС являются универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения  УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта,  а педагог – в роли организатора коммуникации.

Поставленная задача полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования  Федерального государственного образовательного стандарта?

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно - технологическая карта урока. Как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, она даёт возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Технологическая карта урока представляет таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта? Только формой. Но такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате - все перед глазами учителя.

Единообразной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно предложить несколько форм построения технологической карты урока.

Вариант 1.

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Вариант 2.

Этап урока,

прогнозируемый результат

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, формы обучения

Примечания

Вариант 3.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

Это только несколько вариантов структуры технологической карты. Но в них выделяются два основных раздела: деятельность учителя и деятельность обучающихся.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • полного отражения последовательности всех действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации действий учителя и учащихся.

Ниже приведена часть технологической карты к уроку литературного чтения. Здесь показана работа на этапе закрепления нового материала.

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Закрепление нового материала

Организация беседы по содержанию сказки

Дети отвечают на вопросы

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции, используют критерии для обоснования своего суждения.

Организация словарной работы.

Читают текст на слайде.

Объясняют значение слова.

Подбирают синонимы.

Работа с пословицами (организация парной работы)

Работают в паре – выбирают подходящие  к сказке пословицы, объясняют свой выбор.

Работа с иллюстрацией к сказке

Рассматривают иллюстрацию;

Соотносят иллюстрацию с текстом;

Работа над выразительностью чтения

Выразительно читают отрывок.

Наибольшие затруднения у учителя может вызвать разделение целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю предлагаются возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.

Деятельность  учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и т.д.

Деятельность учеников может быть выражена следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов, выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия,  выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и др.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Педагоги отлично понимают, что подготовка к уроку чрезвычайно важна. Как будет выглядеть на бумаге процесс этой подготовки: план-конспект, технологическая карта –   это уже вторично. В конспекте возможны несоответствия, когда цели и задачи урока поставлены одни, а в ходе урока не вполне ясно, реализованы они или нет в содержании материала. Кроме того, в привычном конспекте урока учитель часто описывает собственную деятельность, а не деятельность детей.

На форумах в социальных сетях ведутся споры педагогов относительно использования технологических карт уроков. Мнения разделились. Кому-то проще представить информацию в графическом виде, т.е. в виде технологической карты. Этим педагогам идея технологической карты нравится тем, что даёт свободу творчества. Другая часть педагогов  в таблице свой урок «не видит», и считает составление технологических карт тратой времени. Однако обе группы   педагогов сходятся во мнении, что технологическая карта действительно помогает представить не только деятельность учителя, но и деятельность учеников на уроке. Есть и такие педагоги, которые много лет назад, не зная  ни о схеме технологической карты, ни о самом названии, готовясь к уроку, часто  составляли  себе нечто подобное, чтобы видеть каждый кусочек урока (по минутам) в двух направлениях: что делает учитель, что делают дети,  и какой цели  это подчинено.

        Как всякое новое, введение новых стандартов и работа по ним вызывает страх, а у многих и неприятие. Сейчас происходит смена вектора образования - на ученика, на пробуждение его активности, разума.

В технологической карте заложены и деятельность учителя и ученика, чтобы сразу можно увидеть, кто на уроке главный. Вот тут-то и начинается вдумчивая работа. Дело  в  новой «установке» для учителя, когда он должен научиться быть в стороне, построить свою деятельность так, чтобы дети работали, видели, что они не знают, как добиться того, чтобы это знать. Действительно, главное - не доводить до абсурда. Не нужно думать только о том, как представить урок администрации, лучше сконцентрироваться на том, что следует поменять в методике преподавания предмета, как заинтересовать ребят, и, конечно же, для каждого предмета развитие тех или иных УУД будет оставаться на первом месте. Важно работать с технологическими картами, не как с заменителями конспектов урока, а как с инструментом конструирования урока и формой анализа урока с точки зрения универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ

В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования современного урока

Карта- схема планирования современного урока в связи с внедрением в учебный процесс ФГОС...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Использование технологической карты в современном уроке по технологии в рамках реализации ФГОС

В статье представлен опыт работы учителей технологии по составлению плана-конспекта современного урока с технологической картой в условиях внедрения ФГОС основного общего образования....

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...

Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...